Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

«Безусловная искренность» скульптора Веры Мухиной и ее Москва

Скульптор-монументалист, автор «Рабочего и колхозницы», титан советской скульптуры. Работы Веры Мухиной стали символом эпохи, покорив сердца миллионов своей глубиной и масштабностью.

«Безусловная искренность» скульптора Веры Мухиной и ее Москва
«Безусловная искренность» скульптора Веры Мухиной и ее Москва
B
ЦАО, Харитоньевский М. пер., дом 4
Тургеневская, Чистые пруды, Сретенский бульвар, Красные ворота
1 ч. 25 м.
7.1 км

Скульптор-монументалист, автор «Рабочего и колхозницы», титан советской скульптуры. Работы Веры Мухиной стали символом эпохи, покорив сердца миллионов своей глубиной и масштабностью.

Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
B
ЦАО, Харитоньевский М. пер., дом 4
Тургеневская, Чистые пруды, Сретенский бульвар, Красные ворота
Информация о маршруте

Лауреат пяти Сталинских премий В. И. Мухина (1889-1953) обладала талантом крепко-накрепко замыкать, как провода в электроцепи, форму и содержание. Ее самая известная скульптурная композиция, «Рабочий и колхозница», украсившая павильон Советского Союза на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, вошла в историю как эталонный образец соцреализма. После парижской экспозиции стальную скульптуру перевезли обратно в столицу, и в 1939 году она заняла почетное место на аллее у входа на ВДНХ, став одним из самых примечательных символов Москвы. Среди самых заметных работ Мухиной — памятник Петру Ильичу Чайковскому, облагородивший сквер Московской консерватории, памятник А. М. Горькому на площади Тверской Заставы у Белорусского вокзала, скульптура «Наука», установленная у здания МГУ имени М. В. Ломоносова, а также «парные» скульптуры «Хлеб» и «Плодородие», установленные в парке на севере Москвы.

Вера Игнатьевна родилась в Риге, в потомственной купеческой семье заводчиков и торговцев пенькой. Род Мухиных происходил из крестьян города Рославля Смоленской губернии. В двухлетнем возрасте девочка потеряла мать, скоропостижно скончавшуюся от туберкулеза. Детство Вера со старшей сестрой Марией провели в Крыму. Окончив местную гимназию, Вера перебралась в Москву, где училась живописи у легендарных мастеров - Константина Юона и Ильи Машкова.

В своей автобиографии Вера Игнатьевна предположила, что свои художественные способности, по всей вероятности, она унаследовала от отца. «В молодости он любил копировать марины Айвазовского, с чего в живописи начала и я, живя в Феодосии, в Крыму. Там я училась в гимназии и впервые начала рисовать». Любящий отец разглядел талант в совсем еще юной дочери. Однажды Вера нарисовала лошадь и воз с сеном, из-под которого, будто два пенька, выглядывали чьи-то большие ноги в сапогах. Внимательно изучив детский рисунок, отец резюмировал: «Попомните мое слово, будет художницей. Очень наблюдательна». Так оно и произошло.

Переехав после смерти отца в Курск, Вера продолжила занятия рисунком. Именно тогда у Мухиной возникло непреодолимое желание покорить свой «первый Эверест», написав с натуры портрет горничной Анюты. Портрет, по признанию самого автора, удался, став своего рода намеком, заделом на будущее творчество и творческое будущее скульптора-монументалиста. Все живописные портреты, которые художнице впоследствии приходилось выполнять, «так не радовали», - позже вспоминала академик Академии художеств СССР В. И. Мухина.

Думала ли тогда будущая гранд-дама советской скульптуры, что однажды ее собственный портрет напишет один из самых ярких мастеров русской живописи, Михаил Васильевич Нестеров.

«Мне было дорого его желание написать мой портрет. Но, признаться, я терпеть не могу, когда видят, как я работаю. Я никогда не давала себя фотографировать в мастерской», - вспоминала Вера Игнатьевна. Одному Нестерову удалось уговорить скульптора пойти на уступки, разрешив запечатлеть Мухину в разгар работы над композицией «Борей».

Мастер монументальной живописи был ошеломлен: «Как принялась над глиной орудовать - вся переменилась. «Э! -думаю. - Так вот ты какая!» Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит. Не попадайся под руку: зашибет! Такой-то ты мне и нужна».

Нестеров считал портрет-репортаж «с места событий» одним из лучших своих творений.

«Безусловная искренность во все временя является одним из признаков истинного искусства», - полагала Вера Игнатьевна. Она ценила способность, а, быть может, даже обязанность художника облекать эмоции в форму не только максимально технично, но и предельно правдиво и достоверно.

Наш маршрут – возможность отметить 135-летие со дня рождения Веры Игнатьевны Мухиной, отдав дань уважения выдающемуся русскому скульптору, в жизни которого Москва сыграла свою особую роль.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Рекомендации
В путь!
О точке маршрута

Арбат с его уютными переулками и атмосферными двориками Вера Мухина исходила вдоль и поперек. Переехав в Москву в 1910 году, Вера Игнатьевна поступила в частную художественную школу ученика Валентина Серова, живописца и педагога Константина Федоровича Юона в Староконюшенном переулке. В студии Юона Вера - будущий скульптор - отучилась два года. «Посещала школу усердно», - кратко резюмировала в своей автобиографии Мухина. Постепенно у будущего мастера стало проявляться тяготение к сложной, объемной форме. Вера начала по-настоящему мечтать о скульптуре, но скульптуру в школе на Арбате не преподавали. Благо буквально в двух шагах от школы Константина Юона, в уютных арбатских переулках, располагалась еще одна творческая мастерская. «Узнав, что в Афанасьевском есть студия, где можно полепить, я отправилась туда. Студия принадлежала некоей Н.А. Синицыной, фанатически преданной искусству ваяния, и за небольшую плату за место, глину и станок дававшей возможность лепить. Так я начала заниматься скульптурой».

Дом-мастерская Веры Мухиной
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1947
Адрес:
Пречистенский пер., дом 5А
Ближайшие станции метро:
Архитекторы:
С. Замков
Эпоха:
1940-е
3.44
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута

К строительству дома-мастерской в Пречистенском переулке приступили еще в 1939 году, однако Великая Отечественная война не дала продолжить начатое, и работы пришлось отложить до лучших времен. В 1944 году строительство возобновилось, и уже весной 1947 года здание было построено.


Одной из особенностей двухэтажного особняка стало то, что дом поделили на две зоны: жилую часть и «рабочую». Дом спроектировал деверь Веры Мухиной, Сергей Замков, а Мухина придумала разграничить пространство на две автономные зоны. На эту мысль ее вдохновила парижская мастерская Антуана Бурделя, в которой Мухина делала свои первые шаги в профессии. Детали фасада – круглые скульптурные рельефы и сандрики в виде греческих меандров – создавались по авторским наброскам Веры Мухиной.


Как только строительство дома было завершено, Вера Игнатьевна переехала в новое жилище вместе с сыном и внучкой. В доме, расположенном в 10 минутах ходьбы от Храма Христа Спасителя, она прожила шесть лет, до самой своей кончины. В своей мастерской Мухина работала над многими знаковыми проектами, в том числе памятниками А. М. Горькому и П. И. Чайковскому.


После кончины Веры Мухиной жилая часть дома-мастерской была сохранена за ее семьей (в восточной части здания по-прежнему живут потомки Мухиной), а западную занимает один из филиалов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря – иконотека художника-реставратора Адольфа Овчинникова.


В миниатюрном, камерном сквере в Пречистенском переулке, в двух шагах от дома-мастерской скульптора, установлен памятник Вере Мухиной работы Михаила Аникушина.

Арбатская площадь
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута

Во время Первой мировой войны Мухина работала в Москве сестрой милосердия. «Война 1914 года прервала все возможности дальнейшего учения за границей. Захваченная общим желанием чем-либо помочь родине в тяжелую минуту, я прошла курс сестер милосердия и проработала в лазаретах до середины 1918 года», - так описывала этот тяжелый этап истории и своей биографии Вера Игнатьевна.


Со своим будущим мужем, Алексеем Андреевичем Замковым, Мухина встретилась в 1916 году не при самых романтических обстоятельствах. 33-летнего врача-хирурга доставили с тяжелым ранением в госпиталь при Обществе русского коннозаводства на Арбатской площади, в котором Вера работала медсестрой целых три года (притом совершенно бесплатно). Взаимная симпатия молодых людей переросла в любовь длиною в жизнь. Выпускник медицинского факультета Московского университета, Замков был старше Мухиной на 10 лет. Вдумчивый терапевт, врач-уролог, Алексей Андреевич всю жизнь искал ответы на самые - в прямом смысле - «наболевшие» вопросы. В конце 1920-х гг. Замков изобрел первый в мире промышленный препарат гормональной терапии, прием которого принес положительные результаты при лечении целого ряда заболеваний. Алексей Андреевич выступил в качестве одного из возможных прототипов профессора Филиппа Филипповича Преображенского в романе М.А. Булгакова «Собачье сердце».


В самом начале их романа Мухина решила создать портрет Алексея. Замков терпеливо позировал своей невесте в мастерской в Гагаринском переулке в районе Пречистенки. Впервые увидев Мухину за работой, Замков был обескуражен. На Вере был белый халат, надетый поверх платья, а ее сильные руки ощупывали глину так же тщательно и скрупулезно, как это делает хирург, который «ищет осколок, засевший в раненом». Взгляд скульптора был сосредоточен и напряжен до предела, словно в этот момент решался важный судьбоносный вопрос. «Наверное, это и есть особое состояние творчества», -прозорливо отметил Замков.

Дом жилой, XVIII-XIX вв. (Камерный театр)
Архитектурный стиль:
Адрес:
ЦАО, Тверской бульв., дом 23, строение 1
Ближайшие станции метро:
Пушкинская, Тверская
Эпоха:
18 век, 19 век
3.51
Узнать об объекте больше
4
О точке маршрута

Параллельно с работой в военном госпитале, Вера Игнатьевна начала свое сотрудничество с одной из основоположниц стиля «ар-деко» Александрой Экстер, став ее младшей коллегой в Камерном театре (ныне – Московский драматический театр имени А. С. Пушкина).


Здесь, в бывшей городской усадьбе на Тверском бульваре, в 100 метрах от церкви Иоанна Богослова, Мухина раскрыла еще один свой незаурядный талант – художника-изобретателя, тонко чувствующего цвет, настроение, фактуру.


В 1916 году Александра Экстер, ставшая не только учителем и «проводником» Мухиной в мир театра, но и настоящим другом, поручила Вере выполнить скульптурный портал для Камерного театра. Мухина легко справилась с заданием, внеся свою лепту в работу над оформлением легендарного спектакля «Фамира-кифаред» И.Ф. Анненского.


После этого великий режиссер-реформатор, создатель и художественный руководитель Камерного театра Александр Таиров пригласил Веру Мухину принять участие в работе над возобновлением спектакля «Покрывало Пьеретты». В роли Пьеретты выступила одна из любимейших учениц К. С. Станиславского Алиса Коонен. Автором единственного костюма, в котором актриса, обладавшая невероятной пластичностью, блистала на сцене Камерного театра была Вера Мухина. Костюм, созданный Мухиной, был навеян идеями кубизма и французского сюрреализма.


Театральный дебют Мухиной стал прямым доказательством многогранности ее дарования. Вера Игнатьевна выступила в качестве автора костюмов к постановкам «Роза и крест» по пьесе А. А. Блока, «Ужин шуток» по пьесе С. Бенелли, к балету «Наль и Дамаянти» по мотивам древнеиндийского эпоса.


В следующий раз судьба свела Мухину с театром лишь в 1944 году, когда прославленного скульптора пригласили в Театр имени Евгения Вахтангова создать эскизы костюмов к трагедии Софокла «Электра» в постановке Е. Б. Гардт. Как всегда, Вера Игнатьевна сумела отразить стиль и образность античности, с присущей ей оригинальностью и основательностью.

Дом Московского Политехнического общества
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
1905-1906
Адрес:
ЦАО, Харитоньевский М. пер., дом 4
Ближайшие станции метро:
Тургеневская, Чистые пруды, Сретенский бульвар, Красные ворота
Архитекторы:
В.Ф. Валькот , А.Б. Минкус
Эпоха:
1900-е
3.64
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута

В конце 1911 года Вера Мухина перешла в мастерскую И.И. Машкова, располагавшуюся в уникальном здании, - Доме Московского политехнического общества, в Малом Харитоньевском переулке. Сама для себя она объясняла очередной свой переход из одной художественной студии в другую желанием «испробовать в рисунке иные ощущения и иные пути».


Студия Ильи Ивановича Машкова, представителя московской школы живописи, занимала огромный зал, стены которого венчали плакаты с надписями, гласящими: «Лица, желающие работать в моей мастерской, должны обладать следующими качествами: 1. Здоровье. 2. Физическая сила. 3. Трудолюбие. 4. Дарование в живописи. 5. Вера в свои силы. 6. Воля. 7. Честь. 8. Совесть. 9. Честность. 10. Вера в своего учителя…» В студии живописца, педагога, одного из основателей общества «Бубновый валет» царила атмосфера активного творческого поиска и страсть к саморазвитию.


Как пишет в своем исследовании о В. И. Мухиной искусствовед П.К. Суздалев, увидев в первый раз работу Мухиной, ее учитель, Илья Машков, высказал важное критическое замечание: «Вы не смотрите на вещь в целом. Постарайтесь воспитать взгляд, чтобы он охватывал модель целиком… Не смотрите на детали, берите главное». Этот постулат на всю жизнь стал главным кредо Веры Мухиной.


Вера покинула студию после события, которое она сама называла не иначе, как «катастрофой». В преддверии Рождества 1911 года, когда в студии Машкова начались каникулы, Мухина уехала к родственникам под Смоленск. Спускаясь на досуге с крутой горы, сани налетели на дерево. В результате лобового удара будущему скульптору оторвало нос. Перенеся множество пластических операций, молодой девушке предстояло тяжелейшее психологическое восстановление. «Не давали зеркала, и я смотрелась в ножницы», - так Вера описывала свои первые дни после операции. Процесс принятия себя растянулся на годы. В надежде «сменить картинку», Вера уехала учиться в Париж, в знаменитую студию Гранд Шомьер, где ее наставником был сам Антуан Бурдель, один из крупнейших скульпторов-монументалистов XX столетия, ученик Огюста Родена. День за днем, без отдыха и перерыва Вера впитывала высокий дух искусства, как иные вдыхают аромат кофе и свежего хлеба. Изучая разные формы и направления живописи и скульптуры, Мухиной удалось нащупать собственную «зону комфорта», - ту область искусства, в которой ей суждено было состояться, преуспеть и войти в историю мирового искусства.

Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(1)
Связанные объекты(1)