Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

«Переделкино. Место силы, вдохновения и культурной памяти». Авторский маршрут директора ГМИРЛИ имени В. И. Даля

Маршрут, задуманный и созданный директором Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля – литературоведом, филологом, автором и ведущим просветительских программ на радио и телевидении Дмитрием Петровичем Баком – ювелирно «деконструирует» знаковые локации в пространстве и во времени.

«Переделкино. Место силы, вдохновения и культурной памяти». Авторский маршрут директора ГМИРЛИ имени В. И. Даля
«Переделкино. Место силы, вдохновения и культурной памяти». Авторский маршрут директора ГМИРЛИ имени В. И. Даля
A
Сквер Пастернака
Новопеределкино, Боровское шоссе
B
поселение Внуковское, ДСК «Мичуринец, ул. Серафимовича, д. 3 стр. 2 (соседнее здание с Домом-музеем Чуковского)
Новопеределкино, Боровское шоссе
21 м.
1.9 км

Маршрут, задуманный и созданный директором Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля – литературоведом, филологом, автором и ведущим просветительских программ на радио и телевидении Дмитрием Петровичем Баком – ювелирно «деконструирует» знаковые локации в пространстве и во времени.

Живописность
Длительность
Информативность
Доступность
A
Сквер Пастернака
Новопеределкино, Боровское шоссе
B
поселение Внуковское, ДСК «Мичуринец, ул. Серафимовича, д. 3 стр. 2 (соседнее здание с Домом-музеем Чуковского)
Новопеределкино, Боровское шоссе
Информация о маршруте

Знаменитый подмосковный городок писателей – место совершенно особенное. Ещё недавно Переделкино привычно относилось к Подмосковью, а ныне – это часть большого города, входящего в Новомосковский административный округ.

Между тем, сам ландшафт этих мест неколебимо сохраняет образ пригорода, удалённого от шумного мегаполиса с его стремительными ритмами. Ровно семьдесят лет тому назад, молодой, двадцатипятилетний поэт Евгений Евтушенко восклицал в стихотворении «Поэзия – великая держава…», обращаясь к самой изящной словесности: «… В твоей стране, на первый взгляд беспечной, / Поэзия – и кровь и слезы вдов, / И Пастернак, как пригород твой вечный / У будущих великих городов».

Именно так – вечный пригород. Имя великого переделкинца Бориса Пастернака – лучший залог точности найденного определения. Переделкино похоже на непрерывно создающееся стихотворение, с навсегда «открытой датой» написания. В первом довоенном путеводителе по пешеходному Подмосковью (сборник экскурсий «Вокруг Москвы» 1930 года), перечисляя красоты здешних мест (а места-то древние, помнящие исторические эпохи – от Ивана Грозного до времён крестьянской реформы второй половины XIX век), трогательно указывалось: «…от парка плотиной можно перейти на другую сторону пруда, где расположены Переделкино и Измалково – типичные подмосковные деревни, населённые летом дачниками. Около плотины сдаются лодки для катанья…». Авторы путеводителя тогда ещё не знали, что очень и очень скоро, здесь, на 16-й железнодорожной версте по Киевской железной дороге, развернётся стройка, которая навсегда соединит слова «дачник» и «писатель», что именно тут народится новое словообразование: писательские дачи.    

«Я живу на даче в Переделкине. Это недалеко от Москвы…» – именно так, в победном 1945 году, классик нашей детской литературы Корней Чуковский начал свою последнюю большую сказку «Приключения Бибигона». Кстати, одной из её участниц и героинь, внучке писателя «Тате» (Наталии Николаевне Чуковской-Костюковой) исполнилось в этом году 100 лет, и она не забывает переделкинских мест по сей день.

Феномен писательского городка – прост и величественен одновременно: где же ещё можно найти место, в котором из года в год – на сравнительно небольшом пространстве земли – жило бы и работало так много литераторов: стихотворцев и прозаиков, драматургов и сценаристов, критиков и публицистов?

Местный Дом творчества уже с середины прошлого века (под именем Перелыгина поселок выведен в романе Булгакова «Мастер и Маргарита») не вмещал всех писателей , приезжающих сюда на долгожданный постой – за вдохновением и новыми страницами своих сочинений… Во многом именно отсюда и пошла советская традиция писательских городков: северное Комарово и среднерусская Малеевка, Дубулты на Балтике и крымский Коктебель…

Помимо постоянных насельников, давно ставших классиками – Исаака Бабеля и Бориса Пастернака, Валентина Катаева и Александра Серафимовича, Константина Федина и Александра Фадеева, Бориса Пильняка и Леонида Леонова, да и многих, многих других, писавших тут книги (а кое-кто из писателей ещё и руководил «литературным процессом»), – именно здесь, в номерах-«пеналах» творческого дома и его многочисленных коттеджных пристройках, нарождалась литература большой страны: от прозы Мариэтты Шагинян до повестей Виктора Астафьева, от стихов Арсения Тарковского до поэм и эпопей, созданных писателями, из Средней Азии и с Кавказа. Во второй половине 1940-х здесь полулегально обретался вернувшийся из ссылки поэт Николай Заболоцкий, отогревались другие недавние узники ГУЛАГа. А в «оттепельные» шестидесятые годы на переделкинских дорожках можно было встретить Андрея Вознесенского и Беллу Ахмадулину, Аркадия Райкина и Леонида Утёсова, Александра Галича и Геннадия Шпаликова… А то и музу Маяковского – Лилю Юрьевну Брик. И даже – прославленного «Василием Теркиным» и редакторством в журнале «Новый мир» – Александра Трифоновича Твардовского, жившего в соседнем Внукове. 

О зарубежных гостях Переделкина можно сложить особый «помянник»: переделкинские сосны не забыли Габриеля Гарсиа Маркеса и престарелого Роберта Фроста, великого живописца Марка Шагала и кинорежиссера Федерико Феллини. Здесь «отметился» певец-нобелиат Боб Дилан, работали голливудские актёры Шон Коннери, Мишель Пфайффер и Клаус Мария Брандауэр (в посёлке снимались сцены для кинофильма 1990 года «Русский дом» по сценарию знаменитых Тома Стоппарда и Джона Ле Карре). Поклониться памяти Пастернака заезжал создатель «Криминального чтива» – Квентин Тарантино…

О писательском городке пишутся книги и диссертации, снимаются документальные и художественные фильмы. Здесь принимают своих ежедневных гостей мемориальные дома-музеи, по нашему поселку одна за другой идут и идут пешеходные экскурсии. И, конечно, продолжает создаваться отечественная литература, подпитываемая научными конференциями и выставками, литературными фестивалями и творческими встречами.

Патриаршее подворье (старинная Преображенская церковь) и возведенный в новом веке, красивый храм благоверного князя Игоря Черниговского), кладбищенский погост и разливающаяся весной речка Сетунь, а также восстановленные парки и новая праздничная инфраструктура «выходных дней» для москвичей и гостей столичного города – всё, всё тут задерживает благодарное внимание и создает особую «переделкинскую» атмосферу, пропитанную духом искусства и любовью к литературе.

Самой первой книгой о Переделкине, вероятно, следует считать вдохновенную брошюру краеведа этих мест, славного музейщика и звукоархивиста Льва Алексеевича Шилова – «Пастернаковское Переделкино» 1999 года (конец века, финал второго тысячелетия). 

«В кашне, ладонью заслонясь, / Сквозь фортку крикну детворе: / Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?» – восклицал в далёком 1917-м великий поэт.

…И первый летописец нашего писательского городка проницательно завершил свой краеведческий очерк словами: «Нетрудно предсказать, что в недалёком будущем рядом с такими понятиями и словосочетаниями, как “дантовская Флоренция”, “блоковское Шахматово”, “шекспировский Стратфорд”, “диккенсовский Лондон”, “Петербург Достоевского”, появится в культурном обиходе человечества и “пастернаковское Переделкино”». Прошло четверть века и эти предсказания – сбылись. 

С «пастернаковской» темы мы и начнём наш маршрут. 

Автор статьи: Дмитрий Бак
Рекомендации
В путь!
Сквер Пастернака
Узнать об объекте больше
1
О точке маршрута

На углу шоссейной улицы Николая Погодина (советского драматурга, автора театральной «ленинианы», сценариста «Кубанских казаков») и уходящей вниз улицы, названной именем прозаика Петра Павленко (лауреата четырех Сталинских премий, сценариста «Александра Невского» и «Падения Берлина»), находится новейшее переделкинское памятное место: сквер Пастернака. Именно его и можно сделать началом нашего путешествия по центру Старого Переделкина. Несмотря на всю «новодельность» и прямое соседство с транспортной дорогой, – именно этот сквер оказывается нынче одним из самых тихих и уютных пристанищ для пешего путешественника. На совсем небольшом пространстве, украшенном тщательно продуманным ландшафтным дизайном (специально высаженные деревья, кусты и даже собрания трав) – располагается десяток кругообразно выставленных «ретроскамеек», рядом с которыми – на специальных пюпитрах – начертаны строки из стихотворений гения этого места, автора сборника «Когда разгуляется» и романа «Доктор Живаго». 


Строчек – не более четырех, они прочитываются легко и мгновенно, а в сознании любящего поэзию человека тут же начинают «всплывать» и остальные слова стихотворения. Те или иные строки из Пастернака «срифмованы» с высаженными рядом растениями. Но – не «в лоб», а с толком и мыслительной расстановкой. Рядом со стайкой молодых лип мы читаем: «Там липы в несколько обхватов / Справляют в сумраке аллей, / Вершины друг за друга спрятав, / Свой двухсотлетний юбилей» (это из «Липовой аллеи», 1957). 


А рядом с совсем юными сосенками – такое: «И вот, бессмертные на время, / Мы к лику сосен причтены / И от болезней, эпидемий / И смерти освобождены» (это из «Сосен», 1941). 


В постковидные времена эти строки читаются с особым чувством…


В этом сквере никогда не выгуливают собак, здесь мало посетителей – это место тишины и покоя. Прекрасный приют для влюбленной пары или сокровенной беседы на двоих; крохотная планета счастья, оберегаемая от вторжений. Поскольку Переделкино всегда переполнено, то на возможный вопрос собеседника или делового партнера – «Где бы с вами могли уединиться и поговорить?», – лучшего уличного оазиса, кажется, не найти.  


Этот сквер был сооружен в 2021 году как акт своеобразного примирения: на церемонии открытия посетители могли наблюдать дружеские объятия поколения «внуков и внучек», то есть родных Бориса Пастернака и писателя-переделкинца Сергея Смирнова, которому в конце 1950-х выпала тяжкая участь вести погромное в отношении поэта собрание московских литераторов. Пронзительно жаль, что в начале нового века чудесное переделкинское поле с шутливым названием «Неясная поляна» («Жизнь прожить – не поле перейти», как сказано у поэта), то самое поле, по кромке которого родные и почитатели Пастернака несли летом 1960 года гроб с его телом, – было застроено коммерческими коттеджами. Неповторимый, поэтический ландшафт теперь навсегда утрачен. А когда-то из окна пастернаковского кабинета, поверх поля, просматривался вид на погост («…соседний лес, дома поселка…»), где под тремя соснами упокоился Борис Леонидович. 


Дом-музей Б.Л. Пастернака
Узнать об объекте больше
2
О точке маршрута

На территорию этого мемориального места входишь с особым чувством: великий поэт прожил тут два десятка лет, здесь завершилась его земная судьба, отсюда, на руках, его отнесли в вечность. «Несли не хоронить, несли короновать…» – писал в поминальных стихах Андрей Вознесенский. «…В простом гробу, в цветах по грудь, / Без знамени, без меди / Плыл человек в последний путь, / В соседнее бессмертье» – словно бы вторил ему поэт и заступник гонимых литераторов Владимир Корнилов, подставивший когда-то и своё плечо – под угол того самого простого гроба с телом автора «Сосен» и «Августа».


Как и сам Пастернак, его переделкинский дом пережил немало испытаний. После смерти ошельмованного властями и вынужденного отказаться от Нобелевской премии писателя, никакого музея тут, разумеется, никто и не планировал открывать. Пока была жива вдова поэта и некоторое время после – дачу не отбирали, и родные Пастернака с благодарностью принимали приезжающих в посёлок читателей, желающих осмотреть комнаты дачи. По дому водили импровизированные экскурсии, казалось, ещё недавно тут гудел, словно бы «в продолжение звука», голос первого биографа Бориса Леонидовича, его старшего сына – Евгения Борисовича. Дом великого поэта пережил суды, позорный разгром и даже странную попытку создать в этих стенах общий музей «Литературного Переделкина» в конце 1980-х. …Как едко заметил когда-то по этому поводу писатель Эдуард Успенский – «Что-то здесь перепутано: это только могилы бывают братскими».


Слава Богу, 10 февраля 1990-го, в год столетия Пастернака, музей поэта – открылся. С тех пор, он существует как Отдел главной литературной цитадели страны – Государственного музея истории российской литературы имени В.И Даля. 


Отсюда не хочется уходить: вдумчивые экскурсоводы, влюблённые в своего «гения места», неизменно рассказывают о Пастернаке, как о родном, близком им человеке. Рабочая и бытовая обстановка дачи воссоздана по сохранившимся фотографиям, кинокадрам и свидетельствам родных поэта. Его личные вещи и книги – на своих местах, дача окружена воспетым им пейзажем, в который он когда-то переместил даже и Вифлеем (вспомним стихотворение «Рождественская звезда»).


Дом-музей Бориса Пастернака – это не только сбережение мемориального пространства; с момента своего официального открытия, он превратился и в своего рода художественно-исследовательскую лабораторию: здесь постоянно проходят литературные и филологические вечера и тематические экскурсии; сменяют друг друга интересные выставки, – вроде «семейного сериала» под названием «Пастернаки. Родители и дети». 


Сотрудники музея готовят к выходу в свет уникальные книги, альбомы и научные сборники. Среди последних по времени изданий ГМИРЛИ имени В.И. Даля – прекрасный фотоальбом, составленный нынешней заведующей Домом-музеем Анной Козновой, – с бережно подобранными отрывками из писем, воспоминаний и дневников под названием «Останется – наверняка. Переделкино». Первые два слова в названии – из стихов легендарного сценариста и поэта Геннадия Шпаликова, чьё «Переделкино» начиналось словами: «Меняют люди адреса, / Переезжают, расстаются, / Но лишь осенние леса / На белом свете остаются…»


Наши замечательные сотрудники музейщики не только ежедневно оживляют и одухотворяют Дом поэта, но и пространство рядом с ним: на околодачном огороде, как оно и было при Борисе Леонидовиче, по-прежнему высаживают картофель, рядом с грядками овощей волнуются под ветром все те же пастернаковские деревья. 


…Я кончился, а ты жива.
И ветер, жалуясь и плача,
Раскачивает лес и дачу.
Не каждую сосну отдельно,
А полностью все дерева
Со всею далью беспредельной,
Как парусников кузова
На глади бухты корабельной…


Уходя с участка – оглянешься: и впрямь, перед тобою – лесной корабль.
И наверху – окна «капитанского мостика» – кабинет поэта. 


Беседка Дома Творчества
Адрес:
поселок ДСК Мичуринец, ул. Погодина, 4, корп. 2
Ближайшие станции метро:
Новопеределкино
Узнать об объекте больше
3
О точке маршрута

Следующее место, куда стоило бы пригласить литературного туриста, отправившегося гулять с нами по Переделкину, это уютная садовая беседка, обустроенная слева от старого белокаменного здания Дома творчества, – куда мы попадаем, поднявшись с улицы Павленко к погодинскому шоссе. 


Но сперва мы осторожно переходим дорогу, стремясь взять левее. Именно туда лучше всего и отправляться, отложив осмотр территории Дома творчества, заслуживающего отдельного внимания. Почему сразу именно туда? – Да потому, что в этой беседке, как в волшебной шкатулке, бережно хранятся живые голоса легендарных жителей этих мест, ежедневно звучащие в режиме «нон-стоп». Да и не просто хранятся: усаживаясь на скамью в беседке, вы становитесь слушателем уникального двухчасового аудиоспектакля «Голоса Переделкина», подготовленного на основе архивов ГМИРЛИ имени В.И. Даля и озвученного голосами многолетних сотрудников литературного музея – Ирины Ерисановой и Павла Крючкова. Наши коллеги выступают здесь в роли истинных «путеводителей»: посетитель отчетливо представляет, как его «ведут» по драгоценному пятачку переделкинской земли. И сразу, тут же – минута за минутой – наши проводники дают слово свидетелям и соучастникам истории нашей литературы: мы слышим живые голоса Бориса Пастернака и Корнея Чуковского, Виктора Шкловского и Вениамина Каверина, Николая Заболоцкого и Николая Рубцова.


…С нами словно бы вступают в прямое общение ставшие спустя годы нобелевскими лауреатами Александр Солженицын и поэт Иосиф Бродский, философ-литературовед Михаил Бахтин и поэт-песенник Михаил Исаковский… 


Константин Симонов декламирует, написанное в Переделкине, великое стихотворение «Жди меня», а молодой Василий Аксенов – читает начало своей знаменитой повести «Затоваренная бочкотара», которую напечатал – в эпоху руководства журналом «Юность» – прозаик и житель Переделкина Валентин Катаев. 


Десятки «звуковых автографов» не только не мешают друг другу, они находятся в особенной взаимосвязи: вот, только что, Лидия Лебединская рассказывала нам о своей дружбе с престарелым футуристом и добрым товарищем Пастернака Алексеем Кручёных (неоднократным гостем посёлка). А вот – уже и он сам читает нам своим пронзительно-скрипучим голосом – вполне «постмодернистское», как бы сейчас сказали, стихотворение «Стаканчик-два я выпил грогу…» 


И нисколько не стесняется своим «сотрудничеством» с Лермонтовым:
…на воздухе мои
размялись плечи.
Ночь – тиха.
Пустыня внемлет Богу.
Об умереть –
Не может быть и речи!..


Не раз приходилось видеть, как отслушав часть нашего «аудиоспектакля», посетитель «брал паузу», отправлялся в близлежащее кафе за стаканчиком чаю и спешно возвращался на дощатую лавочку внутри садовой беседки.


Переделкино: городок писателей, Дом творчества
Узнать об объекте больше
4
О точке маршрута

Сегодняшнее бытование Дома творчества с прилегающей к нему территорией сильно видоизменилось по сравнению с тем, что можно было наблюдать в последней четверти прошлого века. В те времена по здешним дорожкам прогуливались отец и сын Тарковские, сестра Марины Цветаевой – Анастасия Ивановна, переводчик Наум Гребнев или слепой поэт-фронтовик Эдуард Асадов. Ныне в обоих зданиях Дома творчества трудятся прибывающие сюда так называемые «резиденты» (начинающие писатели, драматурги и живописцы), выигравшие недолговременное пребывание в нашем посёлке через творческие конкурсы. Но голоса тех, кто приезжал в Переделкино по творческим путевкам, повторюсь – сохранены, и ежедневно звучат в беседке, о которой рассказано выше.


Нынешний ДТ – это современное пространство для отдыха и досуга, наполненное, к счастью, посильной памятью о прошлом писательского городка: в «винтажном» обличии восстановлен интерьер обширной библиотеки, заработал кинозал, оживлен подвальный буфет. Наконец, облагорожен парк и восстанавливаются прилегающие коттеджи –в одном из них (в бывшей даче арестованного в годы «сталинских чисток» прозаика Бруно Ясенского) осенью 1974 года, остановил свою жизнь Геннадий Шпаликов. Его сценарии годами не принимались к работе (и он неуклонно топил свою разбитую судьбу в убивающем его алкоголе). Мог ли вообразить несчастный Геннадий Федорович Шпаликов, что спустя всего три десятилетия после его трагической гибели, на московских домах начнут открываться посвященные ему мемориальные доски, а рядом с Институтом кинематографии ему поставят и памятник? Вряд ли… 


В нынешнем Доме творчества проходят выставки и фестивали, работают лектории, а недавно открылся и дизайнерски оформленный, «концептуальный» книжный магазин, где всегда можно купить современные и букинистические книги, написанные, в том числе, и переделкинцами – и ушедшими в классическую вечность, и ныне живущими в славном писательском поселке. Информационные инсталляции напоминают об истории писательского городка, а старое здание с полукруглым крыльцом и большими каменными шарами при входе – воскрешает в памяти легендарное прошлое советской и постсоветской культуры. Побывать тут стоит хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть, как вчерашняя заброшенность оборачивается вниманием к регулярно приезжающим сюда горожанам. Многие из них берут с собою детей, ведь по соседству проживал тот, чьи сказочные поэмы читались вслух в детстве почти любого из нас, Корней Иванович Чуковский. 


Дом-музей К.И. Чуковского
Узнать об объекте больше
5
О точке маршрута

Сейчас в это трудно поверить, но переделкинский дом-музей знаменитого сказочника – после ухода Чуковского из земной жизни – мог и не возникнуть, мог не удержаться в пространстве отечественной культуры.


Итак, если Пастернак был, образно говоря, душой этого посёлка, то Чуковский – его почти родительским утешением. Одна только детская сельская библиотека, выстроенная им рядом с литфондовской дачей, да ежегодные праздники «Здравствуй, лето!» и «Прощай, лето!» чего стоят. Посетители начали приходить сюда с начала 1970 годов, и старшая дочь писателя, Лидия Корнеевна, решила, не меняя ни одной детали прижизненной обстановки, превратить дачу в народный мемориал. В дом Чуковского потоком шли автобусы туристов, приезжали целые школы и студенческие группы, кипела настоящая музейная жизнь. Мало кто знал, какой моральной ценой обходилась устроителям самодеятельного дома-музея такая жизнь: в 1974 году Лидию Чуковскую, прозаика и литературного критика, специалистку по творчеству Александра Герцена и Анны Ахматовой – исключили из Союза советских писателей. Литературные стражи режима не могли простить ей заступничества за гонимых Солженицына и Сахарова, за неустанное сохранение памяти о печальных страницах отечественной истории, за благородство и совесть. 


Зимой 1996 года, в дни прощания с писательницей и создательницей музея, центральное телевидение передавало слова автора «Одного дня Ивана Денисовича» (первый отклик на рукопись этого прославленного рассказа был написан в начале 1960-х Корнеем Чуковским и назывался «Литературное чудо»): «…Её звенящий, неподкупный голос страстного публициста и взыскательного критика, звучал и во времена всеобщего страха и замирания. Наша литература потеряла тонкого знатока русской поэзии и драгоценного свидетеля полувековой советской эпохи, сохранившего нам такие потаенные богатства, какие без нее бы канули…» Многолетние попытки властей разрушить мемориальный дом-музей Корнея Чуковского были ещё и местью за предоставленный Лидией Чуковской – вослед отцу – переделкинский приют опальному Солженицыну. В нынешнем доме-музее, с середины 1990-х ставшем Отделом ГМИРЛИ имени В.И. Даля, бережно сохраняется подлинная часть солженицынской обстановки: в небольшой комнате, на первом этаже дачи – его раскладной письменный стол, привезённый писателем из дальнего Подмосковья.


К счастью, дом Чуковского выжил благодаря неожиданному повороту новейшей истории, названному когда-то «перестройкой». В нём до сих пор трудятся и те, кто водил экскурсии по народному музею ещё в 1970 и 1980 годы. И, конечно, этот дом примечателен тем, что вся обстановка – главным образом, рабочие кабинеты писателя-«многостаночника» – выпукло отражают его «внутреннего человека», характер и душу вечного труженика, весельчака и остроумца, мужественного хранителя традиций русской словесности. «Экспозицию» музея создал своей жизнью и литературной судьбой сам Чуковский. Путешествие по комнатам дома-музея представляет многообразные линии этой судьбы: литературную критику и публицистику, художественный перевод и анализ многотрудного переводческого искусства, психологию малых детей и бесконечные приключения русского языка… Наконец, мемуаристику и многолетние труды над наследием Некрасова, Чехова и Уолта Уитмена. 


Красно-серая мантия почётного доктора литературы Оксфордского университета мирно соседствует здесь с фигуркой «говорящего льва», а рисунки Владимира Маяковского – с собранием сочинений Диккенса, которое Корней Иванович, кажется, знал наизусть.


Вероятно, лучшее определение многолетнего «чуковского» уклада жизни – единство в многообразии. Кстати, бо́льшей несхожести этой дачи с пастернаковской – и представить нельзя: там – аскетизм и строгость (собрание книг – минимальное, если что-то требовалось поэту для работы, он шагал к Чуковскому); здесь – невероятная эклектика, напоминающая пышное убранство новогодней ёлки, праздничный карнавал из десятков фотографий и рисунков, детских игрушек и заграничных диковинок – в разные годы прибывающих в Переделкино со всего света, начиная с Японии и кончая Америкой. 


А уж книг-то, книг – без преувеличения – тысячи. И это – не собрание библиофила, но – «рабочие инструменты» критика, историка литературы, филолога и языковеда. И хотя в новом веке усилиями внучки и наследницы Чуковского – Елены Цезаревны – вышло 15-томное собрание сочинений хозяина дома (сказки писателя уместились в первом томе), сотрудники Музейного центра «Дом Чуковского в Переделкине» постепенно пришли к пониманию того, что для широкого читателя Корней Иванович прежде всего был и останется создателем своих гениальных сказочных поэм. С ними мы встречаемся в раннем детстве, они участвуют в нашем воспитании и освоении родной речи: «Мойдодыр» и «Айболит», «Федорино горе» и «Тараканище», «Краденое солнце» и «Телефон». Именно эти сказки, превратившиеся в современный фольклор, сделали Чуковского народным писателем. И это – драгоценно. А чтобы взрослые гости дома-музея смогли разглядеть за волшебными произведениями малоизвестные черты биографии их создателя, и соотнесли сказки с тем историческим временем, в котором они создавались, – в одной из комнат нижнего этажа создаются особые выставочные экспозиции. 


Так, в течение 2025-го года, Дом Чуковского отмечает 100-летний юбилей стихотворного сочинения о кровожадном разбойнике Бармалее, который, как мы помним, ближе к концу поэмы преобразился и стал добрым другом всех Танечек и Ванечек.


Замечено, что почти на каждой экскурсии неутомимые сотрудники музейного центра называют Чуковского «великим просветителем». Прививая детям любовь к чтению, он действовал совсем по-чеховски (Чехов, устраивавший в Москве и Таганроге библиотеки, с юности был для Чуковского «учителем жизни»). И Чуковский пошел по его стопам.


Воспоминания одной из современниц Корнея Ивановича сохранили его удивительные слова: «…Я построил библиотеку потому, что обязан вернуть детям то, что взял у них». В эту самую библиотеку, с недавних времён входящую в «Музейный центр “Дом Чуковского в Переделкине”», можно пройти прямо с музейного участка – через особую калитку, но у нее есть и парадный вход – с «Аллеи мрачных классиков», то есть с улицы Серафимовича. Этой библиотекой мы и закончим наш переделкинский маршрут.


Библиотека им. К.И. Чуковского
Годы постройки:
1957
Адрес:
поселение Внуковское, ДСК «Мичуринец, ул. Серафимовича, д. 3 стр. 2 (соседнее здание с Домом-музеем Чуковского)
Ближайшие станции метро:
Новопеределкино, Боровское шоссе
Эпоха:
1950-е
Узнать об объекте больше
6
О точке маршрута

«По-настоящему мне следовало бы бросить всю литературу – и заняться детьми, – читать им, развивать их к достойной человеческой жизни, а без этого – одна раздача книг – бесполезна», – записал Чуковский однажды в своём дневнике.


Самые точные воспоминания о том, как начиналась история библиотеки, выстроенной писателем в 1957 году, оставила многолетний секретарь Чуковского – Клара Лозовская. «…Маленький переделкинский житель Слава как-то пришел к Корнею Ивановичу и попросил у него книгу, которая научила бы его стать богатырем. Я не знаю, что за книгу облюбовал тогда для него Корней Иванович, но следом потянулась цепочка мальчиков и девочек, тоже требовавших книг. Корней Иванович сначала снимал книги со своих полок, а потом купил этажерку, поставил на террасе и заполнил ее книгами. Детей приходило все больше, и тогда Корней Иванович начал поговаривать о том, что непременно надобно построить для них библиотеку…»


Чуковский организовывал в библиотеке кружки – от театрального до переплётного, буквально заставлял писателей присылать туда книги (непременно с автографами, эти раритеты сохраняются и сегодня), мечтал о детском культурном центре.


Сегодня эта его мечта понемногу воплощается в жизнь. Замечательно, что Библиотека имени К.И. Чуковского – это ещё и своеобычный музей: здесь бережно сохраняются миниатюрные парты с откидными крышками, очаровательные табуретки с сиденьями круглой формы, а главную комнату перегораживает особый барьер с дверцей: вся эта утварь хорошо помнит Корнея Ивановича. На стенах – фотопортреты любимых литераторов: от Берестова и Пантелеева, до Кассиля и Маршака. И тут же – архивные фотоснимки чуковских костровых праздников и мириады игрушек самых разных времён. В центре одной из комнат – реконструирован классический кабинет писателя, конечно же – детского.


«Жемчужина» библиотеки – изумительная картина Владимира Конашевича «Чудо-юдо рыба-кит», написанная художником специально для этого места.


Библиотечный дворик, выложенный узорной плиткой, столь же тих и уютен, как и сквер Пастернака. Выходя из разукрашенного детскими рисунками домика, после особой экскурсии, под названием «Библиотека дедушки Корнея», так и тянет присесть на скамью и открыть заветную книгу, которую для тебя только что заботливо разыскали. На раскрытые страницы ласково приземляются сосновые иглы. И надо ли говорить, что среди записанных в детскую библиотеку маленьких читателей, очень и очень немало их мам и пап.


Поделитесь статьей с друзьями