ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Район Бибирево: территория света, искусства и богатой истории

Узнаем, где в Бибиреве находится волшебный лес, и прогуляемся по необычной городской «деревне».
3.55
8 домов 1 час 4 минуты 5,3 км
Программа Мэра Москвы «Мой район»
Цель Программы Мэра Москвы «Мой район» – создание комфортных условий для жизни во всех районах и поселениях столицы. «Мой район» — программа комплексного развития жилых районов Москвы. Комфортный двор, современные поликлиники и школы, площадки для занятий спортом, обустроенные парки, скверы, бульвары, фестивальные площадки и объекты культуры – все это, а также многое другое, является составляющими элементами программы.
+ -
Бибирево – уютный зеленый район на северо-востоке столицы. Его история по-настоящему удивительна: здесь ловили бобров, делали кирпичи, играли джаз. Предлагаем совершить интересное путешествие: увидеть главные достопримечательности Бибирева и узнать, как изменились эти места благодаря программе мэра Москвы «Мой район». На прогулке вы найдете «волшебный лес», познакомитесь с творчеством скульптора Сергея Коненкова, пройдете мимо дома, в котором жила советская «Золушка» Янина Жеймо, и перенесетесь в атмосферу старой русской деревушки.


Мы начинаем наш маршрут от станции метро «Бибирево». Она была открыта 31 декабря 1992 года – и стала первой станцией метрополитена, построенной в Москве после распада СССР. 

Турникетные залы оформлены композициями художников Анатолия и Дарьи Ладуров – сыном и внучкой советского графика и главреда журнала «Декоративное искусство СССР», Михаила Филипповича Ладура. Анатолий Ладур также известен как автор архитектурного ансамбля Павелецкого вокзала. 

Мы тем временем выходим из метро к выходу номер два. Впереди у нас первые остановки по маршруту: арт-объект, который раскроет тайну необычного названия района, церковь, где сорок семь лет назад произошло чудо, и парк, где живет сказка.  


По правую руку от нас располагается Церковь Собора Московских святых. Ее строительство продолжалось 12 лет, а вместимость церкви превысила показатели храма Христа Спасителя. Глядя на собор, сложно поверить, что его архитектор Виктор Захаров до этого проектировал преимущественно ядерные объекты для отечественных научных центров. Несмотря на внушительные размеры, здание кажется невесомым благодаря белоснежным стенам и округлым формам, а венчают церковь золотые и синие купола по византийскому образцу. Доминантами здесь являются три престола: главный – в честь Собора Московских святых, правый – в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и левый – в честь святителя Николая Чудотворца.

На территории рядом с церковью располагается храм в честь Преподобного Сергия Радонежского, с которым связано сразу несколько чудес. Его история связана с Московским Вознесенским женским монастырем, который основала княгиня Евдокия – супруга князя Дмитрия Донского. Монастырь был одним из самых крупных и богатых в России. Среди инокинь обители встречались представительницы знатных боярских родов: Колычевых, Сабуровых, Пушкиных. Во владении монастыря были многочисленные вотчины, в том числе, пустошь Кожина на правом берегу речки Ольшанки, пожалованная монастырю в 1585 году. Здесь в том же году и возникло село Бибирево, где построили деревянную Благовещенскую церковь. 

В Смутное время село сровняли с землей вместе с храмом. Но, к счастью, уже через семь лет жизнь в этих землях снова пошла своим чередом. Благовещенская церковь была отстроена заново, на прежнем месте. С течением времени храм обветшал, и в 1732 году вместо него появился новый – тоже деревянный и с такой же колокольней. 

Первое чудо в Бибиреве произошло в июле 1873 года. В местном приходе и прилегающих к нему селениях свирепствовала холера, уносившая ежедневно от трех до пяти человек. В это время в соседних землях носили икону преподобного Сергия Радонежского. Настоятель храма и крестьяне Бибирева попросили сопровождающих ее монахов прийти к ним. По преданию, как только они вступили на деревенские земли, икона вырвалась из рук послушников и полетела по воздуху. Молебен служили прямо посреди села. В это время все, даже самые безнадежные больные, вставали и выходили из своих домов. В тот же день эпидемия холеры прекратилась, и от болезни не умер больше ни один сельчанин. В ознаменование чуда в 1893 году в селе был построен однокупольный Храм Преподобного Сергия. История избавления жителей Бибирева от холеры нашла отражение и в гербе района: золотая чаша в его нижнем левом углу стала символом церковного таинства.  

Говорят, что еще одно чудо случилось с храмом в советское время, когда его собирались снести. Один из рабочих ударил молотом по стене церкви, но инструмент отскочил, не оставив на постройке ни единого следа. Люди в ужасе разбежались, и снос был отменен. Предпринимались попытки приспособить здание под другие цели: в 1930-е годы здесь работал завод металлоизделий, который затем сменили фабрика выключателей и автомастерская. Храм вернули Русской Православной Церкви только в 1990-м году.

Обратите внимание, что за храмом есть церковная лавка, где можно купить что-то на память об экскурсии. А мы тем временем сворачиваем от храма направо и по узкой тропинке идем мимо небольшой площадки к парку Света и местной достопримечательности – арт-объекту «Бобры».


Перед нами – семья бобров: мама внимательно следит за входящими в парк гостями, а трое малышей увлечены игрой. Они появились здесь не случайно. Дело в том, что село Бибирево возникло в XVI веке на берегу маленькой речки Ольшанки. Она была такой крохотной, что иногда ее считали ручьем и даже время от времени забывали ее название. Известно, что на Ольшанке обитали бобры, и предположительно свое название село получило как раз от неканонического имени «Биберь», что и означает «бобер». Есть еще одна версия происхождения названия района, и она – тоже связана с бобрами. Согласно ей, на территории располагалось поселение княжеских «бобровников» – они получали право ловить бобров во владениях князей, организовывать охоту, а позднее собирать с жителей «бобровый» налог. 
Авторами скульптуры в парке Света стали заслуженные художники Микаэль и Ваге Согояны. Памятник стал «счастливой» достопримечательностью, местные жители любят тереть нос бобрихе на удачу – можете тоже попробовать!
О бобрах, которые водились на этих территориях, напоминает не только скульптура перед нами, но также герб и флаг района. Сегодня на них красуется изображение золотого бобра, стоящего на задних лапках.  


Итак, мы продолжаем движение вглубь Парка Света. Его история началась в 2019 году – по просьбе местных жителей на месте транзитного пути до метро вдоль Костромской улицы появилась новая зона отдыха. Парк обустроили по программе «Мой район». Его изюминкой стала уникальная система освещения: в темное время суток здесь светится буквально все, начиная от входных арок в ретростиле и заканчивая площадкой для выгула собак со снарядами для дрессировки.  
На территории появилось более сотни новых светильников, круговые качели со светодиодной подсветкой для детей и взрослых, а также «светящиеся» детские и воркаут-площадки.
К слову, название место отдыха получило не только из-за впечатляющей подсветки, но и благодаря своему расположению – как мы уже знаем, парк находится в двух шагах от храмов и символизирует дорогу, ведущую к свету.
Обходим «Семейство бобров» слева и идем вперед вдоль ближайшей аллеи из берез, кленов и елей. По правой стороне от нас располагаются белоснежные конструкции – это качели в виде полукругов, на которых можно покачаться не только детям, но и взрослым. Сидения выдерживают от 100 до 300 килограммов, а несколько парных качелей даже позволяют качаться вдвоем. Вечером здесь особенно живописно – конструкции имеют встроенную светодинамическую подсветку и в темное время суток переливаются всеми цветами радуги. Идя по тропинке дальше, слева мы увидим зону «волшебный лес». Откуда такое название? Между деревьями в лесистой зоне парка тут и там «разбросаны» звезды, месяцы и шары. Это светящиеся пуфы, которые завораживающе выглядят в темноте и очень фотогеничны – здесь можно смело присесть и сделать необычное фото. 
Обогнув «волшебный лес», мы движемся налево по мощеной разноцветной дорожке и возвращаемся обратно в сторону храма. Следующий пункт нашего маршрута – парк скульптур Коненкова.  
По пути обратите внимание на современные площадки по обеим сторонам дороги. Справа находится игровая зона для детей, а слева – спортивный уголок для взрослых. Довольно удобно – пока малыши возятся в песочнице, мамы могут заняться своей физической формой, не отрываясь от наблюдения за чадом. А мы тем временем направляемся к выходу из парка.


В Бибиреве расположены сразу четыре улицы, названные в честь известных писателей: Михаила Пришвина, Алексея Плещеева, Николая Лескова и Александра Корнейчука. Первой на нашем пути окажется улица Пришвина.
Итак, за Храмом Преподобного Сергия Радонежского свернем налево и пройдем вдоль забора и подстанции скорой помощи. Мы вышли на улицу, названную в честь Михаила Пришвина, писателя, путешественника и знатока Русского Севера и Подмосковья. Символично, что улица Коненкова, куда мы с вами направляемся, находится совсем рядом. При жизни скульптор Сергей Коненков и литератор были очень дружны – и вот, на карте Москвы их имена тоже оказались по соседству. 
Мы переходим улицу Пришвина по пешеходному переходу и продолжаем движение вперед уже по улице Коненкова. А пока идем, давайте познакомимся с историей района Бибирево. Сегодня он – второй по размеру в Северо-Восточном административном округе. Интересно, что сейчас здесь нет ни одного промышленного предприятия. Однако так было не всегда. 
В начале XIX века в селе Бибиреве появляются «светелки» и «кустарные избы», в которых устанавливаются ткацкие станки. В 1896 году здесь появился кожевенный завод, на котором работало десять человек. Три года спустя в селе открывается еще одно предприятие – кирпичный завод, на котором работало уже пятнадцать человек. Он просуществовал недолго – в 1923 году завод ликвидировали, хотя запасов глины в окрестностях села могло хватить на много лет. Тем не менее факт существования в районе кирпичного завода отражен на гербе Бибирева в виде красного поля в нижней левой части геральдического щита.  


Улица, по которой мы сейчас идем, получила свое название в 1974 году в честь скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова, одного из ярких представителей стиля модерн. Еще в дореволюционное время Коненков получил прозвище «русский Роден». В списке его известных работ – «Атланты», украшающие фасад особняка Кузнецова на проспекте Мира в Москве, а также скульптуры «Купальщица» и «Нищая братия», которые сегодня можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге. 
Сергей Тимофеевич был автором фантастических образов русского фольклора, которые воплотил в своей «лесной» серии – она была создана мастером в 1907 году, и в свое время поразила современников необычайной смелостью. Серия представляет собой коллекцию изваяний языческих богов из дерева, воссоздающих образы славянской мифологии. При этом Коненков соединил архаические мотивы, приемы примитивной скульптуры и экспрессию, присущую модернизму. Столь же заметное место занимают его шедевры портретного искусства: изображения Баха, Шаляпина, Рахманинова, Есенина, Льва Толстого, Пушкина, Достоевского и Альберта Эйнштейна, с которым Коненков и его супруга Маргарита была дружны во время их жизни в США. Сегодня работы скульптора хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Коненкова в Смоленске, Музее искусств Бишкека, Музее биохимика Хидго Ногуччи в Японии, в Принстонском университете высших исследований в США и даже в здании Верховного суда в Вашингтоне.


Мы с вами дошли до дома 23 – справа от нас расположился парк скульптур. Здесь, напротив Центральной библиотеки № 52, в 2019 году «поселились» знаменитые писатели, сказочный персонаж и даже герой Нового Завета. Все скульптуры – копии произведений Сергея Коненкова.  
Одна из них изображает Иисуса Христа и называется «Сын человеческий». Приглядитесь – в его глазах нет зрачков. Это делает взгляд Христа отрешенным от внешнего мира, проникающим в самую глубину, в самую суть вещей и явлений.  

Еще один интересный экспонат – бюст Владимира Маяковского. С поэтом скульптор встречался на митингах, выставках, вечерах. Перед нами Маяковский – без лишнего пафоса, глубоко чувствующий, немного хмурый и даже в чем-то трогательный. Коненков однажды признался, что лепил своего Маяковского как человека большого сердца. К слову, второе изображение поэта – мозаичный портрет с цитатой из поэмы «Во весь голос» – вы сможете увидеть чуть дальше по левую руку. 

Итак, движемся к следующей скульптуре, которая носит забавное название «стул Алексей Макарович». Приглядитесь, за высокой спинкой волшебного табурета притаился сказочный лесной дух в образе доброго старичка. Идея создания стульев и кресел необычного дизайна возникла у Коненкова не случайно. Во время своей работы в США, он был поражен привычке жителей избавляться под Новый год от старой, но весьма добротной мебели. Тогда Сергей Тимофеевич решил создать свою мебель на века, которая не будет зависеть от веяний моды.  

Следующий портрет изображает Льва Николаевича Толстого. «Для художников Толстой – неисчерпаемая тема», – часто говорил Коненков. К образу Льва Николаевича он обращался неоднократно. В свои студенческие годы Сергей Тимофеевич был лично знаком с писателем, а мраморный бюст, копию которого вы можете увидеть справа, создал после посещения усадьбы в Ясной Поляне. 

В следующем литераторе на нашем пути вы, конечно, уже узнали Александра Сергеевича Пушкина. «В голове закружились пушкинские строфы. Я вылепил Пушкина. Не знаю, хорошо ли он вышел, но это был мой Пушкин», – так говорил о скульптуре Коненков.


Мы подошли к бюсту Сергея Тимофеевича, установленному на пересечении улиц Коненкова и Лескова. Этот бюст выполнен с мраморного автопортрета Коненкова, за который он в 1957 году получил Ленинскую премию. Посмотреть на оригинал сегодня можно в Третьяковской галерее. Итак, переходим дорогу по пешеходному переходу. Улица Лескова до 1977 года находилась в соседнем районе Лианозово. Там ее впоследствии упразднили, а литературное название перенесли на новообразованный бульвар в Бибиреве. Николай Семенович Лесков оставил нам большое количество романов, повестей и очерков. Самые известные произведения писателя наверняка вам знакомы – это «Левша» и «Очарованный странник».  

Сейчас нам нужно двигаться прямо, в сторону пешеходного перехода, который приведет нас в Подушкинский переулок. По нему мы доберемся до следующей важной точки маршрута – мемориала в память о жителях четырех деревень – Бибирева, Подушкина, Алтуфьева и Юрлова, погибших в годы Великой Отечественной войны. Сам Подушкинский переулок появился в Бибиреве не так давно, когда здесь засыпали речку. Сначала это был очередной Проектируемый проезд, а позднее краеведы предложили увековечить память деревни Подушкино, которая существовала в тех местах с XVII века по 1960 год. 


Итак, мы подошли к памятнику «Жителям деревень Бибирево, Алтуфьево, Подушкино, Юрлово, павшим на фронтах Великой Отечественной войны». Он был установлен здесь в 2015 году по инициативе жителей района. Открывала монумент жительница района и бывшей деревни Подушкино 92-летняя Евдокия Григорьевна Жилина. Информацию о солдатах, не вернувшихся с войны, несколько лет собирали по крупицам. Уроженцы деревень вспоминали и рассказывали о погибших родственниках – своих и соседских. Благодаря кропотливой работе удалось установить и документально подтвердить фамилии 74 погибших солдат – жителей Бибирева и трех близлежащих деревень. Ежегодно список героев пополняется новыми именами. 

А сейчас мы держим путь в… деревню. Но не спешите удивляться – нам не нужна электричка. Наша следующая остановка – Этнографическая деревня Бибирево, до которой можно добраться, прогуливаясь по Белозерской улице. Чтобы выйти на нее, обходим каток, поворачиваем направо и идем мимо школы «Глория».

По пути в парк давайте узнаем об истории самой деревни Подушкино. Деревушка находилась на пологом холме между небольшими речками, названия которых вполне достойны произведений Салтыкова-Щедрина или Гоголя, – Самотышней (ныне Самотека) и Вздериножкой. Их слияние образует реку Чермянку, рядом с которой мы обязательно погуляем. 

Считается, что название деревни Подушкино связано с именем ее владельца – Ивана Подушки, которому территория была пожалована за успешную торговлю с Крымом. После деревня много раз меняла своих владельцев. Среди них были и дед Петра I, боярин Кирилл Алексеевич Нарышкин, и дядя императора – Лев Кириллович Нарышкин, затем территория перешла в руки князя Алексея Черкасского. 
В 1812 году после отступления Наполеона из Москвы Подушкино было разорено. А пожары 1872 года и вовсе привели некогда богатую деревню к упадку. В годы НЭПа здесь вновь закипела работа. Местные жители торговали в столице молоком. За первую половину 1940 года на местной молочно-товарной ферме надоили по девятьсот семьдесят одному литру молока от каждой коровы. В 1960-е годы Подушкино вошло в черту Москвы, а в 70-е деревня была снесена, и на ее месте выросли жилые кварталы, которые сейчас располагаются по улицам Корнейчука и Белозерская. 

Вот мы и приближаемся к Этнографической деревне Бибирево. Сворачиваем направо на мощеную дорожку, ведущую к сцене с лавочками. 


Большой парк, протянувшийся по утопающей в зелени долине реки Чермянки, был создан в 2003 году. До этого территория у речки была неказистым болотом. Посмотреть на эти места до появления парка можно в сюжете «Ералаша» «Леди и джентльмены», который был снят здесь на прежней пустоши.

Мы берем правее и направляемся к деревянной пешеходной тропе. Обратите внимание на естественный пруд, который образует река Самотека. Чуть дальше она впадает в Чермянку. Кстати, происхождение названия реки Чермянки – вопрос интересный. По одной версии, оно происходит от слова «чермный», которое на древнем церковном языке означало «красный, багряный». Речка вполне могла получить такое название из-за красноватого цвета воды: почва вокруг Чермянки богата красной глиной. Но есть еще одно мнение. В русских говорах слово «чермный» часто смешивалось со словом «черный», отсюда и второй вариант названия – Черница. Так речку могли назвать из-за того, что некоторое время назад кроме деревни Подушкино тут стояла деревня Чернево.
 
Если не переходить дорогу, а пройти прямо по прогулочному настилу вдоль берега реки, можно насладиться единением с природой. Если хочется, сделайте остановку и передохните – лавочек предостаточно. Пройдя чуть дальше, слева вы увидите уютную беседку, где также можно полюбоваться красивыми видами. Успели восстановить силы? Двигайтесь по деревянной тропе вперед на смотровую площадку.  

Мы переходим по живописному мостику на другой берег и оказываемся у храма основателей Киево-Печерской Лавры, Преподобных Антония и Феодосия Печерских. Церковь выполнена в стиле русского деревянного зодчества и действительно будто бы переносит нас во времена Древней Руси. Если успели проголодаться, здесь можно купить свежую выпечку и подкрепиться.  
Обходим пруд по кругу и наслаждаемся живописными окрестностями. Зарядиться энергией этой природной территории можно на весь день – как будто в лесу прогулялся и земляники насобирал. Но не единой природой интересен парк. По пути слева от нас можно увидеть современные спортивные площадки и детские пространства. Их обустроили в парке в 2018 году для активного семейного досуга.
Давайте пройдем до конца аллеи и свернем налево на тропинку между футбольным полем и воркаут-площадкой, углубляясь в сторону жилого района. 


Перед нами дом 21 по улице Лескова. Почему обычная панельная многоэтажка стала одной из точек нашей прогулки? Именно здесь в начале восьмидесятых годов жила советская киноактриса Янина Жеймо, известная по фильмам «Подруги», «Разбудите Леночку» и, конечно, «Золушка». Жеймо была уникальной актрисой: благодаря маленькому росту и кукольному личику даже во взрослом возрасте она играла подростков. 

Янина появилась на свет в семье цирковых артистов польского происхождения. 29 мая 1909 года ее мама отработала привычный сложный номер с сальто, вернулась домой и родила абсолютно здоровую девочку. Уже в три года малышка вышла на цирковую арену. За одиннадцать лет она успела поработать и воздушной гимнасткой, и наездницей, и эквилибристкой, и даже музыкальным эксцентриком. Когда цирковое искусство наскучило 15-летней Янине, она решила поступить на кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера». На вступительных экзаменах выяснилось, что общий стаж Жеймо на подмостках составляет 12 лет, что превышало даже опыт самих наставников, так что зачислили Янину единогласно. Признание пришло к ней после главной роли в фильме «Подруги» 1935 года. Только спустя несколько десятилетий после звездных ролей Жеймо, критики стали отмечать удивительный драматический дар актрисы, которая тонко сочетала в себе черты лирика и эксцентрика. 
А сейчас нам нужно пройти вдоль дома 21, выйти на улицу Лескова и повернуть направо, двигаясь по направлению к церкви Божией Матери «Живоносный Источник».


Пока мы идем вдоль улицы Лескова, познакомимся с еще одним ее знаменитым жителем. Здесь в доме 10 жил один из «первопроходцев» советского джаза, композитор Александр Варламов. Варламов возглавлял несколько коллективов, которые под его началом освоили новое музыкальное направление: оркестр «Танго-джаз», собственный оркестр «Джаз Александра Варламова» и джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета. Александр Варламов стал автором множества инструментальных пьес и вокальных произведений, а также узнаваемой киномузыки. Его произведения можно услышать в фильмах «Степан Разин», «Парень из тайги», «Доктор Айболит», «Одна строка» и в известных советских мультфильмах – «Квартет», «Кот в сапогах» и «Дикие лебеди». 

Еще один интересный факт об улице Лескова – это то, что местные жители часто сравнивают ее с рекой Волгой. С высоты птичьего полета хорошо видно, что в нее будто «впадают» маленькие «речки»-улицы: Мурановская, Коненкова, Мелиховская, Плещеева, Пришвина, Корнейчука, а также Шенкурский проезд. 

По правой стороне от нас виднеется небольшая белая церквушка, затесавшаяся между многоэтажками. Перед нами – церковь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Ее строительство началось в 2003 году, а 2 мая 2008 года, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник», церковь освятили. Этот храм очень любим местными жителями. Правда, из-за небольших размеров он не всегда может вместить всех прихожан, но это не мешает им регулярно участвовать в богослужениях. На территории храма также находится источник с освященной водой.
  

Теперь мы обходим храм слева и идем по дороге вдоль домов 2 и 4. Обратите внимание на дорожку впереди, которая идет левее. Она приведет нас к входу в лесопарк Лианозовский питомник – конечную точку нашего маршрута.  

Мы добрались до настоящего сказочного леса прямо в черте города. Местные жители называют Лианозовский питомник «зелеными легкими» района, а свое официальное название он получил в честь столичного предпринимателя Георгия Мартыновича Лианозова – последнего владельца имения Алтуфьево. 

Здесь вы увидите густые заросли папоротника, поляны с кашубским лютиком, а еще лесную герань. В прибрежной полосе вдоль реки Самотеки можно отыскать редкие цветы – желтый ирис и болотную незабудку, занесенные в Красную книгу города Москвы, а в лесной чаще также распускаются ландыши. 

Среди главных достопримечательностей Лианозовского питомника – большой пруд с красивыми тенистыми берегами и источник, возле которого воздвигнута часовня. На пруду можно встретить редкую для столицы красную утку, а в лесистой части парка – зайца-русака, ласку и ежей.  

В заказнике также водятся белки, для которых посетители с удовольствием оставляют орехи в специальных кормушках. Этих зверьков завозили сюда специально. Со временем они освоились и стали без опаски выходить к людям, так что у вас есть все шансы встретить на пути почти ручных и очень любопытных бельчат.

Инфраструктура питомника располагает к отдыху: здесь можно заниматься спортом, гулять с детьми на игровых площадках, наблюдать за жизнью зверей и птиц и просто наслаждаться единением с природой. Пройдитесь по тенистым тропам среди деревьев, вдохните ароматы кленово-липового леса, полюбуйтесь на ветвистые березы и раскидистые вязы. 

  • 1

    Станция метро «Бибирево»

    Мы начинаем наш маршрут от станции метро «Бибирево». Она была открыта 31 декабря 1992 года – и стала первой станцией метрополитена, построенной в Москве после распада СССР.  Турникетные залы оформлены композициями художников Анатолия и Дарьи Ладуров – сыном и внучкой советского графика и главреда журнала «Декоративное искусство СССР», Михаила Филипповича Ладура. Анатолий Ладур также известен как автор архитектурного ансамбля Павелецкого вокзала. ...Подробнее

    Мы тем временем выходим из метро к выходу номер два. Впереди у нас первые остановки по маршруту: арт-объект, который раскроет тайну необычного названия района, церковь, где сорок семь лет назад произошло чудо, и парк, где живет сказка.
  • 2

    Храм преподобного Сергия Радонежского в Бибирево

    По правую руку от нас располагается Церковь Собора Московских святых. Ее строительство продолжалось 12 лет, а вместимость церкви превысила показатели храма Христа Спасителя. Глядя на собор, сложно поверить, что его архитектор Виктор Захаров до этого проектировал преимущественно ядерные объекты для отечественных научных центров. Несмотря на внушительные размеры, здание кажется невесомым благодаря белоснежным стенам и округлым формам, а венчают церковь золотые и синие купола по византийскому образцу. Доминантами здесь являются три престола: главный – в честь Собора Московских святых, правый – в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и левый – в честь святителя Николая Чудотворца. На территории рядом с церковью располагается храм в честь Преподобного Сергия Радонежского, с которым связано сразу несколько чудес. Его история связана с Московским Вознесенским женским монастырем, который основала княгиня Евдокия – супруга князя Дмитрия Донского. Монастырь был одним из самых крупных и богатых в России. Среди инокинь обители встречались представительницы знатных боярских родов: Колычевых, Сабуровых, Пушкиных. Во владении монастыря были многочисленные вотчины, в том числе, пустошь Кожина на правом берегу речки Ольшанки, пожалованная монастырю в 1585 году. Здесь в том же году и возникло село Бибирево, где построили деревянную Благовещенскую церковь.  В Смутное время село сровняли с землей вместе с храмом. Но, к счастью, уже через семь лет жизнь в этих землях снова пошла своим чередом. Благовещенская церковь была отстроена заново, на прежнем месте. С течением времени храм обветшал, и в 1732 году вместо него появился новый – тоже деревянный и с такой же колокольней.  Первое чудо в Бибиреве произошло в июле 1873 года. В местном приходе и прилегающих к нему селениях свирепствовала холера, уносившая ежедневно от трех до пяти человек. В это время в соседних землях носили икону преподобного Сергия Радонежского. Настоятель храма и крестьяне Бибирева попросили сопровождающих ее монахов прийти к ним. По преданию, как только они вступили на деревенские земли, икона вырвалась из рук послушников и полетела по воздуху. Молебен служили прямо посреди села. В это время все, даже самые безнадежные больные, вставали и выходили из своих домов. В тот же день эпидемия холеры прекратилась, и от болезни не умер больше ни один сельчанин. В ознаменование чуда в 1893 году в селе был построен однокупольный Храм Преподобного Сергия. История избавления жителей Бибирева от холеры нашла отражение и в гербе района: золотая чаша в его нижнем левом углу стала символом церковного таинства.   Говорят, что еще одно чудо случилось с храмом в советское время, когда его собирались снести. Один из рабочих ударил молотом по стене церкви, но инструмент отскочил, не оставив на постройке ни единого следа. Люди в ужасе разбежались, и снос был отменен. Предпринимались попытки приспособить здание под другие цели: в 1930-е годы здесь работал завод металлоизделий, который затем сменили фабрика выключателей и автомастерская. Храм вернули Русской Православной Церкви только в 1990-м году. Обратите внимание, что за храмом есть церковная лавка, где можно купить что-то на память об экскурсии. ...Подробнее

    Идем прямо до входа в парк Света. Проходим под чугунной аркой с круглыми фонарями – оба храма располагаются по правую сторону от нас.
  • 3

    Парк Света

    Перед нами – семья бобров: мама внимательно следит за входящими в парк гостями, а трое малышей увлечены игрой. Они появились здесь не случайно. Дело в том, что село Бибирево возникло в XVI веке на берегу маленькой речки Ольшанки. Она была такой крохотной, что иногда ее считали ручьем и даже время от времени забывали ее название. Известно, что на Ольшанке обитали бобры, и предположительно свое название село получило как раз от неканонического имени «Биберь», что и означает «бобер». Есть еще одна версия происхождения названия района, и она – тоже связана с бобрами. Согласно ей, на территории располагалось поселение княжеских «бобровников» – они получали право ловить бобров во владениях князей, организовывать охоту, а позднее собирать с жителей «бобровый» налог.  Авторами скульптуры в парке Света стали заслуженные художники Микаэль и Ваге Согояны. Памятник стал «счастливой» достопримечательностью, местные жители любят тереть нос бобрихе на удачу – можете тоже попробовать! О бобрах, которые водились на этих территориях, напоминает не только скульптура перед нами, но также герб и флаг района. Сегодня на них красуется изображение золотого бобра, стоящего на задних лапках.   Итак, мы продолжаем движение вглубь Парка Света. Его история началась в 2019 году – по просьбе местных жителей на месте транзитного пути до метро вдоль Костромской улицы появилась новая зона отдыха. Парк обустроили по программе «Мой район». Его изюминкой стала уникальная система освещения: в темное время суток здесь светится буквально все, начиная от входных арок в ретростиле и заканчивая площадкой для выгула собак со снарядами для дрессировки.   На территории появилось более сотни новых светильников, круговые качели со светодиодной подсветкой для детей и взрослых, а также «светящиеся» детские и воркаут-площадки. К слову, название место отдыха получило не только из-за впечатляющей подсветки, но и благодаря своему расположению – как мы уже знаем, парк находится в двух шагах от храмов и символизирует дорогу, ведущую к свету. Обходим «Семейство бобров» слева и идем вперед вдоль ближайшей аллеи из берез, кленов и елей. По правой стороне от нас располагаются белоснежные конструкции – это качели в виде полукругов, на которых можно покачаться не только детям, но и взрослым. Сидения выдерживают от 100 до 300 килограммов, а несколько парных качелей даже позволяют качаться вдвоем. Вечером здесь особенно живописно – конструкции имеют встроенную светодинамическую подсветку и в темное время суток переливаются всеми цветами радуги. Идя по тропинке дальше, слева мы увидим зону «волшебный лес». Откуда такое название? Между деревьями в лесистой зоне парка тут и там «разбросаны» звезды, месяцы и шары. Это светящиеся пуфы, которые завораживающе выглядят в темноте и очень фотогеничны – здесь можно смело присесть и сделать необычное фото. Обогнув «волшебный лес», мы движемся налево по мощеной разноцветной дорожке и возвращаемся обратно в сторону храма. Следующий пункт нашего маршрута – парк скульптур Коненкова.  По пути обратите внимание на современные площадки по обеим сторонам дороги. Справа находится игровая зона для детей, а слева – спортивный уголок для взрослых. Довольно удобно – пока малыши возятся в песочнице, мамы могут заняться своей физической формой, не отрываясь от наблюдения за чадом. А мы тем временем направляемся к выходу из парка. В Бибиреве расположены сразу четыре улицы, названные в честь известных писателей: Михаила Пришвина, Алексея Плещеева, Николая Лескова и Александра Корнейчука. Первой на нашем пути окажется улица Пришвина. Итак, за Храмом Преподобного Сергия Радонежского свернем налево и пройдем вдоль забора и подстанции скорой помощи. Мы вышли на улицу, названную в честь Михаила Пришвина, писателя, путешественника и знатока Русского Севера и Подмосковья. Символично, что улица Коненкова, куда мы с вами направляемся, находится совсем рядом. При жизни скульптор Сергей Коненков и литератор были очень дружны – и вот, на карте Москвы их имена тоже оказались по соседству.  Мы переходим улицу Пришвина по пешеходному переходу и продолжаем движение вперед уже по улице Коненкова. А пока идем, давайте познакомимся с историей района Бибирево. Сегодня он – второй по размеру в Северо-Восточном административном округе. Интересно, что сейчас здесь нет ни одного промышленного предприятия. Однако так было не всегда.  В начале XIX века в селе Бибиреве появляются «светелки» и «кустарные избы», в которых устанавливаются ткацкие станки. В 1896 году здесь появился кожевенный завод, на котором работало десять человек. Три года спустя в селе открывается еще одно предприятие – кирпичный завод, на котором работало уже пятнадцать человек. Он просуществовал недолго – в 1923 году завод ликвидировали, хотя запасов глины в окрестностях села могло хватить на много лет. Тем не менее факт существования в районе кирпичного завода отражен на гербе Бибирева в виде красного поля в нижней левой части геральдического щита.   Улица, по которой мы сейчас идем, получила свое название в 1974 году в честь скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова, одного из ярких представителей стиля модерн. Еще в дореволюционное время Коненков получил прозвище «русский Роден». В списке его известных работ – «Атланты», украшающие фасад особняка Кузнецова на проспекте Мира в Москве, а также скульптуры «Купальщица» и «Нищая братия», которые сегодня можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге.  Сергей Тимофеевич был автором фантастических образов русского фольклора, которые воплотил в своей «лесной» серии – она была создана мастером в 1907 году, и в свое время поразила современников необычайной смелостью. Серия представляет собой коллекцию изваяний языческих богов из дерева, воссоздающих образы славянской мифологии. При этом Коненков соединил архаические мотивы, приемы примитивной скульптуры и экспрессию, присущую модернизму. Столь же заметное место занимают его шедевры портретного искусства: изображения Баха, Шаляпина, Рахманинова, Есенина, Льва Толстого, Пушкина, Достоевского и Альберта Эйнштейна, с которым Коненков и его супруга Маргарита была дружны во время их жизни в США. Сегодня работы скульптора хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Коненкова в Смоленске, Музее искусств Бишкека, Музее биохимика Хидго Ногуччи в Японии, в Принстонском университете высших исследований в США и даже в здании Верховного суда в Вашингтоне. ...Подробнее

    Мы с вами дошли до дома 23 – справа от нас расположился парк скульптур.
  • 4

    Парк скульптур Коненкова

    Здесь, напротив Центральной библиотеки № 52, в 2019 году «поселились» знаменитые писатели, сказочный персонаж и даже герой Нового Завета. Все скульптуры – копии произведений Сергея Коненкова.   Одна из них изображает Иисуса Христа и называется «Сын человеческий». Приглядитесь – в его глазах нет зрачков. Это делает взгляд Христа отрешенным от внешнего мира, проникающим в самую глубину, в самую суть вещей и явлений.   Еще один интересный экспонат – бюст Владимира Маяковского. С поэтом скульптор встречался на митингах, выставках, вечерах. Перед нами Маяковский – без лишнего пафоса, глубоко чувствующий, немного хмурый и даже в чем-то трогательный. Коненков однажды признался, что лепил своего Маяковского как человека большого сердца. К слову, второе изображение поэта – мозаичный портрет с цитатой из поэмы «Во весь голос» – вы сможете увидеть чуть дальше по левую руку.  Итак, движемся к следующей скульптуре, которая носит забавное название «стул Алексей Макарович». Приглядитесь, за высокой спинкой волшебного табурета притаился сказочный лесной дух в образе доброго старичка. Идея создания стульев и кресел необычного дизайна возникла у Коненкова не случайно. Во время своей работы в США, он был поражен привычке жителей избавляться под Новый год от старой, но весьма добротной мебели. Тогда Сергей Тимофеевич решил создать свою мебель на века, которая не будет зависеть от веяний моды.   Следующий портрет изображает Льва Николаевича Толстого. «Для художников Толстой – неисчерпаемая тема», – часто говорил Коненков. К образу Льва Николаевича он обращался неоднократно. В свои студенческие годы Сергей Тимофеевич был лично знаком с писателем, а мраморный бюст, копию которого вы можете увидеть справа, создал после посещения усадьбы в Ясной Поляне.  В следующем литераторе на нашем пути вы, конечно, уже узнали Александра Сергеевича Пушкина. «В голове закружились пушкинские строфы. Я вылепил Пушкина. Не знаю, хорошо ли он вышел, но это был мой Пушкин», – так говорил о скульптуре Коненков. Мы подошли к бюсту Сергея Тимофеевича, установленному на пересечении улиц Коненкова и Лескова. Этот бюст выполнен с мраморного автопортрета Коненкова, за который он в 1957 году получил Ленинскую премию. Посмотреть на оригинал сегодня можно в Третьяковской галерее. Итак, переходим дорогу по пешеходному переходу. Улица Лескова до 1977 года находилась в соседнем районе Лианозово. Там ее впоследствии упразднили, а литературное название перенесли на новообразованный бульвар в Бибиреве. Николай Семенович Лесков оставил нам большое количество романов, повестей и очерков. Самые известные произведения писателя наверняка вам знакомы – это «Левша» и «Очарованный странник».   Сейчас нам нужно двигаться прямо, в сторону пешеходного перехода, который приведет нас в Подушкинский переулок. По нему мы доберемся до следующей важной точки маршрута – мемориала в память о жителях четырех деревень – Бибирева, Подушкина, Алтуфьева и Юрлова, погибших в годы Великой Отечественной войны. Сам Подушкинский переулок появился в Бибиреве не так давно, когда здесь засыпали речку. Сначала это был очередной Проектируемый проезд, а позднее краеведы предложили увековечить память деревни Подушкино, которая существовала в тех местах с XVII века по 1960 год.  ...Подробнее

    Вот мы и приближаемся к Этнографической деревне Бибирево. Сворачиваем направо на мощеную дорожку, ведущую к сцене с лавочками. 
  • 5

    Памятный мемориал жителям деревень Бибирево, Подушкино, Алтуфьево, Юрлово, павшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

    Итак, мы подошли к памятнику «Жителям деревень Бибирево, Алтуфьево, Подушкино, Юрлово, павшим на фронтах Великой Отечественной войны». Он был установлен здесь в 2015 году по инициативе жителей района. Открывала монумент жительница района и бывшей деревни Подушкино 92-летняя Евдокия Григорьевна Жилина. Информацию о солдатах, не вернувшихся с войны, несколько лет собирали по крупицам. Уроженцы деревень вспоминали и рассказывали о погибших родственниках – своих и соседских. Благодаря кропотливой работе удалось установить и документально подтвердить фамилии 74 погибших солдат – жителей Бибирева и трех близлежащих деревень. Ежегодно список героев пополняется новыми именами.  А сейчас мы держим путь в… деревню. Но не спешите удивляться – нам не нужна электричка. Наша следующая остановка – Этнографическая деревня Бибирево, до которой можно добраться, прогуливаясь по Белозерской улице. Чтобы выйти на нее, обходим каток, поворачиваем направо и идем мимо школы «Глория». По пути в парк   давайте узнаем об истории самой деревни Подушкино. Деревушка находилась на пологом холме между небольшими речками, названия которых вполне достойны произведений Салтыкова-Щедрина или Гоголя, – Самотышней (ныне Самотека) и Вздериножкой. Их слияние образует реку Чермянку, рядом с которой мы обязательно погуляем.  Считается, что название деревни Подушкино связано с именем ее владельца – Ивана Подушки, которому территория была пожалована за успешную торговлю с Крымом. После деревня много раз меняла своих владельцев. Среди них были и дед Петра I, боярин Кирилл Алексеевич Нарышкин, и дядя императора – Лев Кириллович Нарышкин, затем территория перешла в руки князя Алексея Черкасского.  В 1812 году после отступления Наполеона из Москвы Подушкино было разорено. А пожары 1872 года и вовсе привели некогда богатую деревню к упадку. В годы НЭПа здесь вновь закипела работа. Местные жители торговали в столице молоком. За первую половину 1940 года на местной молочно-товарной ферме надоили по девятьсот семьдесят одному литру молока от каждой коровы. В 1960-е годы Подушкино вошло в черту Москвы, а в 70-е деревня была снесена, и на ее месте выросли жилые кварталы, которые сейчас располагаются по улицам Корнейчука и Белозерская.  ...Подробнее

    Наша следующая остановка – Этнографическая деревня Бибирево, до которой можно добраться, прогуливаясь по Белозерской улице. Чтобы выйти на нее, обходим каток, поворачиваем направо и идем мимо школы «Глория».
  • 6

    Этнографическая деревня Бибирево

    Большой парк, протянувшийся по утопающей в зелени долине реки Чермянки, был создан в 2003 году. До этого территория у речки была неказистым болотом. Посмотреть на эти места до появления парка можно в сюжете «Ералаша» «Леди и джентльмены», который был снят здесь на прежней пустоши. Мы берем правее и направляемся к деревянной пешеходной тропе. Обратите внимание на естественный пруд, который образует река Самотека. Чуть дальше она впадает в Чермянку. Кстати, происхождение названия реки Чермянки – вопрос интересный. По одной версии, оно происходит от слова «чермный», которое на древнем церковном языке означало «красный, багряный». Речка вполне могла получить такое название из-за красноватого цвета воды: почва вокруг Чермянки богата красной глиной. Но есть еще одно мнение. В русских говорах слово «чермный» часто смешивалось со словом «черный», отсюда и второй вариант названия – Черница. Так речку могли назвать из-за того, что некоторое время назад кроме деревни Подушкино тут стояла деревня Чернево.  Если не переходить дорогу, а пройти прямо по прогулочному настилу вдоль берега реки, можно насладиться единением с природой. Если хочется, сделайте остановку и передохните – лавочек предостаточно. Пройдя чуть дальше, слева вы увидите уютную беседку, где также можно полюбоваться красивыми видами. Успели восстановить силы? Двигайтесь по деревянной тропе вперед на смотровую площадку.   Мы переходим по живописному мостику на другой берег и оказываемся у храма основателей Киево-Печерской Лавры, Преподобных Антония и Феодосия Печерских. Церковь выполнена в стиле русского деревянного зодчества и действительно будто бы переносит нас во времена Древней Руси. Если успели проголодаться, здесь можно купить свежую выпечку и подкрепиться.   Обходим пруд по кругу и наслаждаемся живописными окрестностями. Зарядиться энергией этой природной территории можно на весь день – как будто в лесу прогулялся и земляники насобирал. Но не единой природой интересен парк. По пути слева от нас можно увидеть современные спортивные площадки и детские пространства. Их обустроили в парке в 2018 году для активного семейного досуга. ...Подробнее

    Давайте пройдем до конца аллеи и свернем налево на тропинку между футбольным полем и воркаут-площадкой, углубляясь в сторону жилого района.
  • 7

    Улица Лескова

    Перед нами дом 21 по улице Лескова. Почему обычная панельная многоэтажка стала одной из точек нашей прогулки? Именно здесь в начале восьмидесятых годов жила советская киноактриса Янина Жеймо, известная по фильмам «Подруги», «Разбудите Леночку» и, конечно, «Золушка». Жеймо была уникальной актрисой: благодаря маленькому росту и кукольному личику даже во взрослом возрасте она играла подростков.  Янина появилась на свет в семье цирковых артистов польского происхождения. 29 мая 1909 года ее мама отработала привычный сложный номер с сальто, вернулась домой и родила абсолютно здоровую девочку. Уже в три года малышка вышла на цирковую арену. За одиннадцать лет она успела поработать и воздушной гимнасткой, и наездницей, и эквилибристкой, и даже музыкальным эксцентриком. Когда цирковое искусство наскучило 15-летней Янине, она решила поступить на кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера». На вступительных экзаменах выяснилось, что общий стаж Жеймо на подмостках составляет 12 лет, что превышало даже опыт самих наставников, так что зачислили Янину единогласно. Признание пришло к ней после главной роли в фильме «Подруги» 1935 года. Только спустя несколько десятилетий после звездных ролей Жеймо, критики стали отмечать удивительный драматический дар актрисы, которая тонко сочетала в себе черты лирика и эксцентрика.  А сейчас нам нужно пройти вдоль дома 21, выйти на улицу Лескова и повернуть направо, двигаясь по направлению к церкви Божией Матери «Живоносный Источник». Пока мы идем вдоль улицы Лескова, познакомимся с еще одним ее знаменитым жителем. Здесь в доме 10 жил один из «первопроходцев» советского джаза, композитор Александр Варламов. Варламов возглавлял несколько коллективов, которые под его началом освоили новое музыкальное направление: оркестр «Танго-джаз», собственный оркестр «Джаз Александра Варламова» и джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета. Александр Варламов стал автором множества инструментальных пьес и вокальных произведений, а также узнаваемой киномузыки. Его произведения можно услышать в фильмах «Степан Разин», «Парень из тайги», «Доктор Айболит», «Одна строка» и в известных советских мультфильмах – «Квартет», «Кот в сапогах» и «Дикие лебеди». Еще один интересный факт об улице Лескова – это то, что местные жители часто сравнивают ее с рекой Волгой. С высоты птичьего полета хорошо видно, что в нее будто «впадают» маленькие «речки»-улицы: Мурановская, Коненкова, Мелиховская, Плещеева, Пришвина, Корнейчука, а также Шенкурский проезд.  По правой стороне от нас виднеется небольшая белая церквушка, затесавшаяся между многоэтажками. Перед нами – церковь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Ее строительство началось в 2003 году, а 2 мая 2008 года, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник», церковь освятили. Этот храм очень любим местными жителями. Правда, из-за небольших размеров он не всегда может вместить всех прихожан, но это не мешает им регулярно участвовать в богослужениях. На территории храма также находится источник с освященной водой.   Теперь мы обходим храм слева и идем по дороге вдоль домов 2 и 4. Обратите внимание на дорожку впереди, которая идет левее. Она приведет нас к входу в лесопарк Лианозовский питомник – конечную точку нашего маршрута.   ...Подробнее

    Обходим храм слева и идем по дороге вдоль домов 2 и 4. Обратите внимание на дорожку впереди, которая идет левее. Она приведет нас к входу в лесопарк Лианозовский питомник – конечную точку нашего маршрута.
  • 8

    Лианозовский питомник

    Мы добрались до настоящего сказочного леса прямо в черте города. Местные жители называют Лианозовский питомник «зелеными легкими» района, а свое официальное название он получил в честь столичного предпринимателя Георгия Мартыновича Лианозова – последнего владельца имения Алтуфьево. Здесь вы увидите густые заросли папоротника, поляны с кашубским лютиком, а еще лесную герань. В прибрежной полосе вдоль реки Самотеки можно отыскать редкие цветы – желтый ирис и болотную незабудку, занесенные в Красную книгу города Москвы, а в лесной чаще также распускаются ландыши.  Среди главных достопримечательностей Лианозовского питомника – большой пруд с красивыми тенистыми берегами и источник, возле которого воздвигнута часовня. На пруду можно встретить редкую для столицы красную утку, а в лесистой части парка – зайца-русака, ласку и ежей.   В заказнике также водятся белки, для которых посетители с удовольствием оставляют орехи в специальных кормушках. Этих зверьков завозили сюда специально. Со временем они освоились и стали без опаски выходить к людям, так что у вас есть все шансы встретить на пути почти ручных и очень любопытных бельчат. Инфраструктура питомника располагает к отдыху: здесь можно заниматься спортом, гулять с детьми на игровых площадках, наблюдать за жизнью зверей и птиц и просто наслаждаться единением с природой. Пройдитесь по тенистым тропам среди деревьев, вдохните ароматы кленово-липового леса, полюбуйтесь на ветвистые березы и раскидистые вязы. ...Подробнее

    Наша прогулка завершена.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Места
Парк скульптур Коненкова

Парк скульптур Коненкова

(Нет голосов)
Памятники
Солдату Отечества

Солдату Отечества

Лескова ул., вл. 34

3.3
Места
Этнографическая деревня Бибирево

Этнографическая деревня Бибирево

(Нет голосов)
Памятники
Памятный мемориал жителям деревень Бибирево, Подушкино, Алтуфьево, Юрлово, павшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Памятный мемориал жителям деревень Бибирево, Подушкино, Алтуфьево, Юрлово, павшим на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Подушкинский пер.

(Нет голосов)