ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

Скульптура регулярного парка усадьбы Кусково

Музей-усадьба "Кусково" приглашает всех желающих совершить увлекательную прогулку по территории регулярного парка и познакомиться с коллекцией парковый скульптуры XVIII века. Обращаем Ваше внимание - входной билет на территорию Музея-усадьбы "Кусково" 50 руб.
3.01
ул. Юности, д. 2 - ул. Юности, д. 2
9 домов 1 час 30 минут 2,17 км
ГБУК  г. Москвы
Музей-усадьба "Кусково" – уникальный музей, где сохранился дворцово-парковый ансамбль XVIII века. На протяжении нескольких столетий — это «дворянское гнездо» принадлежало представителям графского рода Шереметевых. Своего расцвета усадьба Кусково достигла в середине XVIII века, когда во владение усадьбой вступает граф Петр Борисович Шереметев. Изысканность архитектуры, великолепные парки – пейзажный и регулярный, зеркальная гладь прудов – все это служило декорацией, в окружении которых разыгрывались грандиозные театрализованные праздники. Для увеселения гостей хозяин Кускова, граф П.Б.Шереметев, строит в регулярном парке Дворец и павильоны, посвященные различным европейским странам: Итальянский и Голландский домики и французский павильон Эрмитаж, которые и сегодня радуют посетителей музея.
В середине ХVIII века скульптура становится активным элементом регулярных усадебных парков, играя важную роль в архитектурно-парковых ансамблях. Она не только служит украшением, но и просвещает, образовывает, а порой решает идеологические задачи — утверждает новую для России того времени европейскую культуру.

Хозяин усадьбы Кусково Петр Борисович Шереметев собирал скульптуру почти сорок лет. Это самая крупная ранняя художественная коллекция из подобных собраний, сохранившаяся практически полностью. Организовывая пространство, скульптура гармонично дополняет малые архитектурные ансамбли, а так как парк являлся своеобразной сценической площадкой для многолюдных праздников, выполняла роль театрального стаффажа.

Сегодня Музей-усадьба "Кусково" – обладает редкой, наиболее ранней в Москве коллекцией парковой скульптуры. Значительная роль в формировании парка, подборе и расстановке скульптуры принадлежит деятелю культуры эпохи Петра I, его художественному агенту, архитектору - Юрию Ивановичу Кологривову. В середине столетия он был советником и доверенным лицом графа Шереметева. В то время скульптуру традиционно приобретали в Италии для украшения императорских резиденций и вельможных усадеб. В собрании три работы созданы русскими мастерами. Большая же часть круглой пластики и бюстов выполнена итальянскими скульпторами, обладавшими большим мастерством в работе по камню.

Пережив за 250 лет суровый климат России и исторические катаклизмы XX в. скульптура XVIII в. сегодня получила новую жизнь: в 2019 году проведены большие реставрационные работы, которые вернули ей "исторический" облик. Она вновь украшает регулярный парк Кусково, радуя зрителей своей гармонией и «спокойным величием».


Пройдите по липовой аллее от входа в усадьбу (со стороны улицы Юности, 2) до перекрестка и повернуть направо к павильону Грот с зеленым куполом, увенчаным каменным фонтаном. Перед зданием - две женские статуи. Обратите внимание на левую, она держит в руках морское существо. Это образ нимфы - Фетиды
 Неслучайно перед павильоном, «представляющим» пещеру, расположена скульптура морской нимфы (нереиды) – Фетиды, дочери бога водной стихии Нерея. В славянской мифологии она напоминала бы русалку с рыбьим чешуйчатым хвостом. В руках Фетиды существо, похожее на рыбу. Мифы рассказывают, что Нереиды жили в подводных пещерах – гротах. В Кусково пещера - грот - это парковый павильон.

Слева от Грота перед Итальянским домиком также две скульптуры. Ближе к павильону Грот - речная богиня Наяда.

В XVIII в. земли усадьбы были заболочены. Вероятно, поэтому в усадебном парке несколько персонажей «представляют» водную стихию. И перед Итальянским домиком – нимфа Наяда, покровительница рек, ручейков и озер. Ее атрибут- сосуд с «выливающейся» из него водой, подскажет ее водное «происхождение». Скульптура – одна из крупных статуй в парке, где выполнена хорошая пластическая моделировка фигуры и отдельных деталей, водорослей. Наяда – одна из двух парковых скульптор, имеющая авторскую монограмму «BS». (Она выбита в камне). Качественное исполнение скульптуры и монограмма подтверждают работу итальянских мастеров.

Обойдя справа Итальянский домик можно увидеть миниатюрный итальянский садик. В нем на невысокой дерновой горке - скульптура богини Луны и лесов - Дианы со своим верным другом.

Когда-то вокруг села были леса, где устраивали царские охоты. И в итальянском миниатюрном садике – скульптура древнеримской богини лесов и богини Луны – Дианы. Она сестра-близнец знаменитого бога Солнца - Аполлона. О «двойном» божественном покровительстве Дианы подскажут ее атрибуты: на голове у нее полумесяц, а у ее ног верный друг – собака.

Пройдя от Итальянского домика по широкой поперечной аллее в сторону другого паркового павильона (ок. 100 м), вы окажитесь на открытом пространстве регулярного парка - партере. В центре узорчатого ковра партера, булингрине, - самая большая скульптура усадьбы – Скамандр.

На открытом пространстве партера – нарядном булингрине – образ бога реки, протекающей когда-то в древней Трое, - Скамандр. Он центр всего «кусковского пантеона» олимпийских богов регулярного парка. Это подчеркнуто его месторасположением, размерами, статусом. Скамандр - редкий образ божества, подобного образа нет в декоративной пластике России. Наиболее ранний архивный документ усадьбы говорит о том, что в 1763 г. эта статуя уже была парке Кусково. Прекрасно выполненная круглая скульптура, также, как и скульптура Наяды около Итальянского домика, имеет авторскую монограмму «BS».

Двигайтесь по западной аллее (слева от Скамандра) вдоль партера, обратите внимание на первый бюст - образ Африки.

Мир для русского человека XVIII в. «открыл» свои просторы. Жажда знаний и свежих впечатлений, духовная свобода дала возможность узнать новые страны, материки и континенты. А новые знания можно было получить и в новых парках, где стояли «каменные истуканы», как называли скульптуру в то время, и «увидеть» в их образах древнюю историю и мифологию, разнообразие и широту мира. Образ Африки этнографичен, он довольно точно передает внешний облик негритянки, что является большой редкостью среди декоративной парковой пластики того времени.

Дойдя до поперечной аллеи (ок.50 м), поверните направо и остановитесь перед колонной. На ней расположена скульптура древнеримской богини Минервы.

Колонна поставлена в усадьбе в честь приезда императрицы Екатерины II в Кусково в 1775 г., когда праздновали в Москве подписание мирного договора с Турцией. По легенде она была создана из карельского мрамора, подаренного императрицей. Позже русский скульптор – Академик скульптуры Императорской Академии художеств Архип Матвеевич Иванов создал скульптуру Минервы. Образ древнеримской богини Мудрости и покровительницы воинов ассоциировался с русской императрицей Екатериной Великой.

По этой поперечной аллее пройдите обратно, к павильону Эрмитаж. Перед боскетами расположены два бюста. Справа - образ Эвридики.

В регулярном парке усадьбы Кусково, образный строй парковой скульптуры, определенный набор персонажей следует европейской «программе» первых десятилетий XVIII века. Образ лесной нимфы Эвридики, как и парный к нему бюст легендарного певца Орфея, прославившегося своим искусством игры на лире, входят так называемую «Манеру Римскую». Она предполагала установку скульптур мифологических персонажей, взятых в основном из «Метаморфоз» Овидия.

Обойдите павильон Эрмитаж с левой стороны и пройдите по второй диагональной аллее, отходящей от павильона (ок. 100 м). Она приведет вас к Голландскому домику и прудику. Слева от прудика на полукруглой площадке – четыре скульптуры. Обратите внимание на сульптуру с сосудом в руках - образ реки Кусковы.

Не только работы итальянских, но и русских мастеров украшают кусковский парк. На долгое время в России была прервана традиция создания круглой пластики в камне. Работы по камню «возрождаются» в стране к середине XVIII в. Русские мастера, прекрасно работающие в дереве, начинают вновь приобретать навыки и опыт работы в камне. Пример тому две скульптуры около голландского прудика в Кусково. Для нас интересен образ реки Кусковы в виде старца с сосудом в руках. Этот образ как бы подсказывает посетителю усадьбы топографическое «происхождение» названия села – от названия реки.

Пройдите между двух скульптур русских мастеров по узкой аллее, через партер, мимо обелиска в сторону павильона Грот (ок. 200 м) и остановиться на круглой площадке. Здесь «сходятся» восемь аллей парка. На площадке четыре бюста известных деятелей Древнего Рима. Один из них - архитектор. Его можно узнать по атрибутам (угольник и циркуль).

Подбор скульптуры для регулярных парков не случаен. Было четыре группы пластики, которой украшали парки России. В одну из групп входили образы знатных и известных исторических особ Древней Греции и Рима. «Представителей» этой группы можно наблюдать на круглой площадке перед павильоном Грот. Кроме древнеримским императоров, здесь образ архитектора. Внимательно рассмотрев бюсты, вы, несомненно, его определите по атрибутам – это угольник, циркуль. Да, древнеримский архитектор, энциклопедист, механик – Марк Витрувий. Он известен своим знаменитым трактатом – «Десять книг об архитектуре», единственной в то время книгой, написанной об архитектуре на латыни. Бюст, как и некоторые скульптуры парка имеет свою историю бытования. Когда-то он располагался в парке Фонтанного дома в Санкт-Петербурге, а с 1770 г. уже 250 лет - в парке Кусково.

Пройдя по аллее, ведущей к Гроту, можно увидеть панораму Большого кусковского пруда. Здесь завершается путешествие по парку. До выхода из музея (в сторону ул. Юности) 190 м.
+ -
  • 1

    Скульптура «Фетида»

    Пройдите по липовой аллее от входа в усадьбу (со стороны улицы Юности, 2) до перекрестка и повернуть направо к павильону Грот с зеленым куполом, увенчаным каменным фонтаном. Перед зданием - две женские статуи. Обратите внимание на левую, она держит в руках морское существо. Это образ нимфы - Фетиды. Неслучайно перед павильоном, «представляющим» пещеру, расположена скульптура морской нимфы (нереиды) – Фетиды, дочери бога водной стихии Нерея. В славянской мифологии она напоминала бы русалку с рыбьим чешуйчатым хвостом. В руках Фетиды существо, похожее на рыбу. Мифы рассказывают, что Нереиды жили в подводных пещерах – гротах. В Кусково пещера - грот - это парковый павильон. ...Подробнее

    Слева от Грота перед Итальянским домиком также две скульптуры. Ближе к павильону Грот - речная богиня Наяда.
  • 2

    Скульптура «Наяда»

    В XVIII в. земли усадьбы были заболочены. Вероятно, поэтому в усадебном парке несколько персонажей «представляют» водную стихию. И перед Итальянским домиком – нимфа Наяда, покровительница рек, ручейков и озер. Ее атрибут- сосуд с «выливающейся» из него водой, подскажет ее водное «происхождение». Скульптура – одна из крупных статуй в парке, где выполнена хорошая пластическая моделировка фигуры и отдельных деталей, водорослей. Наяда – одна из двух парковых скульптор, имеющая авторскую монограмму «BS». (Она выбита в камне). Качественное исполнение скульптуры и монограмма подтверждают работу итальянских мастеров. ...Подробнее

    Обойдя справа Итальянский домик можно увидеть миниатюрный итальянский садик. В нем на невысокой дерновой горке - скульптура богини Луны и лесов - Дианы со своим верным другом.
  • 3

    Скульптура «Диана»

    Когда-то вокруг села были леса, где устраивали царские охоты. И в итальянском миниатюрном садике – скульптура древнеримской богини лесов и богини Луны – Дианы. Она сестра-близнец знаменитого бога Солнца - Аполлона. О «двойном» божественном покровительстве Дианы подскажут ее атрибуты: на голове у нее полумесяц, а у ее ног верный друг – собака. ...Подробнее

    Пройдя от Итальянского домика по широкой поперечной аллее в сторону другого паркового павильона (ок. 100 м), вы окажитесь на открытом пространстве регулярного парка - партере.
  • 4

    Скульптура «Река Скамандр»

    В центре узорчатого ковра партера, булингрине, - самая большая скульптура усадьбы – Скамандр. На открытом пространстве партера – нарядном булингрине – образ бога реки, протекающей когда-то в древней Трое, - Скамандр. Он центр всего «кусковского пантеона» олимпийских богов регулярного парка. Это подчеркнуто его месторасположением, размерами, статусом. Скамандр - редкий образ божества, подобного образа нет в декоративной пластике России. Наиболее ранний архивный документ усадьбы говорит о том, что в 1763 г. эта статуя уже была парке Кусково. Прекрасно выполненная круглая скульптура, также, как и скульптура Наяды около Итальянского домика, имеет авторскую монограмму «BS». ...Подробнее

    Двигайтесь по западной аллее (слева от Скамандра) вдоль партера, обратите внимание на первый бюст - образ Африки.
  • 5

    Бюст «Африка»

    Мир для русского человека XVIII в. «открыл» свои просторы. Жажда знаний и свежих впечатлений, духовная свобода дала возможность узнать новые страны, материки и континенты. А новые знания можно было получить и в новых парках, где стояли «каменные истуканы», как называли скульптуру в то время, и «увидеть» в их образах древнюю историю и мифологию, разнообразие и широту мира. Образ Африки этнографичен, он довольно точно передает внешний облик негритянки, что является большой редкостью среди декоративной парковой пластики того времени. ...Подробнее

    Дойдя до поперечной аллеи (ок.50 м), поверните направо и остановитесь перед колонной. На ней расположена скульптура древнеримской богини Минервы.
  • 6

    Колонна со статуей Минервы

    Колонна поставлена в усадьбе в честь приезда императрицы Екатерины II в Кусково в 1775 г., когда праздновали в Москве подписание мирного договора с Турцией. По легенде она была создана из карельского мрамора, подаренного императрицей. Позже русский скульптор – Академик скульптуры Императорской Академии художеств Архип Матвеевич Иванов создал скульптуру Минервы. Образ древнеримской богини Мудрости и покровительницы воинов ассоциировался с русской императрицей Екатериной Великой. ...Подробнее

    По этой поперечной аллее пройдите обратно, к павильону Эрмитаж. Перед боскетами расположены два бюста. Справа - образ Эвридики.
  • 7

    Бюст «Эвридика»

    В регулярном парке усадьбы Кусково, образный строй парковой скульптуры, определенный набор персонажей следует европейской «программе» первых десятилетий XVIII века. Образ лесной нимфы Эвридики, как и парный к нему бюст легендарного певца Орфея, прославившегося своим искусством игры на лире, входят так называемую «Манеру Римскую». Она предполагала установку скульптур мифологических персонажей, взятых в основном из «Метаморфоз» Овидия. ...Подробнее

    Обойдите павильон Эрмитаж с левой стороны и пройдите по второй диагональной аллее, отходящей от павильона (ок. 100 м). Она приведет вас к Голландскому домику и прудику. Слева от прудика на полукруглой площадке – четыре скульптуры.
  • 8

    Скульптура «Река Кускова»

    Обратите внимание на скульптуру с сосудом в руках - на образ реки Кусковы. Не только работы итальянских, но и русских мастеров украшают кусковский парк. На долгое время в России была прервана традиция создания круглой пластики в камне. Работы по камню «возрождаются» в стране к середине XVIII в. Русские мастера, прекрасно работающие в дереве, начинают вновь приобретать навыки и опыт работы в камне. Пример тому две скульптуры около голландского прудика в Кусково. Для нас интересен образ реки Кусковы в виде старца с сосудом в руках. Этот образ как бы подсказывает посетителю усадьбы топографическое «происхождение» названия села – от названия реки. ...Подробнее

    Пройдите между двух скульптур русских мастеров по узкой аллее, через партер, мимо обелиска в сторону павильона Грот (ок. 200 м) и остановиться на круглой площадке.
  • 9

    Бюст «Витрувий»

    Здесь «сходятся» восемь аллей парка. На площадке четыре бюста известных деятелей Древнего Рима. Один из них - архитектор. Его можно узнать по атрибутам (угольник и циркуль). Подбор скульптуры для регулярных парков не случаен. Было четыре группы пластики, которой украшали парки России. В одну из групп входили образы знатных и известных исторических особ Древней Греции и Рима. «Представителей» этой группы можно наблюдать на круглой площадке перед павильоном Грот. Кроме древнеримским императоров, здесь образ архитектора. Внимательно рассмотрев бюсты, вы, несомненно, его определите по атрибутам – это угольник, циркуль. Да, древнеримский архитектор, энциклопедист, механик – Марк Витрувий. Он известен своим знаменитым трактатом – «Десять книг об архитектуре», единственной в то время книгой, написанной об архитектуре на латыни. Бюст, как и некоторые скульптуры парка имеет свою историю бытования. Когда-то он располагался в парке Фонтанного дома в Санкт-Петербурге, а с 1770 г. уже 250 лет - в парке Кусково. ...Подробнее

    Пройдя по аллее, ведущей к Гроту, можно увидеть панораму Большого кусковского пруда. Здесь завершается путешествие по парку. До выхода из музея (в сторону ул. Юности) 190 м.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или