ENG

Село Ростокино на Троицкой дороге

+ -

Местность, где старая Троицкая дорога (сейчас – проспект Мира) пересекает реку Яузу, с середины 15 века до середины 18-го было владением Троице-Сергиева монастыря. Здесь находилось село Ростокино, в 20-м веке вошедшее в черту Москвы и ставшее одним из городских районов Северо-Восточного округа.

Будучи монастырским, село долгое время не облагалось налогами и податями, что способствовало его обогащению и росту. Здесь имелось монастырское стадо коров и мельница на Яузе, доход монастырю также приносил перевоз через реку, действовавший весной. В 1552 г. московский народ встречал здесь царя Ивана Грозного из победного Казанского похода. Карамзин пишет, что приближаясь к Москве, царь увидел на берегу Яузы множество народа, оставался только узкий проход для царя и его дружины.

В конце 16 века в селе имелась деревянная церковь Воскресения Христова и колокольня с четырьмя колоколами. В Смуту, как и многие другие сёла вокруг Москвы, Ростокино было разорено и сожжено, но восстановлено к середине 17-го века. Церковь простояла до 1780-х гг., когда она была разобрана за ветхостью. На месте церкви поставили часовню, которую приписали к приходу соседнего села Леонова. Часовню разобрали в 1926 г.

В 1764 г., манифестом о секуляризации церковных земель, Ростокино отошло казне в ведомство Коллегии экономии. Через 15 лет было решено провести по его территории Мытищинский водопровод и начато строительство. До сегодняшнего дня сохраняется единственное в Москве инженерное сооружение подобного рода – Ростокинский акведук.

Ирина Трубецкая
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
«Рабочий и колхозница»

«Рабочий и колхозница»

пр. Мира, д.123 б

Сегодня сложно себе представить Москву без скульптуры В.Мухиной «Рабочий и Колхозница». Она стала еще одним символом столицы, символом СССР, официальной эмблемой Мосфильма.

Рейтинг: 3.77
Памятники
Люлька А. М.

Люлька А. М.

Касаткина ул., д. 13

(Нет голосов)
Памятники
Рабочий и колхозница

Рабочий и колхозница

Мира пр-т (площадь входа на ВДНХ)

(Нет голосов)
Памятники
Бауман Н. Э.

Бауман Н. Э.

Сельскохозяйственная ул., д. 9/2 (на территории ГУП г. Москвы «Мосгортранс», филиал «Трамвайное депо им. Н. Э. Баумана»)

(Нет голосов)
Музеи
Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр открылся в сентябре 2010-го, внутри нового постамента легендарной скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». 24-метровая скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» – шедевр советского и мирового модернизма первой половины XX века – была сделана по новым технологиям, открытым советским металловедом, профессором П.Н. Львовым. На многотонный каркас навешивалась оболочка из хромоникелевой стали, соединяемая путем сварки. Статуя была сделана для советского павильона Всемирной выставки в Париже 1937 года и яростно летела навстречу нахохлившемуся орлу со свастикой на карнизе стоявшего напротив павильона фашистской Германии. В собрании МВЦ «Рабочий и колхозница» хранятся материалы, напоминающие о том, что автором идеи скульптуры был архитектор павильона выставки – Борис Иофан. Вдохновившей его пластической темой стала античная статуя «Тираноборцы». Воздетые к небу руки с мечами заменили руки с мирными атрибутами, эмблемами советской страны – серпом и молотом. То, что автором образа был один художник – Иофан, подтверждают эскизы скульптуры, выполненные для закрытого конкурса 1936 года В.А. Андреевым, В.И. Мухиной и М.Г. Манизером. На первый взгляд, все варианты (за исключением тоже участвовавшего в конкурсе 1936 года экспрессионистического монумента И.Д. Шадра) очень похожи. Та же постановка двух фигур, те же воздетые руки. Только у авторов-мужчин герои уподоблялись ледяным в своем совершенстве античным богам, а у Веры Мухиной в них клокотала необоримая сила внутренней энергии и страсти.

После возвращения на родину на протяжении семидесяти лет скульптура встречала посетителей Северного входа ВСХВ – ВДНХ. Она стояла на низеньком постаменте (11 метров) и тихо старела. И Мухина, и Иофан до конца жизни боролись за возведение надлежащего по высоте постамента, за перенос статуи в принципиальные для визуальной режиссуры городского пространства места (Вера Мухина хотела видеть своих «детей» на Ленинских горах). При жизни мастеров этого не случилось. Однако современное постсоветское искусство памятник полюбило и обращалось к нему как к объекту новых хэппинингов и перформансов. Достаточно вспомнить акцию 1998 года, когда архитекторы и художники одели «Рабочего и колхозницу» в настоящие комбинезон и платье цвета российского флага.

Сегодня скульптура водружена на постамент-павильон, созданный по мотивам того, что спроектировал Борис Иофан для парижской выставки 1937 года. Таким образом, намеренно акцентируется тема эстафеты нового отечественного искусства, от инноваций первой половины XX века к авангарду первой половины века нынешнего.

Сергей Хачатуров

(Нет голосов)
Памятники
Каменный цветок

Каменный цветок

Бажова ул., д. 24/2 (в сквере)

(Нет голосов)
Памятники
Серебряное копытце

Серебряное копытце

Бажова ул. (сквер)

(Нет голосов)
Памятники
Островский Н. А.

Островский Н. А.

2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 2 (на территории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 5)

(Нет голосов)
Памятники
Ростокинцам, павшим защищая Отечество

Ростокинцам, павшим защищая Отечество

Малахитовая ул., д. 15 (на территории ГОУ СОШ № 352)

(Нет голосов)
Памятники
Хозяйка Медной горы

Хозяйка Медной горы

Бажова ул. (сквер)

(Нет голосов)