ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Николай Александрович Ладовский

(Нет голосов)
Ладовский
Николай Александрович Ладовский (15 января 1881, Москва — 18 октября 1941, там же) — советский архитектор, творческий лидер рационализма, педагог. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1934).
Николай Ладовский родился в Москве 15 января 1881 г.. В автобиографии писал о начале трудового пути, что проработал «4 года литейщиком и 15 лет – строителем». В 1900-е получил три премии от Петроградского общества архитекторов за конкурсные проекты. С 1907 «непрерывно работал по архитектуре в Петрограде, проектируя и заведуя технической стороной построек». В 1914–1917 учился на архитектурном отделении МУЖВЗ. В 1918 работал в Первой архитектурной мастерской Моссовета под руководством И.В.Жолтовского и А.В.Щусева.

В 1919–1920 – член группы «Живскульптарх», где велись интенсивные поиски в области формообразования. Параллельно работал в скульптурной артели II ГСХМ под руководством Б.Д.Королёва. Выработанные в этот период принципы послужили основой его концепции педагогического метода. Член Инхука, с мая 1921 возглавил его рабочую группу. В это время вокруг него сформировался творческий коллектив архитекторов-рационалистов. С 1923 – один из учредителей и председатель группы рационалистов АСНОВА, главные принципы которой отражены в журнале «Известия АСНОВА» (1926, под редакцией Ладовского и Л.М.Лисицкого).

Начал преподавательскую деятельность с момента основания Вхутемаса как профессор архитектурного проектирования. В противовес классической школе Жолтовского, совместно с В.Ф.Кринским и Н.В.Докучаевым организовал на архитектурном факультете Обмас. Произвёл революцию в архитектурном образовании, создав дисциплину «Пространство», в основу которой легла новая методика преподавания, направленная на развитие у учащихся объёмно-пространственного мышления. Ввёл в практику преподавания макетный метод выполнения композиционных заданий. С 1923 дисциплина «Пространство» была включена в общий курс Основного отделения для всех специальностей. 

В 1927 организовал во Вхутеине научно-исследовательскую лабораторию («чёрную комнату») для исследования объективных закономерностей психофизического восприятия. В 1928 создал альтернативную АСНОВА организацию АРУ. Причиной этого стала неудовлетворённость деятельностью АСНОВА, практически не имевшей выхода на реальное проектирование.

В середине 1920-х создал проекты жилых комплексов для Москвы и Иваново-Вознесенска. С конца 1920-х почти полностью переключился на разработку пространственных аспектов градостроительства.

В 1929 разработал принципиально новую схему развивающегося (динамичного) города – «параболу». В основу процесса развития и роста города была положена непрерывно развивающаяся планировочно-пространственная структура, усложняющаяся по мере роста городского организма. Предложил использовать эту схему для реконструкции Москвы в конкурсном проекте (1932). Тема соцгорода была воплощена им в конкурсном проекте «Зелёный город» (1930, 1-я премия), который в дальнейшем разрабатывал с привлечением своих учеников из Вхутеина.
В советские годы он считался лидером рационализма и как педагог запомнился тем, что реформировал систему архитектурного образования в Советском Союзе. Его методика строилась на двух принципах – проектирование зданий начинать не от плана к форме, а, напротив, от композиции к проекции (от абстрактного к частному) и использование макетов. На методике, предложенной когда-то Николаем Ладовским, до сих пор строится обучение будущих архитекторов.

Однако у Ладовского были сильные противники, и вскоре времена изменились. Посыпались обвинения в буржуазных взглядах на архитектуру. От новаторства и рационализма Ладовского остался только наземный павильон метро "Красные ворота". Прекрасно, но так мало. Жизнь пролетела, архитектор Николай Ладовский умер всеми забытый в 1941 г.


Дома Ладовского в Москве:

- Красные ворота площадь. Наземный вестибюль станции метро "Красные ворота". Н.А. Ладовский, 1935.
- Лубянка. Перронный зал станции метро "Дзержинская". Н.А. Ладовский, 1934-1935; Алёшина и Стрелков, реконструкция, 1973-1975.
- Тверская, 6 С3, С5. Во дворе. Жилой дом кооператива "Крестьянская газета". Н.А. Ладовский и В.С. Колбин, 1928-1931.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
1

Павильон станции метро Красные ворота

Садовая-Спасская ул., д. 21/1

Реальное строительство метро происходило в 1934–1935 годах и совпало с резким стилистическим поворотом от авангарда к декоративной архитектуре в советском искусстве.

3.7