ENG

Большая Якиманка

+ -

Название улицы напоминает о церкви Иоакима и Анны, построенной в районе Голутвенных переулков в XVII в.

В XIV-XV в. здесь пролегала дорога из Москвы в Калугу, и улица долгое время называлась Калужской. В то время водоотводного канала Москва-реки еще не было, улица брала свое начало у озерка. Гильдянский мост через озеро выходил прямо к Большому Каменному мосту через Москва-реку.

По правую сторону Якиманки размещалась Голутвина слобода, участок земли, принадлежавший Голутвину монастырю в Коломне. Сейчас о слободе напоминают Голутвинские переулки, сохранившие свое название до наших дней.

По левой стороне улицы простиралась богатая Кадашевская слобода, населенная мастерами, изготовлявшими «кади» – кадушки для царева двора.

В XVII в. этот район был мало заселен. Здесь жили стрельцы, получали двора иноземцы, располагалась слобода жителей Польши – Панская, а также иноземная слобода, где располагался кабак. Эта местность называлась у москвичей Налейки, а потом Наливки. Церковь, построенная в слободе в XVII в., именовалась Спас в Наливках. Сейчас это район Спасоналивковских переулков.

В XVIII в. на Якиманке появилась церковь Иоанна Воина, сохранившаяся до наших дней. Тогда улица перестала быть стрелецкой, здесь селились купцы, чиновники, дома строились деревянные с садами и усадьбами.

В 1812 г. улица не пострадала. Именно по Якиманке наполеоновская армия уходила из Москвы в сторону Калуги.

Иван Шмелев в книге «Лето Господне» так описывал свое детское путешествие по Якиманке конца XIX в.: «Улица очень длинная, скучная, без лавок, жаркая. Дремлют дворники у ворот, раскинув ноги. И все дремлет: белые дома на солнце, пыльно-зеленые деревья, за заборчиками с гвоздями, сизые ряды тумбочек, похожих на голубые гречневики, бурые фонари, плетущиеся извозчики».

Только во второй половине XIX в. на Якиманке началось каменное строительство. Был построен дом Игумнова, дом Клименкова. В начале ХХ в. появились и многоэтажные доходные дома.

Кроме жилых домов на улице были построены две гимназии, училище и богадельня.

После строительства Водоотводного канала улица берет свое начало на Якиманской набережной и делает плавный изгиб. Это обстоятельство несколько затрудняло движение на Юго-Запад Москвы. После строительства больших жилых комплексов в этом районе, в 1970-х, Якиманка была соединена с Б. Полянкой Якиманским проездом, который сейчас выглядит как единое целое с Б. Якиманкой, а начало улицы уходит вбок и смотрится второстепенным переулком.

При строительстве Якиманского проезда была взорвана церковь Иоакима и Анны, располагавшаяся как раз в районе стрелки, образовавшейся при строительстве проезда.

В 1957 г. улица была названа именем болгарского революционера и общественного деятеля Г.М. Димитрова. Таким образом было решено отметить 75-летие со дня рождения Димитрова, жившего в свое время около Каменного моста.

В 1992 г. ей возвращено прежнее название.

Зинаида Одолламская
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Павильон "Механизация"

Павильон "Механизация"

ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 28

Танцплощадка, устроенная в одной из «граней» павильона, запечатлена в фильме «Я шагаю по Москве».

Рейтинг: 3.84
Маршруты
 Михаил Ширвиндт: исповедь московского хулигана

Михаил Ширвиндт: исповедь московского хулигана

"Зато теперь я могу любому автомобилисту рассказать про каждый угол Москвы - где и что находится", - говорит телеведущий Михаил Ширвиндт. И ведь рассказывает, да еще как! Прогулка от Пречистенки до Малой Бронной. С небольшим отступлением от темы в сторону Швивой горки.

Рейтинг: 3.45
Дома
Усадьба Демидова, конец XVIII в. - середина XIX в.

Усадьба Демидова, конец XVIII в. - середина XIX в.

Б.Толмачевский пер., д. 3, стр. 2, 5, 6

В 1770-е годы Амос Прокофьевич Демидов, сын владельца металлургических заводов на Урале Прокофия Акинфиевича Демидова, купил городскую усадьбу в Толмачевском переулке.

(Нет голосов)
Дома
Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького

Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького

Ул. Крымский Вал, д. 9

Смотри — для нас расчищаются парки, И с флагов сияет «Культура и отдых» (В.Маяковский).

Рейтинг: 3.39
Территории
Парк «Музеон»

Парк «Музеон»

Парк искусств Музеон сегодня не только популярное место отдыха с большой культурной программой. Это ещё и музей, собрание скульптуры ХХ века под открытым небом.

(Нет голосов)
Музеи
Координационный центр «Лаврушинский 15»

Координационный центр «Лаврушинский 15»

Координационный центр «Лаврушинский 15» занимается организацией, проведением и сопровождением экспозиционно-выставочных и иных мероприятий, осуществляемых Творческим Союзом художников России и Поволжским отделением Российской академии художеств. Центр является многофункциональным просветительским учреждением, в котором осуществляется публичный показ музейных предметов, предметов искусства, арт-объектов, инсталляций и других видов художественного выражения.

На площадке экспонируются представители традиционного и современного искусства – профессиональные авторы Москвы и многих других регионов Российской Федерации.

Среди выставок центра:

  • персональная выставка Люси Чарской «Москва, Лондон, Нью-Йорк, Париж» – цикл из 30 работ, выполненных в технике классической акварели, представляющих три полноценные серии, посвященных Москве. Также на выставке была представлена нью-йоркская серия работ;
  • юбилейная выставка заслуженного художника России Павлова Владимира, посвященная 70-летнему юбилею художника и 50-летию творческой деятельности;
  • выставочный проект Елены Болотских «Визуализация невидимого. Нумерология России: 17, 37, 41, 53, 61, 91, 100» – авторский выставочный проект, посвящённый знаковым вехам русской истории;
  • «Творческие горизонты Анатолия Кияйкина» – выставка живописца и графика, заслуженного художника России. Одной из самых заметных исторических картин является полотно художника «Ферапонтово. Никонов Крест». Широкую известность получил его графический триптих «Победа. Не в силе Бог, но в правде. Псков. 1242 год. 5 апреля», в котором художник даёт авторскую трактовку событий времён Александра Невского;
  • «Анатомия белого» Карины Казарян – выставка работ московской художницы и дизайнера Карины Казарян, выполненных в технике «белого рельефа», возможности которой она исследует с 2001 года. Стиль «белого рельефа», буквально «по наследству» переданный Карине ее крестным отцом, художником и скульптором Рудольфом Хачатряном, сочетает в себе рисунок и рельеф, свет и тень, природные формы и абстракцию.

Список всех выставочных мероприятий размещен на сайте центра.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Игнатьевой-Белкина

Усадьба Игнатьевой-Белкина

Ул. Люсиновская,д. 8

Эта усадьба - великолепный образец архитектуры послепожарной Москвы с тонкой, качественной лепниной.

Рейтинг: 3.44
Дома
Дом писателей

Дом писателей

Лаврушинский пер., 17

Типичное довоенное 9-этажное здание в советском классицизме расположено между Ордынкой и старым комплексом Государственной Третьяковской галереи. Архитектор Иван Николаев предусмотрел многоступенчатый объем и расчленил фасад эркерами и балконами. Первые два этажа выделены рустовкой.

Рейтинг: 3.83
Дома
Палаты в Кадашевской слободе

Палаты в Кадашевской слободе

1-й Кадашевский пер., д. 7/9, стр. 1

Только богатый  житель Кадашевской слободы мог выстроить жилой дом у церкви.

Рейтинг: 3.54
Дома
Дом кооператива "Звено"

Дом кооператива "Звено"

2-й Обыденский пер., д. 10

Типичный кооперативный дом Москвы периода Новой экономической политики

Рейтинг: 3.9
Дома
Церковь Илии Пророка Обыденного

Церковь Илии Пророка Обыденного

2-й Обыденский переулок, дом 6/3, строение 1

Построенный по случаю радостного события, этот храм стал счастливым во всех смыслах: должен был быть закрыт 22 июня 1941 г., но так и не закрывался и стал приютом многих святынь

Рейтинг: 3.59
Музеи
Инженерный корпус

Инженерный корпус

В комплекс музея в Лаврушинском переулке входит Инженерный корпус. Название здания, построенного во время последней реконструкции, связано с размещением в нем инженерно-технических служб, обеспечивающих деятельность музея (климат, охрана).

Здесь расположен конференц-зал для научных симпозиумов и пресс-конференций.

Второй и третий этажи Инженерного корпуса предназначены для регулярных выставок классического и современного искусства, отечественных и зарубежных мастеров. В частности, в залах Инженерного корпуса осуществляется проект «Золотая карта России», цель которого – представить в Москве собрания региональных музеев страны.

Особый вход с Малого Толмачевского переулка ведет в зал лектория, рассчитанный на проведение лекций с демонстрацией слайдов и видеофильмов. Отсюда же можно попасть в детскую студию Третьяковской галереи и в Храм-музей Святителя Николая в Толмачах.

(Нет голосов)