Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Solovyov house

The famous house "bestiary " of architect Solovyov, which perhaps became the prototype of the House Margarita by Mikhail Bulgakov's novel.

Solovyov house
Solovyov house
The famous house "bestiary " of architect Solovyov, which perhaps became the prototype of the House Margarita by Mikhail Bulgakov's novel.
3.33
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1901-1902
Архитекторы:
С.У. Соловьев
Эпоха:
1900s
Информация о здании

Дом архитектора — это один из способов провозглашения его творческого кредо, творческого лица. В этом отношении особняк Сергея Устиновича Соловьева 1901–1902 гг. постройки уникален. Архитектор и владелец никогда не был приверженцем модерна как стиля и никогда больше не строил особняков. Он строил общественные здания и институты в формах ордерной архитектуры или неорусского стиля. Среди самых известных его построек — Кустарный музей в Леонтьевском переулке, главный корпус Московского педагогического государственного университета на Малой Пироговской, комплекс зданий Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.

Дом оформляет угол Малого Ржевского и Хлебного переулков. Его композиция и декор явно заимствованы из творчества мастеров бельгийского Art Nouveau. Асимметричная композиция завершается викторианским щипцом на крыше. Карнизы крыши вынесены далеко вперед над стенами и поддерживаются фигурными коваными кронштейнами. На круглых майоликовых тондо под карнизом римскими цифрами в цветах указана дата строительства особняка. Фасады и детали наполнены разными символами и аллегориями.

У входа оскалился лев работы знаменитого скульптора Николая Андреева — царь зверей, традиционный символ силы и мужского начала, непрерывной борьбы, солнечного света, царского сана и победы. Рядом с входным порталом расположена щель почтового ящика в виде летучей мыши. Издавна летучая мышь — символ таинственности. В данном случае она призвана сохранять тайну переписки хозяина.

У оснований тонких колонн, оформляющих углы центрального ризалита фасада по Малому Ржевскому переулку, притаились совы. Совы или филины — одни из самых популярных образов у художников и поэтов-символистов, символ мудрости и вечной жизни. На фасаде по Хлебному переулку над большим окном в мастерской расположены четыре майоликовых полукруга — музы четырех искусств: ваяния, живописи, архитектуры и музыки. Над ними — Афина Паллада, которая в эпоху модерна сменила Аполлона в деле покровительства искусству. Выше Афины — майоликовое панно «Сумерки», выполненное в Абрамцевской мастерской по эскизам знаменитой художницы Марии Якунчиковой. Все окна имеют разную форму. Огромное трехчастное окно гостиной на втором этаже по Малому Ржевскому переулку украшено по бокам волютами, а снизу — керамическим «ковром» из зеленых изразцов, сделанным, скорее всего, по эскизу М. Врубеля. На том же фасаде арочное окно лестницы охраняет, как в средневековом замке, химера.

Архитектор Соловьев жил в этом доме до 1912 года. С 1912 по 1917 год особняк занимал известный художник-график П. Я. Павлинов.

Некоторые булгаковеды называют удивительный особняк в Хлебном переулке прототипом дома Маргариты из романа «Мастер и Маргарита», добавляя, что, по-видимому, М. А. Булгаков, описывая жилье героини, соединил этот дом с особняком напротив (особняк И. И. Некрасова, арх. Р. И. Клейн). Именно такая вымышленная комбинация дает возможность говорить о ее соответствии описанию в романе: готический особняк в переулке близ Арбата, трехстворчатое окно в фонаре, сад, о котором вспоминает один из жителей переулка: «Сад небольшой, но с большими деревьями, уютный».

После революции особняк занимали разные посольства и диппредставительства. До 2008 года здесь было посольство Грузии, сейчас располагается Секция интересов Грузии при Посольстве Швейцарии в Москве.

The architect's house is one of the ways of proclaiming his creative credo, a creative person. In this respect, the mansion of Sergei Ustinovich Solovyov built in 1901-1902 is unique. The architect and owner was never a modernist as a style and never built mansions. He built public buildings and institutes in the forms of order architecture or neo-Russian style. Among the most famous of its buildings is a handicraft museum in Leontief Lane, the main building of the Moscow Pedagogical State University on Malaya Pirogovskaya, the Complex of buildings of the Russian Economic Academy. G.V. Plekhanov. House beautifies the corner of Small Rzhevsky and Hlebny lanes. Its composition and décor is clearly borrowed from the works of the masters of Belgian Art Nouveau. Asymmetrical composition is completed Victorian gable roof. Roof eaves rendered far forward over the walls and wrought-iron supports curly brackets. On round majolica medallion under the eaves of the Roman numerals in the colors of the date of construction of the mansion. Elevations and details are filled with various symbols and allegories. At the entrance of the famous lion snarled sculptor Nikolai Andreyev - the king of beasts, a traditional symbol of strength and masculinity, continuous fighting, sunlight, kingship and victory. Near the entrance portal there is a gap of the mailbox in the shape of the bat. It has long been a bat - a symbol of mystery. In this case, it is designed to maintain the secrecy of correspondence host. At the base of thin columns decorating the corners of the central projection facade facing Maly Rzhevsky lane owls crouched. Owls and eagle owls are one of the most popular images of the artists and the Symbolist poets, a symbol of wisdom and eternal life. On the facade of the Hlebny lane over the large window in the studio there are four majolica semicircles - the muse of four arts: sculpture, painting, architecture and music. Above them - Pallas Athena, which in the modern era was replaced by Apollo in art patronage. Above Athens - majolica panels 'Twilight' made ​​in Abramtsevo workshop on sketches of the famous artist Mary Yakunchikova . All windows have a different shape. A huge three-part window on the second floor of the living room by M. Rzhevsky alley decorated with volutes at the sides and bottom – ceramic "carpet" of green tiles made ​​probably by the sketch of Vrubel . At the same facade chimera guards the arched window above the stairs like in a medieval castle. Architect Solovyov lived in the house until 1912 , from 1912 to 1917 the mansion was occupied by renowned graphic artist P.J. Pavlinov. Some Bulgakov’s specialists call an amazing mansion in Hlebny Lane a prototype of Margarita’s house from the novel " The Master and Margarita". They usually adding that, apparently , M.A. Bulgakov, describing the heroine's house put this in front of the mansion house ( mansion I.I. Nekrasov , architect R.I. Klein ) . This fictional combination allows us to speak about it according to the description in the novel : the Gothic mansion on a side street near the Arbat , three-sided box in the lamp , the garden , which recalls one of the residents of the alley : "The garden is small but with big trees , cozy". After the revolution, the mansion was occupied by various embassies and diplomatic missions. Before 2008, there was the embassy of Georgia, now there is Georgian Interests Section of the Swiss Embassy in Moscow is located in the house.
Автор статьи: Ирина Левина
Теги:
Отзывы
(2)
Поделитесь статьей с друзьями