Мастерская знаменитого модельера Надежды Петровны Ламановой появилась в Москве в 1885 году и поначалу находилась на Большой Дмитровке.
В 1908 году на Тверском бульваре постоянное ателье открывается в доме, построенном архитектором Никитой Герасимовичем Лазаревым по заказу Ламановой-Каютовой. К этому моменту Ламанова уже была известна в Москве и Петербурге, в 1904 году она была удостоена чести быть поставщицей Ея Императорского Величества императрицы Александры Фёдоровны.
Во времена Ламановой здание было четырехэтажным (частично пятиэтажным с жилым полуподвальным этажом) и только в советское время были надстроены еще 2 этажа. Согласно документам, участок в 350.50 кв. саженей Ламанова приобрела у потомственной почетной гражданки Прасковьи Герасимовны Прохоровой 28 января 1908 года. А уже в марте того же года началось строительство роскошного особняка, с богатой внутренней отделкой итальянским мрамором, полами из дубового паркета и метлахской плитки, украшенными лепниной потолками, мраморными лестницами и колоннами из итальянского, эстонского мрамора и тарусского известняка, центральным отоплением и даже лифтом. Настоящий дворец царицы русской моды! Первоначально расположение помещений выглядело так: Полуподвал был занят магазином, мастерской дамских вещей и квартирами для служащих в 16 комнат, с кухней и двумя ватерклозетами.
В 1899 году году Надежда Петровна вышла замуж за дворянина, помощника управляющего Московским отделением Страхового общества «Россия», а также актера-любителя Андрея Павловича Каютова, друга Константина Сергеевича Станиславского. Это был счастливый брак, полный согласия и преданности, не было только детей. Супруги прожили вместе 32 года. У Надежды Петровны было 4 сестры, двоим самым младшим она помогала до конца жизни. В доме были предусмотрены жилые помещения для семьи, ателье, мастерские, помещения для служащих и благотворительная школа для девочек, которую называли Каютовским училищем. Известно, что в 1915 году здесь обучалось 78 девочек, называвших Надежду Петровну «Мама Надя». Девочки бесплатно получали образование, навыки портновского искусства и по окончании школы каждая награждалась приданым.
Ламанова никогда не делала выкроек. Дама стояла, а Надежда Петровна, как скульптор, творила вокруг нее платье из ткани, кружев и булавок. Иногда это длилось часами, клиентки падали в обморок, но зато платья получались, как из Парижа. Ламанова не любила иголку, шили ее помощницы, она называла себя «архитектором от моды: архитекторы не таскают кирпичи».
Надежда Ламанова являлась художником-моделистом Художественного театра. По рисункам известных художников она создавала костюмы к таким спектаклям, как «В мечтах», Вишневый сад», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Отелло», «Анна Каренина». Сохранились письма Ольги Книпер-Чеховой, где она Надежде Петровне выражает восторг и благодарность за костюмы. Дягилевские сезоны с костюмами работы Ламановой по эскизам Бакста имели оглушительный успех в Париже. Платье Раневской из «Вишневого сада», в котором имела успех Ольга Книпер-Чехова, сделала она же.
В 1917 году Надежда Петровна осталась в России, продала дом и деньги положила в Народный банк. Семья переехала в Еропкинский переулок, д.4.
Спектакли Театра Вахтангова «Турандот», «Зойкина квартира» выходят в её костюмах. Жены большевиков шьют платья в её ателье. Она создает наряды из всего, даже из одеял и полотенец. В 1925 году коллекция платьев в русском стиле едет в Париж на Международную выставку декоративных искусств и современной художественной промышленности. Коллекция получает мировое признание — Гран При. Потом были успешные выставки её костюмов в Лейпциге и Нью-Йорке.
15 октября 1941 года Надежда Петровна с сестрой приехала в МХТ, известия были тревожными, в Москве царила паника. По дороге к метро у Надежды Петровны случился удар у амбулатории Большого театра, что на Большой Дмитровке. Ей пытались оказать помощь, но спасти её не удалось. Она была отпета под орган в Донском монастыре и захоронена на Ваганьковском кладбище рядом с мужем.
Два здания на Тверском бульваре, №10, достроенный на 2 этажа, и №12 были соединены в одно в 1927 году архитектором Илларионом Александровичем Ивановым-Шицем.
С 1937 года судьба дома 10–12 на Тверском неразрывно связана с ТАСС, информационное агентство России ТАСС располагается в доме № 10 и сейчас.
14 октября 2022 года на доме была установлена мемориальная доска, посвященная русскому модельеру Надежде Петровне Ламановой. Авторы доски скульпторы Андрей Налич и Павел Налич. Средства на мемориальную доску были собраны с помощью краудфандинга виртуальным музеем Ламановой.
Статья дополнена источником: Виртуальный музей Надежды Ламановой.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.



















%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)





