Аллегорическое шествие «Весна красна»

Коронация императорской четы — Александра III и его супруги Марии Федоровны, которая состоялась 15 мая 1883 года в Успенском соборе Московского Кремля, была одной из самых зрелищных в истории Российской Империи. За коронацией последовали 2 недели торжеств. Одним из них стало Аллегорическое шествие «Весна красна», устроенное во время народного праздника 21 мая 1883 г. на Ходынском поле М. Лентовским.
Москва при Александре III

Москва при Александре III

Информация о событии

Коронация императорской четы — Александра III и его супруги Марии Федоровны, которая состоялась 15 мая 1883 года в Успенском соборе Московского Кремля, была одной из самых зрелищных в истории Российской Империи. За коронацией последовали 2 недели торжеств. Одним из них стало Аллегорическое шествие «Весна красна», устроенное во время народного праздника 21 мая 1883 г. на Ходынском поле М. Лентовским. Действия и представления разворачивались в театрах – двух пантомимных, и двух драматических. Планировка самого поля была вариацией общепринятых в городских парках схем. В центре возведен круг – открытая сцена для показа главного представления – аллегорического народного шествия "Весна – красна". К ней примыкал полукруг второй площади, обрамленной четырьмя открытыми театрами. За ним следовали, постепенно расширяясь, еще четыре полукруга площадей, образованных качелями, каруселями, открытыми эстрадами для песенников, молчановского хора, хора «Подснежник», фокусников, балагуров, оркестров, райков петрушек и т.д. Замыкались линии мелких строений двумя дугообразными корпусами будочек для раздачи провизии. О том, каким было шествие можно получить очень наглядное представление - устроители выпустили альбом со сценами, иллюстрирующими действо. Рисунки включают до 10 отдельных эпизодов шествия: герольды, оповещающие о возвращении весны; богатыри земли русской; меч-кладенец, искоренитель зла; хмель с хмельниками, олицетворение веселья и удали; скоморохи; медведь, коза и журавль; лягушки и пр. Эскизы декораций к сказке « Иван – Царевич» изображают Медный дворец Змея - Горыныча, избушку на курьих ножках Бабы – Яги в лунную ночь, дворец в лесу, площадь в старом русском городе. Вся декорационная часть и постройки выполнены по рисункам Ф. Шехтеля. План шествия был тщательно подготовлен: «Прямо против входа будет устроен театр, где два раза в день будут даваться спектакли народных и волшебных пьес. С правой стороны, ближе к входу будет построен медный дворец «Змея – Горыныча», весь освященный красными огнями; тут и сам Змей – Горыныч, и его стража, и битва с Добрыней Никитичем. Далее по этой стороне будет представлена избушка на курьих ножках Бабы – Яги; избушка и местность освещены лунным светом. С левой стороны лес дремучий, где на горе во дворце проживает Соловей – Разбойник; тут же изображен будет бой Соловья – Разбойника с Ильей Муромцем; с левой же стороны подводное царство, где изображен будет Хрустальный дворец. В процессии, где будет весь русский сказочный мир, наиболее интересно шествие Царь – Девицы. Царь – Девица будет почивать в хрустальном гробу, а вокруг будет балет в невероятных сказочных костюмах. Посередине манежа будет окруженный водой « остров цветов », увенчанный серебряными беседками». Подлинным шедевром графического книжного искусства можно считать обложку к изданию «Весна красна», выдержавшему три издания. Помимо иллюстраций, выполненных Шехтелем, в издании помещено стихотворение Л. Леонидова-Гуляева «Весна красна»: Дав волюшку своим весенним, ранним грозам, Ты обновила всё, могучая Весна. Вступив в свои права над Дедушкой-Морозом, Природу подняла от тягостного сна.
Распечатать статью