Знаменитый подмосковный городок писателей – место совершенно особенное. Ещё недавно Переделкино привычно относилось к Подмосковью, а ныне – это часть большого города, входящего в Новомосковский административный округ.
Между тем, сам ландшафт этих мест неколебимо сохраняет образ пригорода, удалённого от шумного мегаполиса с его стремительными ритмами. Ровно семьдесят лет тому назад, молодой, двадцатипятилетний поэт Евгений Евтушенко восклицал в стихотворении «Поэзия – великая держава…», обращаясь к самой изящной словесности: «… В твоей стране, на первый взгляд беспечной, / Поэзия – и кровь и слезы вдов, / И Пастернак, как пригород твой вечный / У будущих великих городов».
Именно так – вечный пригород. Имя великого переделкинца Бориса Пастернака – лучший залог точности найденного определения. Переделкино похоже на непрерывно создающееся стихотворение, с навсегда «открытой датой» написания. В первом довоенном путеводителе по пешеходному Подмосковью (сборник экскурсий «Вокруг Москвы» 1930 года), перечисляя красоты здешних мест (а места-то древние, помнящие исторические эпохи – от Ивана Грозного до времён крестьянской реформы второй половины XIX век), трогательно указывалось: «…от парка плотиной можно перейти на другую сторону пруда, где расположены Переделкино и Измалково – типичные подмосковные деревни, населённые летом дачниками. Около плотины сдаются лодки для катанья…». Авторы путеводителя тогда ещё не знали, что очень и очень скоро, здесь, на 16-й железнодорожной версте по Киевской железной дороге, развернётся стройка, которая навсегда соединит слова «дачник» и «писатель», что именно тут народится новое словообразование: писательские дачи.
«Я живу на даче в Переделкине. Это недалеко от Москвы…» – именно так, в победном 1945 году, классик нашей детской литературы Корней Чуковский начал свою последнюю большую сказку «Приключения Бибигона». Кстати, одной из её участниц и героинь, внучке писателя «Тате» (Наталии Николаевне Чуковской-Костюковой) исполнилось в этом году 100 лет, и она не забывает переделкинских мест по сей день.
Феномен писательского городка – прост и величественен одновременно: где же ещё можно найти место, в котором из года в год – на сравнительно небольшом пространстве земли – жило бы и работало так много литераторов: стихотворцев и прозаиков, драматургов и сценаристов, критиков и публицистов?
Местный Дом творчества уже с середины прошлого века (под именем Перелыгина поселок выведен в романе Булгакова «Мастер и Маргарита») не вмещал всех писателей , приезжающих сюда на долгожданный постой – за вдохновением и новыми страницами своих сочинений… Во многом именно отсюда и пошла советская традиция писательских городков: северное Комарово и среднерусская Малеевка, Дубулты на Балтике и крымский Коктебель…
Помимо постоянных насельников, давно ставших классиками – Исаака Бабеля и Бориса Пастернака, Валентина Катаева и Александра Серафимовича, Константина Федина и Александра Фадеева, Бориса Пильняка и Леонида Леонова, да и многих, многих других, писавших тут книги (а кое-кто из писателей ещё и руководил «литературным процессом»), – именно здесь, в номерах-«пеналах» творческого дома и его многочисленных коттеджных пристройках, нарождалась литература большой страны: от прозы Мариэтты Шагинян до повестей Виктора Астафьева, от стихов Арсения Тарковского до поэм и эпопей, созданных писателями, из Средней Азии и с Кавказа. Во второй половине 1940-х здесь полулегально обретался вернувшийся из ссылки поэт Николай Заболоцкий, отогревались другие недавние узники ГУЛАГа. А в «оттепельные» шестидесятые годы на переделкинских дорожках можно было встретить Андрея Вознесенского и Беллу Ахмадулину, Аркадия Райкина и Леонида Утёсова, Александра Галича и Геннадия Шпаликова… А то и музу Маяковского – Лилю Юрьевну Брик. И даже – прославленного «Василием Теркиным» и редакторством в журнале «Новый мир» – Александра Трифоновича Твардовского, жившего в соседнем Внукове.
О зарубежных гостях Переделкина можно сложить особый «помянник»: переделкинские сосны не забыли Габриеля Гарсиа Маркеса и престарелого Роберта Фроста, великого живописца Марка Шагала и кинорежиссера Федерико Феллини. Здесь «отметился» певец-нобелиат Боб Дилан, работали голливудские актёры Шон Коннери, Мишель Пфайффер и Клаус Мария Брандауэр (в посёлке снимались сцены для кинофильма 1990 года «Русский дом» по сценарию знаменитых Тома Стоппарда и Джона Ле Карре). Поклониться памяти Пастернака заезжал создатель «Криминального чтива» – Квентин Тарантино…
О писательском городке пишутся книги и диссертации, снимаются документальные и художественные фильмы. Здесь принимают своих ежедневных гостей мемориальные дома-музеи, по нашему поселку одна за другой идут и идут пешеходные экскурсии. И, конечно, продолжает создаваться отечественная литература, подпитываемая научными конференциями и выставками, литературными фестивалями и творческими встречами.
Патриаршее подворье (старинная Преображенская церковь) и возведенный в новом веке, красивый храм благоверного князя Игоря Черниговского), кладбищенский погост и разливающаяся весной речка Сетунь, а также восстановленные парки и новая праздничная инфраструктура «выходных дней» для москвичей и гостей столичного города – всё, всё тут задерживает благодарное внимание и создает особую «переделкинскую» атмосферу, пропитанную духом искусства и любовью к литературе.
Самой первой книгой о Переделкине, вероятно, следует считать вдохновенную брошюру краеведа этих мест, славного музейщика и звукоархивиста Льва Алексеевича Шилова – «Пастернаковское Переделкино» 1999 года (конец века, финал второго тысячелетия).
«В кашне, ладонью заслонясь, / Сквозь фортку крикну детворе: / Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?» – восклицал в далёком 1917-м великий поэт.
…И первый летописец нашего писательского городка проницательно завершил свой краеведческий очерк словами: «Нетрудно предсказать, что в недалёком будущем рядом с такими понятиями и словосочетаниями, как “дантовская Флоренция”, “блоковское Шахматово”, “шекспировский Стратфорд”, “диккенсовский Лондон”, “Петербург Достоевского”, появится в культурном обиходе человечества и “пастернаковское Переделкино”». Прошло четверть века и эти предсказания – сбылись.
С «пастернаковской» темы мы и начнём наш маршрут.