Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Дом русского летчика Б.И. Россинского

Дом русского летчика Б.И. Россинского
Дом русского летчика Б.И. Россинского
Малый Власьевский переулок, дом 4, строение 1

Дом лётчика Бориса Россинского — это памятник архитектуры XIX века, в котором один из основоположников отечественной авиации прожил более полувека.

4.00
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1855-1869, 1911
Эпоха:
19th century
История

История дома в Малом Власьевском переулке началась ещё в середине XVIII века. Участок, на котором ныне стоит дом, входил в состав усадьбы князя Михаила Сергеевича Львова. На плане 1760 года зафиксированы деревянные постройки, характерные для того времени. Однако судьба усадьбы кардинально изменилась после пожара 1812 года, когда все деревянные строения были уничтожены огнём.

На месте сгоревших построек в первой половине XIX века была возведена новая усадьба. В 1855 году её владельцем стала Анна Павловна Завадовская. Она начала строительство деревянного дома на каменном фундаменте по красной линии Малого Власьевского переулка. Этот дом, ныне известный как дом 4, строение 1, стал ярким примером эклектики, которая набирала популярность в московской архитектуре того времени. Свой окончательный облик здание обрело в 1911 году, когда надворный советник Иван Иванович Сергеев расширил дом по проекту архитектора Михаила Андреевича Фелькнера. В результате здание получило каменную двухэтажную пристройку с южной стороны, а также изменились композиция и декор главного фасада.

В XX веке дом принадлежал лётчику Борису Ивановичу Россинскому, известному в авиационных кругах. Он был одним из первых русских авиаторов, участником Первой мировой войны и революционных событий 1917 года. После революции дом был национализирован.

Архитектурная особенность дома заключается в его анфиладной планировке, которая сохранялась с 1860 года. Фасады дома решены в духе раннего модерна с элементами неоклассицизма. Интерьеры представляют собой сочетание различных стилей — от готики до неогрека, что придаёт зданию уникальный характер. Среди комнат выделяются Готический зал, Сиреневая и Голубая гостиные, Неогреческая гостиная и другие, каждая из которых оформлена в своём стиле.

Реставрация

К началу XXI века здание находилось в полуаварийном состоянии. Многочисленные протечки и отсутствие регулярных ремонтов привели к значительным повреждениям на фасаде и в интерьерах. В 2011 году началась комплексная реставрация. Эти исследования позволили выявить все изменения в планировке здания, периодизацию отделки помещений и состояние строительных конструкций.

Реставрационные работы включали укрепление каменных конструкций здания с частичной заменой материалов в аварийных участках. Особое внимание было уделено реставрации деревянного сруба и всех деревянных элементов. Фасадам было возвращено декоративное и колористическое решение 1911 года, выполненное в стиле эклектики. Были восстановлены кровля, слуховые окна, металлические козырьки над входами и ограда.

Особенно важным этапом реставрации стало восстановление парадного вестибюля и лестничного объёма, стены которых были отделаны искусственным мрамором. Интерьеры парадной анфилады были приведены к их подлинной колористической гамме начала XX века. В процессе работ были также восстановлены такие исторически ценные элементы интерьера, как камины, лепной декор, альфрейная роспись и декоративные фризы стен, кессонированные потолки.

Проект реставрации был удостоен премии конкурса «Московская реставрация» в 2015 году.

Сегодня в здании располагается Государственный музейно-выставочный центр Росизо, являющийся одним из излюбленных культурных пространств, на базе которого организовывается множество различных мероприятий.

В середине XVIII века участок с существующим строением входил в состав усадьбы князя Михаила Сергеевича Львова. В 1760 году владелец изменился. На плане участка зафиксирована деревянная застройка. Во время пожара 1812 года усадьба сгорела, на ее месте со временем был возведен главный жилой дом, парадный фасад которого был обращен в Гагаринский переулок. В 1855 году новой владелицей становится Анна Павловна Завадовская. На месте разобранных служб по красной линии Малого Власьевского переулка строится деревянный, на каменном фундаменте, одноэтажный с подвалом дом с фасадами в стиле эклектики (современный дом 4, стр. 1 в Малом Власьевском переулке), а также деревянные хозяйственные постройки. В 1869 году владение было разделено на два участка, и объем, о котором идет речь, входил в состав участка, принадлежавшего Екатерине Николаевне Бологовской. В 1911 году владение отошло надворному советнику Ивану Ивановичу Сергееву. По проекту архитектора А.А. Фелькнера главный дом усадьбы был расширен с южной стороны каменной двухэтажной пристройкой с подвалом. Тогда же изменились композиция и декор главного фасада и отделка интерьеров. По фронту застройки Малого Власьевского переулка были установлены кованые ворота. С 1925 по 1977 год в доме жил летчик Борис Илиодорович Россинский, патриарх российской авиации.

Планировочная структура дома с 1860 года и до пристройки 1911 года по проекту архитектора М.А. Фелькнера не менялась. Это небольшая анфилада компактных по площади комнат с деревянной лестницей в коридоре при входе на низкий антресольный этаж. Главный вход в дом осуществлялся со двора через тамбур. Подчеркнуто лаконичные по цветовой гамме фасады особняка были решены в духе раннего модерна с элементами неоклассицизма. Интерьеры репрезентативных залов и парадной лестницы имели каждый ярко выраженный стилевой акцент — Готический зал, Сиреневая, Голубая и Неогреческая гостиные и т.д.

Многочисленные протечки и несистемные ремонты со временем привели здание в полуаварийное состояние.

В 2011 в доме начались реставрационные работы.По результатам проведенных комплексных научно-исследовательских работ были сделаны выводы о всех изменениях в планировке памятника, периодах и характере отделки помещений; состоянии конструкции здания и исторической колористике фасадов и интерьеров.

Были проведены укрепление с частичной заменой материалов в аварийных участках всех каменных конструкций здания; научная реставрация деревянного сруба и всех деревянных конструкций, фасадов и их деталей. Восстановлены кровля, слуховые окна, металлические козырьки над входами, ограда. Фасадам возращено декоративное и колористическое решение 1911 года. Восстановлены парадный вестибюль и лестничный объем со стенами, отделанными искусственным мрамором.

 В ходе научной реставрации комнаты парадной анфилады приобрели подлинную колористическую гамму периода 1911 года. Сохранялись и восстанавливались также такие исторически ценные элементы интерьера, как камины, лепной декор, альфрейная роспись и декоративный фриз стен, кессонированный потолок и т.д.

Открытие объекта после реставрации состоялось 1 июля 2015 года.

Дом в 2015 году стал лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинациях ": "За лучший проект реставрации." и "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ."   

Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(3)
Tsoy Viktor
Russian musican
Moscow State Museum “Burganov’s House”The museum “Burganov’s House” is located in a district where once there was an icon-painting settlement and the only church in Moscow of the Saint Evangelist Luke, the patron saint of icon painters. Therefore, apparently, not by chance, but at will from above, the creative studio of the National Artist of Russia, Academician of the Russian Academy of Arts, sculptor Alexander Nikolaevich Burganov, is located in a small outbuilding that has survived from pre-fire Moscow. When the artist appeared here, he understood at once that this place where there is a special aura of the capital, spirit of its history and art which need to be kept. A. Burganov put the memorable sign on the place of the lost temple of the evangelist. Active arrangement of territories, adjacent to a studio, began with this significant event. The half-ruined old buildings hidden behind facades of modern houses by creative will and talent of the artist in a decade turned into an unusual sculptural architectural complex – the only territory in the capital, where as in ancient Athens "it is more statues, than people". However, as if without wishing to remain hidden from people, sculptures leave to them towards: before the central entrance the gallery of portraits - "People – Legends" is located, the garden "Ecology" was comfortably stretched in Sivtsev Vrazhek Lane. And special action unfolds in the museum, where the author, a director, the decorator and the creator of the actors is one creator – Alexander Burganov. The Big yard is located in the centre of the museum. The main characters of action grouped in separate thematic stage as on the big stage around the yard. The central place is allocated to a pyramid of the exhibition hall “Small Louvre” over which the fight of two furious horses was played. But the dominating place in space of the yard is allocated to “the Arcadeof the Big Angel”. It is similar to the portal of the western cathedral with tiers of sculptural groups. It is also an altar with the "Big hands" uplifted over it in entreaty to the sky. The way to the museum’s main building, the Pegasus gallery, goes through this arcade of the “Big Angel”. “The House of Pegas” was revived from the ruins of the old building from which only the walls remained. The space of gallery is the huge fantastic labyrinth consisting of series of certain halls of niches and transitions and each sculpture in the space – the owner. And at the same time, a single, unsecured space was formed in the “House of Burganov”. There are no regulated guides in this space, the movement in it cannot be specified, logical and orderly. You can climb the roof of the Pegasus and look at the wonderful view from a bird's eye view of the museum courtyards and the adjacent Arbat lanes. You can descend into the underground passages of the Pyramid and examine the figures of the Big Angel Arcade in unusual angles. And also you can make a journey through time through the ages and peoples from ancient Greek artifacts to Japanese prints, from classical forms of ancient Roman gods to quaint images of surrealism.
Afanasyevsky Bolshoy Lane, 15, building 9