Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Усадьба Долгорукова – Бобринских

Один из лучших образцов классической усадебной застройки Москвы.

Усадьба Долгорукова – Бобринских
Усадьба Долгорукова – Бобринских
Малая Никитская ул., д. 12, стр. 1, 2, 7, 12
Krasnopresnenskaya, Barrikadnaya
Один из лучших образцов классической усадебной застройки Москвы.
3.60
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
XVIII в.
Эпоха:
18th century, 19th century
История

Усадьба Долгоруковых – Бобринских на Малой Никитской улице по праву считается одним из лучших образцов классической усадебной застройки Москвы. Её история началась в конце XVIII века, когда князь Андрей Долгоруков возвёл здание на основе уже существовавших палат середины XVIII столетия.

Архитектурный ансамбль усадьбы представляет собой трёхэтажный главный дом, расположенный в глубине владения, и два симметрично поставленных флигеля, выходящих торцами на красную линию улицы. Центральная часть главного здания выделяется небольшим ризалитом, увенчанным треугольным фронтоном с гирляндами. Первый и второй этажи отделаны рустом, что придаёт фасаду особую выразительность. Наличники окон второго этажа украшены сложной лепниной и маскаронами, а над ними расположен барельеф с античным сюжетом из «Метаморфоз» Овидия. Кто является архитектором роскошного дворцового ансамбля - неизвестно.

В 1830 году владельцем усадьбы стал внук Екатерины II Василий Бобринский. При нём дом приобрёл ещё большую известность и стал одним из центров светской жизни Москвы. В 1895 году здание подверглось капитальному ремонту, в ходе которого появились многие пристройки.

Новая страница в истории усадьбы открылась в 1913 году, когда два верхних этажа были сданы частной гимназии Андрея Викентьевича Адольфа. Гимназия продолжала работать здесь некоторое время и после революции 1917 года. Однако в 1918 году усадьба была национализирована, а флигели превратились в коммунальные квартиры.

В советский период в здании располагались различные учреждения и конторы. Помещения многократно перепланировались и приспосабливались под текущие нужды, что привело к утрате многих исторических элементов. В 1930-е годы правую часть дома надстроили третьим этажом, что изменило первоначальный облик здания. 

Настоящим испытанием для усадьбы стал пожар 2007 года, после которого она пришла в полный упадок.

Ансамбль усадьбы сложился в конце XVIII века – это стоящий в глубине владения главный дом, в основе которого палаты середины XVIII (а возможно, и конца XVII) века, и два симметрично поставленных флигеля, выходящих торцами на красную линию улицы - они формируют парадный двор. Дом соединен с флигелями полуциркульными в плане стенками с проездными арками, через которые можно было попасть с парадного двора на хозяйственный, выходивший в Гранатный переулок.

Главный дом – трехэтажный, его центральная часть выделена небольшим ризалитом, увенчанным треугольным фронтоном с гирляндами. Фасад в уровне первого и второго этажа рустованный, наличники окон второго (парадного) этажа украшены сложной лепниной (три центральных окна) и маскаронами. Обращает на себя внимание расположенный над окнами второго этажа барельеф с античным сюжетом, взятым из «Метаморфоз» Овидия - здесь изображены музы и Эмафиды (Пиериды), дерзнувшие состязаться с музами в искусстве пения и превращенные за это в птиц. Боковые ризалиты дома украшены лоджиями с колоннами коринфского ордера и разнообразными арочными нишами и проемами в уровне всех трех этажей. Над парадным входом в здание устроен кованый козырек с фонарями (1820-х гг.). Полуциркульные стенки, соединяющие дом и флигели, оформлены полуколоннами и арочными нишами, и увенчаны балюстрадой. Мраморные статуи во дворе («Парис» и «Елена») были установлены в 1947 г.

Великолепное декоративное убранство парадной анфилады, относящееся к послепожарному периоду, дошло до нашего времени практически в первоначальном виде – парадные залы украшены ампирными живописными плафонами (в том числе выполненными в технике гризайль) с лепными карнизами (в некоторых комнатах - позолоченными), сохранились печи и камины, двери, люстры, наборный паркет. Оформление части помещений (в том числе, вестибюля и лестницы) относится ко второй половине XIX века.

В конце XVIII – начале XIX вв., в то время, когда строилась усадьба, ее владельцем был князь Андрей Николаевич Долгоруков, статский советник, приходившийся внучатым племянником фельдмаршалу Василию Долгорукову. Его младший сын Владимир Андреевич Долгоруков позже стал московским генерал-губернатором и занимал этот пост 35 лет, с 1856 по 1891 гг.

В 1830-х гг. усадьба перешла к новым владельцам – графам Бобринским, представителям младшей ветви династии, родоначальником которой был граф Алексей Григорьевич, внебрачный сын императрицы Екатерины II и ее фаворита графа Григория Орлова. Граф Василий Алексеевич Бобринский получил усадьбу на Малой Никитской в качестве приданого за своей женой Софьей Прокопьевной Соковниной. Позже усадьбу унаследовал их сын Алексей Васильевич, московский губернский предводитель дворянства и член Государственного совета. Как и его отец, он увлекался естественными науками, особенно ботаникой, в своем родовом имении Бобрики занимался разведением редких пород деревьев. Последним владельцем усадьбы был его сын Алексей Алексеевич, прославившийся как ученый-этнограф, организатор и участник исследовательских экспедиций в Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан и Афганистан) и в горы Памира. Был членом Русского географического общества и Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, автором научных статей и книг; награжден золотой медалью Императорского археологического общества. После революции 1917 года эмигрировал в Италию.

В конце XIX – начале ХХ вв. главный дом усадьбы арендовала мужская гимназия А.В. Адольфа – известного педагога и филолога, директора 5-й московской гимназии. Школа продолжала существовать и в раннесоветские годы. Позже здесь располагались различные учреждения.

Недавно усадьба была передана «Фонду Б.Н. Ельцина». Сейчас здесь ведутся реставрационные работы.

Автор статьи: Мария Подъяпольская. Доработано Департаментом культурного наследия города Москвы.

Рекомендации
Особняк Зинаиды Морозовой с дополненной реальностью

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.

Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.

ул. Спиридоновка, дом 17, строение 1
Краснопресненская, Баррикадная
Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий в районе Отрадное
Нововладыкинский пр., вл. 15 - ул. Хачатуряна, д. 8, корп. 1
Отрадное, Владыкино