Этот дом построил в 1909 году для купца Михаила Араслановича Тарасова питерский архитектор Михаил Гейслер. Он был гражданским инженером и владельцем солидной строительной конторы. Многие историки считают, что компания Гейслера выступала тут как подрядчик, а автор на самом деле - Карл Грейнерт, другой питерский архитектор. Михаил Тарасов происходил из семьи известных армянских купцов из Армавира. Их предок начал с того, что открыл в 1839 году в Армавире торговлю ватой, и к концу 19 столетия семья уже занимала лидирующее положение на юге России в торговле текстилем, ватой, овчиной и лошадьми. В столицу три брата Тарасовы приехали в вагоне третьего класса, а через пару лет уже были купцами первой гильдии. Тарасовы владели фирмой «Товарищество «Мануфактура братьев Тарасовых» — она занималась оптовой торговлей и располагалась на Старой площади в здании «Боярского двора». Они создали Северо-Кавказский банк и строили железную дорогу Армавир-Туапсе.
Особняк Михаила Тарасова выполнен в неоклассическом стиле. Фасады двухэтажного, частью трехэтажного, с подвалом и антресолями кирпичного главного дома городской усадьбы сохранили декоративную отделку с многочисленными стильными деталями - вазоны, размещенные в эдикулах, гирлянды, как будто перенесеннные сюда с рисунков художника Сомова, маскароны, лепные фризы ампирного стиля под карнизом.
Из модерна на стены особняка перешел богатый животный символический мир. В частности, присутствуют грифоны, которые символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Головы баранов – символы процветания, неясыти – символы милосердия, лебеди, орлы... Главное окно фасада с Хлебного переулка фланкируют полуфигуры бородачей, сошедшие как будто с картин Билибина или Васнецова, их бороды превращаются в листья аканта.
В особняке было сделано два входа с двух фасадов, с двух переулков. С Малого Ржевского располагался вход в квартиру из 12 комнат, находившихся в первом и подвальном этажах, которую занимал сам домовладелец Михаил Тарасов – член совета Северо-Кавказского банка.
А с Хлебного - вход в квартиру на втором этаже, которая сдавалась в наем. Снимал ее потомственный почетный гражданин Александр Владимирович Бер, член Московского Автомобильного Общества, сотрудник Голофтеевской школы Общества Поощрения Трудолюбия.
После революции 1917 года в усадьбе разместился «комиссариат по польским делам» в составе народного комиссариата по делам национальностей. Позже в нем был детскоий дом, а потом бельгийская миссия. Сейчас особняк отреставрирован. На первом и втором этажах сохранилась историческая планировка с анфиладами парадных помещений и жилой зоной.
This house was built in 1909 for the merchant Mikhail Tarasov by the Saint-Petersburg-based architect Mikhail Geisler who was a civil engineer and an owner of a major construction firm. Many historians believe Geissler's company was only a subcontractor, and the building was in fact designed by Karl Greinert, another Saint-Petersburg architect.
Mikhail Tarasov was a descendant of a long and famous line of Armenian merchants hailing from the city of Armavir. His ancestor laid the foundation of the family’s fortune by opening an absorbent cotton business in Armavir in 1839. By the turn of the 19th century, the family managed to become the leading force in Southern Russia’s textile, fleece and sheepskin markets. The three brothers Tarasovs arrived in Moscow in a third-class railway car. Just a few years later, they would become merchants of the top guild. The Tarasovs owned the ‘Tarasov Brothers’ Manufactor’, a wholesale business located in the Boyars’ Arcade building on Staraya Square. They also created the Bank of the North Caucasus and were involved in a project to build a railroad from Armavir to Tuapse.
Built in the Neoclassical style, Mikhail Tarasov 's mansion is the main house of his city estate. The facades of this two and partially three-storey building with a cellar and a mezzanine still have their original ornamentation with all its numerous stylish details, including vases placed in the edices, garland that look like they were carried over from the drawings by Konstantin Somov, mascarons, and Empire-style plasterwork friezes beneath its cornice.
The mansion walls are home to a rich symbolic sculptural fauna. Among these guests from the Art Nouveau world are griffins that symbolize the power over sky and land, strength, vigilance, and pride; ram heads, representing prosperity; tawny owls as symbols of mercy; swans, eagles… The main window of the building’s facade on the Khlebny Lane side is adorned on the sides with half-length figures of bearded men who look as if they came here from one of the works by Ivan Bilibin or Viktor Vasnetsov; their beards morph into acanthus leaves.
The mansion was designed to have two entrances in its both facades from the two lanes it borders. The one on Maly Rzhevsky Lane led to a 12-room apartment located on the ground and semi-basement floors. The apartment belonged to the owner himself, Mikhail Tarasov, who was a board member at the Bank of the North Caucasus.
The second entrance, the one on Khlebny Lane, led to the first floor apartment that was rented out. The tenant was Alexander Ber, a citizen of honor by birth, a member of Moscow’s Automobile Society, and an employee of the Golofteev School under the auspices of the Diligence Encouragement Society, a charitable organization.
After the 1917 revolution, the estate housed the Polish Affairs Commissariat, a branch of the People’s Commissariat of Nationalities. Later, an orphanage, and later still, a Belgian diplomatic mission was located here. In modern times, the mansion was renovated. The ground and second floors keep their historical layout to this day, with enfilades of main halls and a residential area.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.




















%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)







