ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Ростокинский акведук

Проспект Мира, за домами № 184–186
3.63
25 лет и свыше полутора миллионов рублей (по тем временам, сумма немыслимая) понадобились для постройки этого моста
  • Ростокинский акведук
+ -

Когда едешь по проспекту Мира из города в область, по правой стороне дороги за ничего интересного не обещающими многоэтажками вдруг возникает сооружение не из нашей эпохи — белокаменный арочный мост. Это единственное сохранившееся сооружение первого в Москве, да и в России, грандиозного Мытищинского самотечного водопровода — Ростокинского акведука. Мост проходит над Яузой, сложен из известняка, имеет 21 арочный пролет, высоту до 15 м, длину 356 м. Архитекторы - инженер Ф.В. Бауэр и полковник И.К. Герард.

Необходимость водопровода в Москве особо остро встала после чумы 1771 г., и в 1780 г. по указу Екатерины II началось его строительство. Периодические возмущения жителей, по землям которых он прошел, неспокойные грунтовые воды, обычное российское воровство (затраты на водопровод составили более чем 1600000 руб.) затянули строительство на 25 лет. Годом рождения Мытищинского водопровода стал 1804 г., а самый большой для того времени каменный мост — Ростокинский акведук — был построен раньше, в 1783–1784 гг.

Менее чем через сто лет водопроводной системе потребовалась реконструкция, были проложены чугунные трубы, в том числе и по акведуку. Акведук перестал употребляться по своему прямому назначению в конце XIX в. В советское время по нему проходила теплотрасса, сам мост ветшал и нуждался в реставрации.

В 2006–2008 гг. Ростокинский акведук был освобожден от тепломагистрали, приведен в порядок, отреставрирован, получил декоративную крышу и стал пешеходным. Вокруг него разбили приятный парк.

Свое наименование акведук получил по названию села, стоявшего на слиянии рек Яузы и Горянки, Ростокино, что означает «разделение на два потока». Также мост назывался Алексеевским, от другого соседнего села, и «Миллионным мостом» - по немыслимым затратам на строительство водопровода.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  •   1 сентября 2016 22:22

    Чуть ли не каждый день мимо ездил и никогда не задумывался о назначении данного сооружения! И вдруг, тут такое! Очень интересная история!

Интересное рядом

Памятники
Бауман Н. Э.

Бауман Н. Э.

Сельскохозяйственная ул., д. 9/2 (на территории ГУП г. Москвы «Мосгортранс», филиал «Трамвайное депо им. Н. Э. Баумана»)

(Нет голосов)
Памятники
Шарль де Голль

Шарль де Голль

Шарля де Голля пл. (на территории ОАО ГК «Космос»)

(Нет голосов)
Музеи
Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр открылся в сентябре 2010-го, внутри нового постамента легендарной скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». 24-метровая скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» – шедевр советского и мирового модернизма первой половины XX века – была сделана по новым технологиям, открытым советским металловедом, профессором П.Н. Львовым. На многотонный каркас навешивалась оболочка из хромоникелевой стали, соединяемая путем сварки. Статуя была сделана для советского павильона Всемирной выставки в Париже 1937 года и яростно летела навстречу нахохлившемуся орлу со свастикой на карнизе стоявшего напротив павильона фашистской Германии. В собрании МВЦ «Рабочий и колхозница» хранятся материалы, напоминающие о том, что автором идеи скульптуры был архитектор павильона выставки – Борис Иофан. Вдохновившей его пластической темой стала античная статуя «Тираноборцы». Воздетые к небу руки с мечами заменили руки с мирными атрибутами, эмблемами советской страны – серпом и молотом. То, что автором образа был один художник – Иофан, подтверждают эскизы скульптуры, выполненные для закрытого конкурса 1936 года В.А. Андреевым, В.И. Мухиной и М.Г. Манизером. На первый взгляд, все варианты (за исключением тоже участвовавшего в конкурсе 1936 года экспрессионистического монумента И.Д. Шадра) очень похожи. Та же постановка двух фигур, те же воздетые руки. Только у авторов-мужчин герои уподоблялись ледяным в своем совершенстве античным богам, а у Веры Мухиной в них клокотала необоримая сила внутренней энергии и страсти. После возвращения на родину на протяжении семидесяти лет скульптура встречала посетителей Северного входа ВСХВ – ВДНХ. Она стояла на низеньком постаменте (11 метров) и тихо старела. И Мухина, и Иофан до конца жизни боролись за возведение надлежащего по высоте постамента, за перенос статуи в принципиальные для визуальной режиссуры городского пространства места (Вера Мухина хотела видеть своих «детей» на Ленинских горах). При жизни мастеров этого не случилось. Однако современное постсоветское искусство памятник полюбило и обращалось к нему как к объекту новых хэппинингов и перформансов. Достаточно вспомнить акцию 1998 года, когда архитекторы и художники одели «Рабочего и колхозницу» в настоящие комбинезон и платье цвета российского флага. Сегодня скульптура водружена на постамент-павильон, созданный по мотивам того, что спроектировал Борис Иофан для парижской выставки 1937 года. Таким образом, намеренно акцентируется тема эстафеты нового отечественного искусства, от инноваций первой половины XX века к авангарду первой половины века нынешнего. Сергей Хачатуров

(Нет голосов)
Памятники
Каменный цветок

Каменный цветок

Бажова ул., д. 24/2 (в сквере)

(Нет голосов)
Памятники
Хозяйка Медной горы

Хозяйка Медной горы

Бажова ул. (сквер)

(Нет голосов)
Памятники
Ростокинцам, павшим защищая Отечество

Ростокинцам, павшим защищая Отечество

Малахитовая ул., д. 15 (на территории ГОУ СОШ № 352)

(Нет голосов)
Памятники
Данило-мастер

Данило-мастер

Бажова ул. (сквер)

(Нет голосов)
Памятники
Рабочий и колхозница

Рабочий и колхозница

Мира пр-т (площадь входа на ВДНХ)

(Нет голосов)
Памятники
Люлька А. М.

Люлька А. М.

Касаткина ул., д. 13

(Нет голосов)
Памятники
Серебряное копытце

Серебряное копытце

Бажова ул. (сквер)

(Нет голосов)
Дома
«Рабочий и колхозница»

«Рабочий и колхозница»

пр. Мира, д.123 б

Сегодня сложно себе представить Москву без скульптуры В.Мухиной «Рабочий и Колхозница». Она стала еще одним символом столицы, символом СССР, официальной эмблемой Мосфильма.

3.84