Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Спасопесковский переулок

Буквально каждое здание, расположенное в этом поэтичном, миниатюрном, староарбатском переулке, является произведением архитектурного искусства. Спасопесковский, как губка, впитал в себя самобытность истории и многообразие культурных традиций. В здешних краях бывал автор «энциклопедии русской жизни» А. С. Пушкин, обитавший в конце 1820-х – начале 1830-х годов неподалеку, на Арбате. Одной из главных точек притяжения на протяжении веков является церковь Спаса Преображения на Песках – место силы, веры, единения нескольких поколений москвичей.

Спасопесковский переулок
Спасопесковский переулок

Буквально каждое здание, расположенное в этом поэтичном, миниатюрном, староарбатском переулке, является произведением архитектурного искусства. Спасопесковский, как губка, впитал в себя самобытность истории и многообразие культурных традиций. В здешних краях бывал автор «энциклопедии русской жизни» А. С. Пушкин, обитавший в конце 1820-х начале 1830-х годов неподалеку, на Арбате. Одной из главных точек притяжения на протяжении веков является церковь Спаса Преображения на Песках – место силы, веры, единения нескольких поколений москвичей.

Вид территории:
Переулки
Информация о месте

Спасопесковский переулок примостился между компактной Каменной Слободой и старым Арбатом. Своему названию изящная улочка и одноименная площадь обязаны церкви Спаса Преображения на Песках, построенной в самом начале ХVIII столетия, в 1711 году. В былые времена, из-за своей песчаной почвы местность, на которой построили храм, именовалась весьма прозаично и незамысловато – «Песками». Сегодня церковь по праву признана «объектом культурного наследия федерального значения». Православный храм является не только символом культурной идентичности нации, но и смысловым центром всего архитектурного ансамбля Спасопесковской площади. Среди наиболее значимых построек Спасопесковского переулка – Дом Щепочкиной, образец послепожарной московской архитектуры. В конце XIX века за церковью Спаса Преображения на Песках был разбит небольшой сквер, названный «Пушкинским» в честь великого поэта, оказавшего мощное воздействие на русскую литературу и словесность. Общественное пространство возникло в далеком 1871 году по инициативе Николая Львова, внука блестящего архитектора эпохи русского классицизма - Н. А. Львова. Спустя целую дюжину десятилетий, в конце ХХ века, в Пушкинском сквере был установлен памятник бессмертному автору «Капитанской дочки». Авангардный стиль тоже нашел свое отражение в закулисьях Арбата. Признанной «классикой» советского конструктивизма стал жилой дом, вальяжно раскинувшийся аккурат напротив церкви Спаса Преображения на Песках. Здесь долгие годы жила «любовь всей жизни» Владимира Маяковского Лиля Брик.

Предыстория

По мнению историков, в середине ХVII века в здешних местах базировался стрелецкий полк под командованием Филона Оничкова. Стрельцы соорудили деревянную церковь Преображения Господня, документально известную с 1643 года. По прошествии времени, в 1711 году на месте уже обветшавшего стрелецкого храма была возведена каменная церковь, – она и дошла до наших дней без кардинальных изменений в облике.  

Василий Дмитриевич Поленов запечатлел храм Спаса Преображения на Песках на своей атмосферной картине «Московский дворик», излучающей душевное созидание, сердечное равновесие, мирское счастье. Поленов знал изогнутые переулки Арбата, как свои пять пальцев. Летом 1877 года один из главных русских живописцев поселился в доме по соседству, близ Спаса на Песках, где уже в 1878 году буквально с натуры написал свой пронизанный теплом и солнцем знаменитый пейзаж. На картине Поленова – преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества, учениками которого были художники Исаак Левитан и Константин Коровин, – вдали, на заднем плане, красуется пятиглавая церковь с трапезной и колокольней.
Храм – уникальный памятник древнерусского зодчества – выстроен в традиционной для своего времени продольно-осевой композиции. В конце XIX столетия ворота ограды соединили с колокольней. В тот же период появились ризница и притвор, оформленные в традиционном русском стиле. Облицованные белокаменными плитами ворота стали главным входом в храм, значимой частью церковного ансамбля. 

В 1932 году церковь закрыли. В поздние советские годы помещения храма заняли творческие мастерские киностудии «Союзмультфильм», где создавались всем известные персонажи, – Чебурашка, старуха Шапокляк, Крокодил Гена. В 1991 году здание вернули Русской православной церкви.

Главные достопримечательности

Раритетным украшением Спасопесковского переулка является еще один уникальный памятник архитектуры, образец послепожарного периода московского зодчества Дом Щепочкиной, супруги фабриканта Павла Григорьевича Щепочкина. Скромный одноэтажный дом с портиком из четырех колонн был построен в 1820 году. 

В нескольких шагах от него расположился и главный дом усадьбы Щепочкиной – Н.А. Львова. Часть комнат главного дома с шестиколонным портиком в начале 1820-х годов арендовал один из ближайших друзей и сподвижников Александра Сергеевича Пушкина, – герой Отечественной войны 1812 года, поэт, литературный критик, представитель старинного княжеского рода Петр Андреевич Вяземский. После революции в солидном особняке размещалось издательство Центрального статистического управления Советского Союза. С 1998 года историческую усадьбу, являющуюся значимым памятником эпохи, занимает резиденция посла Королевства Испании. Несколько лет назад была проведена реставрации флигеля городской усадьбы Щепочкиной – Львова, ставшая еще одним важным и ответственным шагом в деле сохранения и поддержания культурного наследия столицы. В 2023 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация».

Воплощением конструктивизма, авангардного направления советской архитектуры на стыке прогресса и функциональности, стал жилой дом, расположенный на нечетной стороне Спасопесковского переулка, на углу с Карманицким. 6-этажный кирпичный дом, в архитектурных элементах которого «читаются» индустриальные мотивы, был сооружен в период расцвета конструктивизма, в 1929 году. Среди его знаменитых жильцов была возлюбленная Владимира Маяковского, его «муза до гроба» Лиля Брик, имевшая огромное влияние на поэта до самого последнего дня его жизни. «Разносторонний» любовный треугольник, сомкнувшийся в свое время на Лиле, ее любимом муже Осипе и авторе «Облака в штанах» Маяковском, на долгие годы стал притчей во языцех, однако банального счастья ни одной из «сторон» не принес. Брик – актриса, режиссер, хозяйка легендарного литературно-художественного салона, хранитель уникального наследия Маяковского – прожила в доме в Спасопесковском переулке почти 30 лет, с 1931-1958 гг. 

Несколькими поколениям москвичей, жителям Арбата, посчастливилось учиться в одной из старейших школ Москвы, расположенной в Спасопесковском переулке 6, строении 7. Учебное заведение было построено в довоенные годы, в 1936 году. Пока обучение мальчиков и девочек было раздельным, в школе № 71 учились девочки. В начале 1960-х школе присвоили новый номер, № 12, и она получила статус «специальной», с углубленным изучением французского языка. Предметом гордости стало присвоение школе имени выдающегося русского живописца – Василия Дмитриевича Поленова. Сегодня арбатская школа известна как Школа № 1231 им. В. Д. Поленова; это школа с традициями и историей. Среди ее выпускников – известные артисты, дипломаты, писатели. 

В 1871 году прямо за церковью Спаса Преображения на Песках был разбит очаровательный сквер. Живописный сквер появился в этом укромном, намоленном месте благодаря Николаю Львову, внуку непревзойденного зодчего эпохи русского классицизма Николая Александровича Львова, которого за его разностороннее дарование даже прозвали «русским да Винчи». Поклонник поэзии и литературы Львов-младший между 1840 и 1880 годами проживал в городской усадьбе Щепочкиной. Внук архитектора вложил личные средства в создание сквера, отнюдь не случайно названного «Пушкинским» и ставшего топографическим оммажем великому поэту, знакомому с арбатскими переулками не понаслышке. Дабы воплотить в жизнь «души прекрасные порывы», в 1993 году здесь установили небольшой памятник создателю «Капитанской дочки», выполненный талантливым художником-скульптором Юрием Динесом. Среди наиболее известных работ ученика признанных мэтров, Александра Дейнеки и Роберта Фалька, – мемориальный комплекс «Вечный огонь», посвященный памяти студентов и преподавателей МГУ, а также памятник легендарному советскому летчику-космонавту Георгию Гречко на Аллее Героев Московского парка Победы в Санкт-Петербурге.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Поделитесь статьей с друзьями