Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Переделкино: городок писателей, Дом творчества

«Переделкино» – знаковый адрес советских писателей, поэтов, драматургов, переводчиков и литераторов исполинского масштаба. 

Переделкино: городок писателей, Дом творчества
Переделкино: городок писателей, Дом творчества
улица Погодина, дом 4, к. 2, поселок ДСК «Мичуринец»
Новопеределкино, Боровское шоссе

«Переделкино» – знаковый адрес советских писателей, поэтов, драматургов, переводчиков и литераторов исполинского масштаба. 

Вид территории:
Иное
Литературное наследие

В разное время в поселке Переделкино жили, дышали, гостили, работали, совершая «творческие прорывы к смыслу бытия», титаны мысли ХХ века – Борис Пастернак, Корней Чуковский, Исаак Бабель, Константин Паустовский, Валентин Катаев, Фазиль Искандер, Арсений Тарковский, Ольга Берггольц, Анастасия Цветаева, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина. Здесь были созданы произведения, ставшие классикой не только отечественной литературы.

В наши дни Переделкино, вошедшее в историю как «место силы» мастеров слова, переживает второе рождение в качестве литературного кластера с резиденциями и комфортными пространствами для работы и досуга. Любителей истории, литературы и «погружения в себя» в любое время года ждет немало открытий. Проникнуться духом эпохи, ухватив за хвост «частицу времени», можно в мемориальных домах-музеях. Среди самых известных – дома Бориса Пастернака, Корнея Чуковского, Булата Окуджавы. Тишина, умиротворенность, состояние внутреннего покоя ощущаются здесь особенно отчетливо.

Если, как говорил И. С. Тургенев, «правда – воздух, без которого дышать нельзя», Переделкино – «воздух», которым на протяжении многих десятилетий дышит сама русская литература.

История возникновения

Историческое название места, по всей видимости, возникло от деревни Передельцы, входившей в XVII столетии в состав поместья Леонтьевых. Со временем Передельцы перешли от Леонтьевых и Долгоруковых к семейству Самариных.

«Получилась же счастливейшая возможность жить и работать в одном из лучших мест России, где было имение прославленного славянофила Самарина, человека исключительного ума и дальновидности. Из тех славянофилов, которые запросто могли спорить и дружить с западниками. Поэтому в Переделкине и не было склочности, был дух корпорации…», - так Переделкино описывал создатель «Антимиров» Андрей Вознесенский, проведший последние годы жизни в доме на улице Павленко, рядом с дачей-музеем своего учителя Б. Л. Пастернака. Именно здесь, в поселке Переделкино, появился на свет роман, который Пастернак писал целых десять лет – «Доктор Живаго».

Сама по себе идея создания писательского городка достойна отдельного рассказа. В 1932 году автор «Дачников» Максим Горький между делом известил создателя романа «Города и годы» Константина Федина о том, что едет в Москву с новой затеей, точнее с новым «проектом»: «отобрать человек 20-25 наиболее талантливых литераторов, поставить их в условия полнейшей материальной независимости, предоставить право изучения любого материала, и пусть они попробуют написать книги, которые отвечали бы солидности вопросов времени...»

Примерно в это же время конкретный план создания дачного кооперативного товарищества созрел у группы писателей во главе с автором повести «Голый год» Борисом Пильняком, возглавившим первый в СССР Союз писателей. В ходе обсуждения новаторской идеи дома у Максима Горького, высшее руководство страны в лице Иосифа Сталина озвучило план строительства под Москвой ни много ни мало целого городка, в котором советские писатели «могли жить вместе с семьями, друг другу не мешая, и интенсивно творить». 

Сказано – сделано. Строительство дач началось в 1934 году. Для будущего писательского «анклава» отвели массив земли площадью 25 гектаров. К 1935 году было построено тридцать благоустроенных домов, в которых обосновались первые дачники. В городке появились улицы, изящно раскроившие пространство, словно сюжетные линии, взаимодействующие друг с другом — проезд Вишневского, улицы Павленко, Тренева, Погодина и Серафимовича.

Среди первых обитателей писательского поселка, получивших дачи в бессрочную аренду, были Константин Федин, Борис Пастернак, Всеволод Иванов, Петр Павленко, Илья Сельвинский, Александр Серафимович, Исаак Бабель, Мариэтта Шагинян, Леонид Леонов, Борис Пильняк. Дача в Переделкине стала своеобразным маркером успеха, своеобразным «орденом общественного признания». В своем последнем, главном романе – «Мастер и Маргарита» – М. А. Булгаков «зашифровал» писательский городок под названием «Перелыгино». 

Великая Отечественная война не обошла стороной Переделкино. Жителей поселка эвакуировали, на его территории разместились военные части, зенитные войска. Многие знаменитые литераторы ушли добровольцами на фронт. Летом 1941 года Константин Симонов, на даче своего товарища Льва Кассиля, написал свое самое знаменитое, эпохальное стихотворение. «Жди меня…» стало путеводной звездой, маяком, молитвой, позволившей миллионам бойцов пройти сквозь ужасы войны и вернуться домой.

Дом творчества вчера и сегодня

После войны писательский городок взял курс на расширение. В 1955 году в поселке появился новый Дом творчества. Двухэтажное здание в неоклассическом стиле – импозантный каменный корпус с колоннами – стало архитектурной доминантой поселка Переделкино. В пансионате наличествовало 40 комнат, аскетичных одноместных писательских кабинетов. В узких номерах располагалось главное «орудие труда» литератора – письменный стол. Удобства находились на общем этаже. 

Номера, по свидетельствам очевидцев, всё больше смахивали на пеналы. «…В пенале помещались письменный стол перед окном, полутораспальная кровать, тумбочка, платяной шкаф, кресло для отдыха ― большое, плюшевое, по-домашнему уютное, и два стула», - вспоминала поэтесса Инна Лиснянская, посвятившая писательскому городку такие строки:

«В Переделкине пахнут липы
Лунатическим сном эпохи.
Что за прелесть - дверные скрипы,
Что за жалость - ночные вздохи...»

Дом Творчества моментально стал главной литературной меккой советских писателей.

«Снегопад свое действие начал
и еще до свершения тьмы
Переделкино переиначил
в безымянную прелесть зимы.

Дома творчества дикую кличку
он отринул и вытер с доски
и возвысил в полях электричку
до всемирного звука тоски…»

, - писала в 1968 году Белла Ахмадулина.

Заполучить путевку в подмосковный пансионат Переделкино считалось настоящей удачей: кандидатура каждого гостя, будь то писатель, сценарист или переводчик, утверждалась Литфондом. 

«А у нас в Переделкине, в Доме творчества, были открыты 16 форточек», - шутливо писал поэт-шестидесятник Андрей Вознесенский, архитектор по образованию. 

Одним из обитателей Дома был выдающийся поэт Арсений Тарĸовсĸий, подолгу живший в пансионате. Приезжая в Переделкино, автор стихотворения «Вот и лето прошло…» всякий раз иронизировал, что возвращается не в родные пенаты, а в «родные пеналы».

Разумеется, не обошлось и без романтики. На территории Дома творчества создали живописный парк с беседкой, – местом поэтических чтений, полночных встреч и не менее романтических расставаний.

В 1966 году к Дому творчества пристроили двухэтажное здание в стиле модернизма, созданное под чутким руководством архитектора Я. Н. Гузмана, причастного к проектированию знаменитых сталинских высоток. Стеклянный корпус с кинозалом, библиотекой, бильярдной и баром стал новым «центром притяжения» переделкинцев. На втором этаже Дома расположена библиотека, в которой и сегодня можно изучать редкие экземпляры книг с автографами именитых писателей, среди которых Вениамин Каверин, Корней Чуковский, Анатолий Рыбаков. Здесь есть и своя «Тайная комната» – Кабинет редкостей бережно хранит в своих застенках предметы книжной старины и эпистолярные артефакты, в том числе раритетные пишущие машинки.

В 1970-е годы на территории писательского городка, буквально в двух шагах от Дома творчества, построили гостиницу из красного кирпича с балконами, словно специально созданными для созерцания. Здесь можно повернуть время вспять, проведя вечер за книгой в аутентичной атмосфере и эстетике советской эпохи.

Обновленный Дом творчества — не только знаковая историческая локация, но и активно развивающаяся «литературная лаборатория», участники которой стремятся кристаллизовать, буквализировать культурный ДНК русской словесности. Им это по-прежнему мастерски удается.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Поделитесь статьей с друзьями