ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Адриен Сюррюг

3.1
Сюррюг

Адриен Сюррюг (31 ноября 1753 года, Кламси, Франция - 21декабря, 1812 года, Москва, Россия) - настоятель московского прихода Святого Людовика, доктор богословия в Сорбонне, префект наук королевского колледжа в Тулузе, каноник Пильтенской коллегиатской церкви в Виленской епархии, имевший огромное влияние на московскую аристократию, многие из которых приняли католичество.

Родился в семье Франсуа Сюррюга, судовладельца, и Барбары Кокиль, дочери купца, одиннадцатым ребенком. В конце 1770-х годов отправляется в Сорбонну, тогда являвшуюся теологическим факультетом, и получает степень доктора теологии. Позднее, вероятно с 1783 года, преподавал в колледже Святой Варвары, где началась его связь с иезуитами, чья деятельность во Франции в начале 60-х годов XVIII в. была запрещена. Есть версия, что в эти годы Адриан Сюррюг стал членом братства Ордена Иисуса - иезуитов.

В 1785, уже получив сан аббата, Адриан Сюррюг стал принципалом (директором) Королевского колледжа в Тулузе. Там он столкнулся с финансовым, административным и учебным кризисами – обучение велось недостаточно, колледж имел постоянные конфликты между преподавателями и властями и долг в 50 тысяч ливров! Аббат Сюррюг изменил систему классных экзаменов, разграничил административные и преподавательские функции, уладил конфликтные взаимоотношения между колледжем и местными властями, открыл новые кафедры – в том числе химии и экспериментальной физики, чье финансирование взяли на себя штаты Лангедока.

Во время Французской революции аббат Сюррюг возвратился в Кламси с огромной библиотекой в 1791 году. И в 1792 году решил отправиться на восток Европы – в Польшу, дальше в Россию.

В 1796-1797 годах аббат Сюррюг стал наставником детей графа А.И. Мусина-Пушкина, историка, археографа и издателя. Он должен был заботиться о воспитании и образовании нескольких детей графа – для своих учеников аббат Сюррюг разработал учебники по истории, французской литературе и мифологии. В графском доме на Разгуляе он соорудил солнечные часы – московские извозчики специально заезжали туда, чтобы узнать который час. Преподавая в течение 12 лет в семье графа, аббат Сюррюг оказывал влияние и в религиозных вопросах. Представители аристократических семей обращались в католичество благодаря активной деятельности иезуитов-эмигрантов. Аббат Сюррюг пользовался большим расположением и симпатией графини Мусиной-Пушкиной и способствовал тайному переходу в римско-католическую церковь Е.П. Ростопчиной, жены графа Федора Васильевича Ростопчина.

17 октября 1807 года аббат Адриен Сюррюг был утвержден настоятелем церкви Святого Людовика. После прохождения разных формальностей вступления в должность, аббат Сюррюг стал настоятелем в 1808 году. В ноябре 1808 года он уходит из семейства Мусиных-Пушкиных, для которых расставание с ним было горестным. Графиня Мусина-Пушкина за свой счет обустроила внутренний интерьер церкви Св. Людовика.

В 1812 году граф Ростопчин стал московским главнокомандующим и аббат Сюррг часто бывал в его доме на Лубянке.

В то же время правительство усилило общий надзор за иностранцами и в распространяемых официальных «афишках» провоцировалась ненависть местных жителей к иностранцам. В воспоминаниях граф Ростопчин писал: «Иностранцы, особенно французы: коммерсанты, артисты и другие лица, проживавшие в Москве, держали себя очень осторожно, так как я, с самого начала войны, дал им предупреждение, через посредство их священников, которым я, по этому предмету, разослал циркуляр. Но русский народ всегда глядел на них косо, вследствие преимуществ, доставляемых им званием иностранца, и обвинял их в том, что они отнимают у него барыш от торговли и работы».

Во время нахождения французской армии в Москве в 1812 года аббат Сюррюг остался служить при храме Св.Людовика и помогал ставшими изгоями и беженцами иностранцам. Об этих событиях актриса Л. Фюзиль в своих воспоминаниях, напечатанных в 1814 году, писала: «Довольно большая площадь, принадлежащая церкви, была застроена деревянными домиками, где бедные иностранцы находили во всякое время приют. Пока город горел, солдаты грабили его. Все женщины, дети и старики попрятались в церкви. Когда появились солдаты, аббат Сюрюг открыл двери и в полном облачении с распятием в руках, окруженный этими несчастными, единственной опорой которых был он, с уверенностью предстал перед озверелыми солдатами, которые с уважением попятились перед ним. Аббат Сюрюг попросил стражу для охраны несчастных семей, и ему ее тотчас же дали. Наполеон хотел его видеть и всячески убеждал вернуться во Францию. «Нет, – отвечал тот, – я не хочу бросать свое стадо, которому могу быть еще полезен». Хотя в съестных припасах уже чувствовался недостаток, их все-таки посылали аббату, и он делил их, как добрый пастырь».

Сам аббата Сюррюг в своих письмах опровергает встречу с императором Наполеоном: «В течение шестинедельного пребывания здесь французов, я не видел даже тени Наполеона и не стремился увидеть его. Говорили, что он собирается позвать меня, и это сообщение меня испугало; к счастью, оно не оправдалось. Он не посетил нашу церковь и, вероятно, и не думал об этом».

В октябре французская армия ушла из Москвы. Как только граф Ростопчин вернулся в Москву аббат Сюррюг поспешил встретиться с ним – его ждал суровейший прием, поскольку граф узнал о переходе жены в католичество. Больше аббата не принимали в доме Ростопчиных.

Есть версия, что сопровождая тело умершего французского солдата на кладбище, аббат был ограблен и избит группой казаков, после чего с трудом добрался домой и больше не встал постели. 21 декабря 1812 года аббат Сюррюг скончался.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
1

Католический храм св. Людовика

Малая Лубянка, д. 12/7 стр.8

В 1812 году аббат этого храма отказался от встречи с Наполеоном. Он спас храм от разграбления, выйдя к мародерам в парадном облачении с распятием в руках.

4.01