Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Церковь Максима Блаженного

Церковь Максима Блаженного,  Варварка ул., д. 4, храмовая постройка 1698 г. имеет поздние подновления в стиле барокко, колокольня 1829 г. в стиле ампир.

Церковь Максима Блаженного
Церковь Максима Блаженного
Варварка ул., дом 4
Церковь Максима Блаженного,  Варварка ул., д. 4, храмовая постройка 1698 г. имеет поздние подновления в стиле барокко, колокольня 1829 г. в стиле ампир.
3.44
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1698
Эпоха:
17th century, 19th century
Информация о здании

Максим Блаженный известен как первый московский юродивый. По преданию, он рано оставил свой дом и обосновался на Варварке около церкви Бориса и Глеба, где и юродствовал («был не от мира сего», летом и зимой ходил почти голым, перенося с молитвой и зной и холод, поучал всех терпению и перенесению житейских невзгод). Умер он там же, предположительно у ограды церкви 11 ноября 1434 года. Похоронил его некий Федор Кокчин, который проживал рядом и был прихожанином храма. Позднее его фамилию стали произносить, как Кочкин и храм стали называть «что у Кочкина двора». Мощи юродивого были обретены в августе 1547 года, после чего он был канонизирован Московским церковным собором в лике Блаженного. К деревянному Борисоглебскому храму был устроен придел во имя его небесного покровителя Святого Максима Исповедника. О старом храме не осталось сведений. Новая церковь была построена в 1698 году на деньги купцов Максима Шаровникова из Костромы и Максима Верховитникова из Москвы.

Храм бесстолпный, с сомкнутым сводом, кубической формы, поставлен на высокий подклет, представляющий из себя одностолпную палату. Судя по заложенным закомарам и более поздней четырехскатной кровле, имел несколько ярусов кокошников, характерных для архитектуры второй половины XVII века. Обширный подклет служил в ХVII – ХVIII веках местом хранения имущества горожан во время пожаров.

После пожара 1737 года храм был подновлен в стиле барокко, характерном для архитектуры Москвы того времени. Об этом мы можем судить по старой фотографии начала XX века, на которой виден граненый барабан и восьмигранный свод – характерные признаки барокко. Ребра барабана оформлены лопатками полуквадратной формы. Барабан имеет световые окна и заканчивается главкой луковичной формы. Окна верхнего яруса «растесаны» под больший, по сравнению с нижними окнами размер. В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи ХVIII века. Имевшие место росписи в закомарах не сохранились. Почти квадратная на всю ширину храма апсида имеет необычную форму. Восстановленный рисунок каменных оконных наличников слабо напоминает богатые наличники XVII века из наборных колонок. В 1812 году, во время нашествия наполеоновских войск на Москву, здание незначительно пострадало - службы в храме не прекращались, а известно, что в сильно разрушенных и оскверненных церквях служить запрещалось.

Возведенная в 1829 году двухъярусная колокольня, если смотреть с улицы, построена в стиле ампир, характерными признаками которого на данной постройке являются: высокий шпиль в завершении купола, аттик, полуциркульные арки на первом и втором ярусах, навершия над проемами в виде клинообразных камней, рустовка нижнего яруса. Колокола на колокольне отсутствуют.

Среди прихожан Церкви были известные «водочные короли» Смирновы. Иван Алексеевич Смирнов имел дом на углу Грузинского и Ипатьевского переулков. Его лучшая «Смирновская» водка раньше называлась «Варваркой». 

Перестройка и реставрация
Максим Блаженный известен как первый московский юродивый. По преданию, он рано оставил свой дом и обосновался на Варварке около церкви Бориса и Глеба, где и юродствовал («был не от мира сего», летом и зимой ходил почти голым, перенося с молитвой и зной и холод, поучал всех терпению и перенесению житейских невзгод). Умер он там же, предположительно у ограды церкви 11 ноября 1434 года. Похоронил его некий Федор Кокчин, который проживал рядом и был прихожанином храма. Позднее его фамилию стали произносить, как Кочкин и храм стали называть «что у Кочкина двора».
Мощи юродивого были обретены в августе 1547 года, после чего он был канонизирован Московским церковным собором в лике Блаженного. К деревянному Борисоглебскому храму был устроен придел во имя его небесного покровителя Святого Максима Исповедника.
   О старом храме не осталось сведений. Новая церковь была построена в 1698 году на деньги купцов Максима Шаровникова из Костромы и Максима Верховитникова из Москвы.
   Храм бесстолпный, с сомкнутым сводом, кубической формы, поставлен на высокий подклет, представляющий из себя одностолпную палату.  Судя по заложенным закомарам и более поздней четырехскатной кровле, имел несколько ярусов кокошников, характерных для архитектуры второй половины XVII века. Обширный подклет служил в ХVII – ХVIII веках местом хранения имущества горожан во время пожаров.  
     После пожара 1737 года храм был подновлен в стиле барокко, характерном для архитектуры Москвы того времени. Об этом мы можем судить по старой фотографии начала 20 века, на которой виден граненый барабан и восьмигранный свод – характерные признаки барокко. Ребра барабана оформлены лопатками полуквадратной формы.                                                                                                                                    Барабан имеет световые окна и заканчивается главкой луковичной формы. Окна верхнего яруса «растесаны» под больший, по сравнению с нижними окнами размер. В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи ХVIII века. Имевшие место росписи в закомарах не сохранились.
    Почти квадратная на всю ширину храма апсида имеет необычную форму. Восстановленный рисунок каменных оконных наличников слабо напоминает богатые наличники XVII века из наборных колонок.
Возведенная в 1829 году двухъярусная колокольня, если смотреть с улицы, построена в стиле ампир, характерными признаками которого на данной постройке являются: высокий шпиль в завершении купола, аттик, полуциркульные арки на первом и втором ярусах, навершия над проемами в виде клинообразных камней, рустовка нижнего яруса. Колокола на колокольне отсутствуют. Сама колокольня в последние годы отклонилась от своей оси и стала одной из «падающих» московских башен.
   Среди прихожан Церкви были известные «водочные короли» Смирновы. Иван Алексеевич Смирнов имел дом на углу Грузинского и Ипатьевского переулков. Его лучшая «Смирновская» водка раньше называлась «Варваркой».                                                                            
   В советское время в 30-е годы церковь была закрыта. Согласно Сталинскому плану реконструкции Москвы, все дома по южной стороне улицы должны быть снесены, в том числе церковь  Максима Блаженного. Правда, реализовать проект не удалось. Этот храм сохранился, как и многие другие. Храмы сейчас красиво обрамляют примыкающую территорию созданного парка «Зарядье», разбитого на месте гостиницы Россия, которая была снесена. В 1965 году под руководством архитектора С.С.Подъяпольского была проведена реставрация и помещения храма стали использоваться для различных выставок. До проведённой реставрации храм имел удручающий вид: отсутствовали все главы с крестами, был существенно утрачен декор, облетела краска фасада, большие разрушения были внутри. С 1994 года в храме возобновились Богослужения, и силами прихожан храм стал "оживать". Однако этого было недостаточно для воссоздания такого исторического памятника.
   Все решила последняя реставрация, которую проводила мастерская "Моспроект - 2", ООО "РСК Архитектурное наследие". Она закончилась в 2015 году. Это один из лучших примеров реставрации. Помимо восстановления фасада были восстановлены интерьеры, росписи, новый иконостас, прилегающая ограда. Сам храм выкрашен в белый цвет, а колокольня - в светло-охристый с белыми деталями.                                                                              
   Является памятником федерального значения.
Автор статьи: Алексей Гизюк
Отзывы
(1)
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(6)
Рыбный переулок
Лубянская площадь

Лубянская площадь — одно из древнейших мест Москвы, возникшее, по преданию, на Кучковом поле. После присоединения Новгорода к великому княжеству Московскому в 1478 году Иван III поселил здесь знатныхновгородцев, и название родной им улицы Лубяницы дало имя новой московской слободе.

Лубянка была центром главных исторических событий столицы: в Смутное время по этой местности проходили войска ополчения Минина и Пожарского, а в 1662 году здесь начался Медный бунт.

При Петре I площадь укрепили земляными валами, после 1812 года площадь вновь поменялась: здесь появились дома знати и фонтаны созданного ещё в конце XVIII века Мытищинского водопровода, отчасти решавшего проблемы снабжения города питьевой водой. Лубянка стала оживлённым торговым центром, где располагались лавки, пассажи, рынок и трактиры, у фонтанов стояли извозчики.

В конце века район преобразился, здесь был построен эклектичный дом страхового общества «Россия» по проекту архитектора А. Иванова и инженера И. Магницкого. После 1917 года здание было передано ВЧК, а вскоре площадь и улица были переименованы в честь Феликса Дзержинского. В советское время здесь велось крупное строительство — появился «Детский мир», новые административные здания и памятник Дзержинскому, наземный вестибюль станции метро.

И все же и сегодня Лубянская площадь сохранила историческую планировку и остаётся одним из важнейших архитектурных и символических центров Москвы.

Лубянская площадь