Представляет собой часть Садового кольца; названа по старым Триумфальным воротам, которые располагались на пересечении Садовой и Тверской улиц.
Садовая-Триумфальная улица — одна из самых коротких, но исторически насыщенных улиц Садового кольца. Её протяжённость всего 563 метра, она соединяет Малую Дмитровку с Триумфальной площадью, получившей своё название от располагавшихся здесь в XVIII веке Триумфальных ворот. Уже в XVI веке эти места входили в зону Земляного города: с внутренней стороны вала находились усадьбы иноземцев, служивших русскому царю, а с внешней — дома Тверской ямской слободы с огородами и полями. Позже сюда переселились мастера Оружейной палаты, а иноземцев вытеснили воротники — служилые люди, отвечавшие за содержание городских ворот. Память об этих слободах сохранилась в названиях Оружейного и Воротниковского переулков.
К концу XVII века здесь появились загородные усадьбы знатных фамилий — князей Хованских, Волконских, Троекурова, Хитрово, Стрешневых. Однако после указа Александра I 1816 года началась перепланировка бывшего вала в часть нового Садового кольца: валы срыли, ров засыпали, проезд замостили булыжником, а вдоль улицы разбили палисадники. К 1826 году дома, прежде значившиеся по Земляному Валу, уже числились по Садовой улице.
В первой половине XIX века Садовая-Триумфальная застраивалась в основном деревянными домами, часто служившими постоялыми дворами для пассажиров Петербургского тракта. До открытия железной дороги в 1851 году сюда прибывали дилижансы и кибитки, а усталые путники отдыхали и ужинали в здешних трактирах. Одним из сохранившихся памятников тех лет стал дом № 12 во Воротниковском переулке, где в мае 1836 года, во время последнего визита в Москву, останавливался Александр Пушкин у своего друга П. В. Нащокина.
К середине XIX века аристократия покинула эти места, и дома перешли к купцам, чиновникам, мещанам. В начале XX века улица оставалась узкой, а выступающие за красную линию палисадники мешали движению. В 1930-х годах их снесли, но серьёзного расширения добиться не удалось. Лишь в 1960 году здесь построили первый на Садовом кольце автомобильный тоннель — ныне Маяковский. Олимпиада-80 принесла радикальные изменения: для расширения улицы полностью перестроили нечётную сторону между Садовой-Триумфальной и Оружейным переулком.
Сегодня Садовая-Триумфальная сохраняет лишь фрагменты своей исторической памяти, но остаётся значимой частью Садового кольца. Её прошлое — это путь от оборонительного рубежа XVI века, через аристократические усадьбы, купеческие дома к современному мегаполису, где зелёный бульвар напоминает о некогда сплошном кольце садов вокруг центра Москвы.