ENG

Село Ростокино на Троицкой дороге

+ -

Местность, где старая Троицкая дорога (сейчас – проспект Мира) пересекает реку Яузу, с середины 15 века до середины 18-го было владением Троице-Сергиева монастыря. Здесь находилось село Ростокино, в 20-м веке вошедшее в черту Москвы и ставшее одним из городских районов Северо-Восточного округа.

Будучи монастырским, село долгое время не облагалось налогами и податями, что способствовало его обогащению и росту. Здесь имелось монастырское стадо коров и мельница на Яузе, доход монастырю также приносил перевоз через реку, действовавший весной. В 1552 г. московский народ встречал здесь царя Ивана Грозного из победного Казанского похода. Карамзин пишет, что приближаясь к Москве, царь увидел на берегу Яузы множество народа, оставался только узкий проход для царя и его дружины.

В конце 16 века в селе имелась деревянная церковь Воскресения Христова и колокольня с четырьмя колоколами. В Смуту, как и многие другие сёла вокруг Москвы, Ростокино было разорено и сожжено, но восстановлено к середине 17-го века. Церковь простояла до 1780-х гг., когда она была разобрана за ветхостью. На месте церкви поставили часовню, которую приписали к приходу соседнего села Леонова. Часовню разобрали в 1926 г.

В 1764 г., манифестом о секуляризации церковных земель, Ростокино отошло казне в ведомство Коллегии экономии. Через 15 лет было решено провести по его территории Мытищинский водопровод и начато строительство. До сегодняшнего дня сохраняется единственное в Москве инженерное сооружение подобного рода – Ростокинский акведук.

Ирина Трубецкая
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Бауман Н. Э.

Бауман Н. Э.

Сельскохозяйственная ул., д. 9/2 (на территории ГУП г. Москвы «Мосгортранс», филиал «Трамвайное депо им. Н. Э. Баумана»)

(Нет голосов)
Памятники
Ростокинцам, павшим защищая Отечество

Ростокинцам, павшим защищая Отечество

Малахитовая ул., д. 15 (на территории ГОУ СОШ № 352)

(Нет голосов)
Памятники
Островский Н. А.

Островский Н. А.

2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 2 (на территории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 5)

(Нет голосов)
Музеи
Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр открылся в сентябре 2010-го, внутри нового постамента легендарной скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». 24-метровая скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» – шедевр советского и мирового модернизма первой половины XX века – была сделана по новым технологиям, открытым советским металловедом, профессором П.Н. Львовым. На многотонный каркас навешивалась оболочка из хромоникелевой стали, соединяемая путем сварки. Статуя была сделана для советского павильона Всемирной выставки в Париже 1937 года и яростно летела навстречу нахохлившемуся орлу со свастикой на карнизе стоявшего напротив павильона фашистской Германии. В собрании МВЦ «Рабочий и колхозница» хранятся материалы, напоминающие о том, что автором идеи скульптуры был архитектор павильона выставки – Борис Иофан. Вдохновившей его пластической темой стала античная статуя «Тираноборцы». Воздетые к небу руки с мечами заменили руки с мирными атрибутами, эмблемами советской страны – серпом и молотом. То, что автором образа был один художник – Иофан, подтверждают эскизы скульптуры, выполненные для закрытого конкурса 1936 года В.А. Андреевым, В.И. Мухиной и М.Г. Манизером. На первый взгляд, все варианты (за исключением тоже участвовавшего в конкурсе 1936 года экспрессионистического монумента И.Д. Шадра) очень похожи. Та же постановка двух фигур, те же воздетые руки. Только у авторов-мужчин герои уподоблялись ледяным в своем совершенстве античным богам, а у Веры Мухиной в них клокотала необоримая сила внутренней энергии и страсти.

После возвращения на родину на протяжении семидесяти лет скульптура встречала посетителей Северного входа ВСХВ – ВДНХ. Она стояла на низеньком постаменте (11 метров) и тихо старела. И Мухина, и Иофан до конца жизни боролись за возведение надлежащего по высоте постамента, за перенос статуи в принципиальные для визуальной режиссуры городского пространства места (Вера Мухина хотела видеть своих «детей» на Ленинских горах). При жизни мастеров этого не случилось. Однако современное постсоветское искусство памятник полюбило и обращалось к нему как к объекту новых хэппинингов и перформансов. Достаточно вспомнить акцию 1998 года, когда архитекторы и художники одели «Рабочего и колхозницу» в настоящие комбинезон и платье цвета российского флага.

Сегодня скульптура водружена на постамент-павильон, созданный по мотивам того, что спроектировал Борис Иофан для парижской выставки 1937 года. Таким образом, намеренно акцентируется тема эстафеты нового отечественного искусства, от инноваций первой половины XX века к авангарду первой половины века нынешнего.

Сергей Хачатуров

(Нет голосов)
Памятники
Хозяйка Медной горы

Хозяйка Медной горы

Бажова ул. (сквер)

(Нет голосов)
Дома
«Рабочий и колхозница»

«Рабочий и колхозница»

пр. Мира, д.123 б

Сегодня сложно себе представить Москву без скульптуры В.Мухиной «Рабочий и Колхозница». Она стала еще одним символом столицы, символом СССР, официальной эмблемой Мосфильма.

Рейтинг: 3.77
Памятники
Серебряное копытце

Серебряное копытце

Бажова ул. (сквер)

(Нет голосов)
Памятники
Каменный цветок

Каменный цветок

Бажова ул., д. 24/2 (в сквере)

(Нет голосов)
Памятники
Люлька А. М.

Люлька А. М.

Касаткина ул., д. 13

(Нет голосов)
Памятники
Рабочий и колхозница

Рабочий и колхозница

Мира пр-т (площадь входа на ВДНХ)

(Нет голосов)