Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Shekhtel F. O.

<p>Главный московский архитектор эпохи модерна, создатель бесчисленного множества зданий в стиле модерн на рубеже 19-20 веков, часть которых считаются символами не только этой эпохи, но и Москвы в целом. Среди перечня зданий, созданных по проектам Шехтеля, - вокзалы, особняки, типография.</p> <p>Технологии дополненной реальности в <a href="https://um.mos.ru/houses/skoropechatnya_levensona/" target="_self">приложении «Узнай Москву»</a> позволят вам услышать историю строительства скоропечатни (типографии) А.А. Левенсона непосредственно от цифрового двойника великого архитектора. Просто откройте карточку объекта в приложении и наведите камеру вашего телефона на здание.</p> <p></p>

Shekhtel F. O.
Shekhtel F. O.
Архитектор

Главный московский архитектор эпохи модерна, создатель бесчисленного множества зданий в стиле модерн на рубеже 19-20 веков, часть которых считаются символами не только этой эпохи, но и Москвы в целом. Среди перечня зданий, созданных по проектам Шехтеля, - вокзалы, особняки, типография.

Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам услышать историю строительства скоропечатни (типографии) А.А. Левенсона непосредственно от цифрового двойника великого архитектора. Просто откройте карточку объекта в приложении и наведите камеру вашего телефона на здание.

Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Дата и место рождения:
26 июля (7 августа) 1859 г. Санкт-Петербург
Дата и место смерти:
7 июля 1926 г., Москва
Сфера деятельности:
Architecture
Эпоха:
Российская империя 19-начало 20 века, Soviet time
Рождение и происхождение

Федор Осипович Шехтель (26 июля (7 августа) 1859 г. Санкт-Петербург, Россия – 7 июля 1926 г., Москва, Россия) – архитектор, график, сценограф. Считается одним из создателей стиля русского модерна, сочетая различные архитектурные стили. Награжден орденами Св. Анны и Св. Станислава.Федор Шехтель родился в семье немецких колонистов, переехавших в Россию из Баварии в XVIII веке и осевших в Саратове. Семья Шехтелей была состоятельной, ее представителям принадлежали в Саратове несколько магазинов, домов, ткацкая фабрика и крахмальный завод, их магазины были в Москве, Нижнем Новгороде, Красноярске, Санкт-Петербурге.

Отец будущего архитектора Осип Шехтель поехал на учебу в Санкт-Петербург в середине 1840-х годов, где окончил Технологический институт, получив звание инженера-технолога. Там же в 1855 году Осип (Иосиф) Шехтель женился на Дарье Карловне (Розалине-Доротее) Гетлиб из купеческой семьи и вскоре у них родился сын Федор (Франц-Альберт). Всего в семье Шехтелей родилось 7 детей. В 1866 году семья переехала в Саратов, когда маленькому Федору было 6 лет. В 1867 году умерли отец и дядя – семья осталась без средств.

Образование

Федор был зачислен в гимназию, но способности проявил только к рисованию и черчению, проучившись в гимназии всего год. В 1873 году Федор поступил в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии на «казенный кошт» и закончил его в 1875 году.

В это время мать Дарья Карловна переехала вместе с детьми в Москву, где стала экономкой в доме купца Павла Третьякова, собирателя русского искусства. Именно там будущий зодчий оказался в центре художественной жизни, общаясь со знаменитыми художниками и архитекторами. Параллельно он начал работать в мастерской А.С. Каминского, сделав в соавторстве с ним проект фасада здания Исторического музея в русском стиле.

В 1875 году Федор Шехтель поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но уже 1 сентября 1878 года был отчислен за «плохую посещаемость». Возможно, причиной была болезнь матери и необходимость зарабатывать – Федор Шехтель занялся оформлением журналов, рисованием театральных афиш, иллюстрированием книг. Он рисовал иллюстрации для юмористических журналов «Будильник» и «Сверчок», сотрудничая с Антоном Чеховым и его братом Николаем, для московских газет, оформил обложки сборника Чехова «Пестрые рассказы» и «Записки охотника» И.С.Тургенева. Подписывался Федор Шехтель псевдонимом «Ф.Ш.» или «Финь-Шампань».

Деятельность

В 1882 году Федор Шехтель стал сотрудничать как театральный художник со знаменитым антрепренером М.В.Лентовским. В этом году он оформил декорации и костюмы для спектакля «Полет на луну». В 1883 году сделал костюмы и декорации для шествия «Весна-Красна», изданные отдельным альбомом и имевшие большой успех, создал декорации и костюмы к спектаклям «Лесной бродяга» и «Уриэль Акоста». В 1884-1887 годы Шехтель оформил спектакли «Чёрт на Земле», «Курочка— золотые яички», «Путешествие в Африку», «Мальчик-с-пальчик, или Людоед Лу-Лу» «Золотые яблоки или 43 качества заколдованной принцессы», построил открытый театр «Антей» в саду «Эрмитаж» на 1700 мест, сделал ресторан в китайском стиле «кинь-Грусть» в парке Ливадия в Санкт-Петербурге. Параллельно он выполнял заказы на декорации и костюмы для Большого театра.

Важное место в его творчестве занимает церковная архитектура. В 1887 году был сделан проект часовни при Михайловской церкви в Таганроге. В 1888 году оформлен интерьер усыпальницы Лялиных в Даниловом монастыре, на Рогожском кладбище была возведена часовня-памятник Т.С.Морозову, а позднее на фамильном участке Морозовых построена железная сень. В 1894-1898 годах Федор Шехтель создал убранство церкви Иоанна Предтечи на Пятницкой улице и дом причта церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, в Черниговском переулке, отделку церкви Данилова монастыря, трапезную Рождественского монастыря.

В этот же период Федор Шехтель построил много загородных усадеб и частных домов. Его заказчиками были железнодорожные магнаты Дервизы, для которых он строил в Сохе, Старожилове, Кирилицах, Дягилеве. К нему обращались Морозовы: для С. Т. Морозова была построена деревянная дача в русском стиле на реке Киржач, В. Е. Морозов, глава торгового дома «Викула Морозов и сыновья» заказал перестройку усадьбы в подмосковном Одинцове-Архангельском.

Официальное право ведения строительства было получено Федором Шехтелем 26 января 1894 года. Техническо-Строительный комитет МВД выдал Свидетельство на право производства работ по строительной, гражданской и дорожной частям – архитектор стал подписывать свои проекты: «техник архитектуры». В 1895 году Федор Шехтель был принят в Московское архитектурное общество (МАО), а в 1898 году он становится штатным преподавателем в Строгановском училище. На Всемирной выставке в Париже 1900 года Шехтель был награжден серебряной медалью.

В 1901 году он подал прошение на звание академика в Императорскую Академию художеств, и после участия в Международной выставке в Глазго постройкой российских павильонов Центрального, Сельскохозяйственного, Лесной промышленности и Горного дела в «неорусском» стиле, стал академиком архитектуры. Продолжением темы «неорусского стиля» стал построенный в 1902 году Ярославский вокзал в Москве.

В 1908 году Федор Шехтель строит дом для Торгового дома И.М.Гальперина на Пятницкой улице. В 1909 году он возводит на Большой Садовой улице особняк с флигелем-мастерской для своей семьи.
В конце 1900-х начале 1910-х годов лучшими работами Шехтеля считаются особняки Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дорожинской в Кропоткинском переулке, безвозмездная реконструкция Московского Художественного театра в Камергерском переулке.

В 1915 году Франц-Альберт Шехтель перешел в православие из католичества и принял имя - Федор.

Революция 1917 года принесла архитектору крушение всего уклада жизни, несмотря на его искреннюю поддержку новшеств. Его дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий вместе с семьей скитался по квартирам. При этом Федор Шетель был назначаем на громко звучащие должности: в 1920 году - глава Художественно-производственную комиссию Научно-технического отдела Высшего Совета народного хозяйства (ХПК НТО ВСНХ), председатель Архитектурно – технического совета Главного комитета государственных сооружений (1921-1923), председатель художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ, преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем разных конкурсов.

Федор Шехтель продолжал создавать новые проекты – Болшевского оптического завода в 1920 Мавзолея Ленина в 1924 году, Днепрогэса в 1925 году – они все были не приняты. Единственная постройка этого времени – павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Нескучном саду.

Последние годы

Последние годы великого архитектора были полны лишений - ему по ходатайству А.В.Луначарского назначили пенсию в 75 рублей, которой не хватало на жизнь. Он жил в коммуналке у больной туберкулезом дочери Веры в нищете, голодал, распродавал предметы искусства – в 1925 году его здоровье резко ухудшилось, зодчий слег, и, не поднимаясь с постели, Федор Шехтель умер 7 июля 1926 года.
Федор Осипович Шехтель похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Fyodor Osipovich Shekhtel (July 26 (August 7), 1859 St. Petersburg, Russia - July 7, 1926, Moscow, Russia) - architect, graphic artist, set designer. Considered one of the founders of Russian Art Nouveau style, combining different architectural styles. He was awarded the Order of St. Anne and St. Stanislaus.

Fedor Shekhtel born into a family of German settlers who moved to Russia from Bavaria in the XVIII century and settled in Saratov. Family Shekhtel was wealthy, its representatives were in Saratov several shops, houses, weaving mill and starch factory, their stores were in Moscow, Nizhny Novgorod, Krasnoyarsk, St. Petersburg.

Father of the architect, Osip Shekhtel, went to study in St. Petersburg in the mid-1840s, where he graduated from the Institute of Technology, received the title of engineer. Also in 1855 Osip (Joseph) Shekhtel married Darya Karlovna (Rosalina Dorothea) Getlib from a merchant family, and soon they had a son Fedor (Francis Albert). All in the family Shekhtel born 7 children. In 1866 the family moved to Saratov, where the little Fedor was 6 years old. In 1867, father and uncle died - the family was left without funds. Fedor was enrolled in high school, but only showed the ability to painting and drawing, having studied at school all year. In 1873, Theodore entered the four-year college at Tiraspol Roman Catholic high school in the "official expense" and graduated in 1875.

At this time, the mother Daria Karlovna moved with the children to Moscow, where she was a housekeeper in the house of the merchant Pavel Tretyakov, a collector of Russian art. It was there that the future architect at the center of artistic life, dealing with famous artists and architects. In parallel, he began working in the studio AS Kaminski, made in collaboration with him a draft of the facade of the Historical Museum in the Russian style.

In 1875, Theodore Shekhtel enrolled in the School of Painting, Sculpture and Architecture at the architectural department. But September 1, 1878 was expelled for "poor attendance". Perhaps the reason was the mother's illness and the need to earn - Fedor Shekhtel engaged in design magazines, drawing playbills, illustrating books. He drew illustrations for comic magazines "Alarm" and "Cricket", in collaboration with Anton Chekhov and his brother Nicholas to Moscow newspapers, designed the cover of the collection of Chekhov's "Motley Stories" and "Notes of a Hunter" by Ivan Turgenev. Signed Fedor Shekhtel pseudonym "FS" or "Fin-Champagne."

In 1882, Theodore Shekhtel began to cooperate as a theater artist with a famous entrepreneur M.V.Lentovskim. This year, he designed the sets and costumes for the play "Flight to the Moon." In 1883 designed costumes and sets for the march "Spring-red", published as an album and have had great success, created the scenery and costumes for productions of "Forest tramp" and "Uriel Acosta". In the years 1884-1887 Shekhtel designed the performances of "Hell on Earth", "Kurochka- golden eggs", "Journey to Africa", "Tom Thumb, or Cannibal Lou Lou" "Golden Apples or 43 quality Enchanted Princess" built outdoor theater "Antey" in the garden "Hermitage" 1700 seats, a restaurant made in the Chinese style "throw-Sadness" in the Livadia park in St. Petersburg. In parallel, he carried out orders for the sets and costumes for the Bolshoi Theatre.

Church architecture occupies an important place in his work. In 1887, he designed the chapel of St. Michael's church in Taganrog. In 1888 decorated interior of the Lyalinov’s tomb in the Danilov Monastery on Rogozhskoe cemetery chapel was erected monument T.S. Morozov, and later on the family plot Morozov built steel canopy. In the years 1894-1898 Fedor Shekhtel created decoration of the church of St. John the Baptist on Pyatnitskaya street and the house of the clergy of the Church of the Beheading of St. John the Baptist, that under Bohr, in the Chernigov lane, finishing church Danilov Monastery, the refectory of the monastery of Christmas.

In the same period, Fedor Shekhtel built many country estates and private houses. His customers were Derviz, the railroad tycoons, for which he built in Sokha, Starozhilovo, Cyrillics, Diaghilev. He worked for Morozovs: he built a wooden hut in the Russian style on the river Kirzhach, for ST Morozov, Vladimir Morozov, the head of the Firm "Vikulov Morozov and Sons" ordered restructuring of the estate in Odintsovo Archangel.

Fyodor Schechtel acquired an Official right to conduct the construction on January 26, 1894. Technical and Construction Committee of the Ministry of Interior issued a Certificate for production work on the construction, civil and road parts - the architect began to sign his projects: "techniques of architecture." In 1895, Theodore Shekhtel was adopted in Moscow Architectural Society (MAO), and in 1898 he became a full-time teacher at the Stroganov School. At the World Exhibition in Paris in 1900 Shekhtel was awarded a silver medal.

In 1901 he petitioned for the title of academician of the Imperial Academy of Arts, and after participating in the International Exhibition in Glasgow Central building of the Russian pavilion, agricultural, forestry and mining industries in the "neo-Russian" style, became an academician of architecture. Continuing the theme of "neo-Russian style" was built in 1902 Yaroslavsky station in Moscow.

In 1908, Theodore Shekhtel builds a house for Trade House I.M.Galperina on Pyatnitskaya street. In 1909 he builds on the Big Garden Street house with a wing-shop for your family.

In the late 1900's and early 1910's best works are considered Shechtel mansions Morozova in Spiridonovka, Ryabushinsky Dorozhinskiy in Kropotkin lane, free of reconstruction of the Moscow Art Theater in Kamergersky Lane.

In 1915, Francis-Albert Shekhtel converted to Orthodoxy from Catholicism and took the name - Fedor.

The Revolution of 1917 brought the collapse of the architect entire way of life, despite its wholehearted support for innovation. His house on Big Garden was nationalized, the architect with his family wandered from door to door. At the same time Fedor Shekhtel was appointed for a loud-sounding positions: in 1920 - the head of the artistic production of the Scientific and Technical Committee of the Supreme Council of National Economy (COD NTO Supreme Economic Council), the chairman of Architecture - Technical Council of the Main Committee of state structures (1921-1923), Chairman of the artistic and technical Commission at NTO Supreme Economic Council, taught in VHUTEMAS, was a member and chairman of various competitions.

Fedor Shekhtel continued to create new projects - Bolshevo optical plant in 1920 Lenin Mausoleum in 1924, the Dnieper Power Station in 1925 – none of it was accepted. The only building of that time - at the Russian pavilion Turkestan Agricultural Exhibition in Neskuchny garden.

Recent years, the great architect were full of hardship - he was appointed at the request of Lunacharsky pension of 75 rubles, which is not enough to live on. He lived in a communal apartment with his daughter Nadezda who was ill tuberculosis in poverty, starving, selling off pieces of art - in 1925 his health deteriorated, the architect came down, and without getting up from bed, Fedor Shekhtel died on July 7, 1926.

Fyodor Osipovich Shekhtel buried at the Vagankovsky cemetery in Moscow.

Рекомендации
Соломатин Александр Викторович
российский военнослужащий, Герой Российской Федерации
Зорге Рихард
советский разведчик
Mayakovsky V. V.
поэт
поэт
Поделитесь статьей с друзьями
Связанные объекты(63)
State savings bank (Sberbank)This monumental house with semicircular corner portico resembles massive Greek ancient temples.
Петровка ул., дом 24, строение 1
Trubnaya, Chekhovskaya
"Morning of russia"print houseThe inscription under the bas-relief of the building reads: "All our hope rests on the people who feed themselves ."
Большой Путинковский пер., д. 5
Pushkinskaya, Tverskaya, Chekhovskaya
Electrocinematograph and ShowroomNeoclassical -style house was one of the last buildings that were built by Fedor Shekhtel.
ЦАО, Камергерский пер., дом 3А, строение 2
A.P. Bogdanov’s houseMany owners and tenants of this building changed with the years: noblemen, merchants, farmers and experts on relations with CIS countries.
ЦАО, Мира просп., дом 22
Prospekt Mira, Проспект Мира (радиальная)
Levenson’s fast print houseThe "A.A. Levenson’s fast print house" became the first printing house built the new Art Nouveau style.
Трехпрудный переулок, дом 9, строение 1
Pushkinskaya, Tverskaya, Chekhovskaya, Mayakovskaya
S.P. Von Dervis mansionOne of the most beautiful mansions in Moscow, the home of Sergei Pavlovich von Derviz is hiding behind a high and impenetrable fence.
ЦАО, Хоромный туп., дом 4, строение 1, ЦАО, Хоромный туп., дом 4, строение 2, ЦАО, Хоромный туп., дом 4, строение 3
A.I. Shamshin’s apartment buildingThis tall apartment house forms the corner of Znamenka street Starovagankovsky alley.
ЦАО, Знаменка ул., дом 8/13, строение 1
Borovickaya
Street Spiridonovka

Its name to the street, in a sense obliged ... goats.

Улица Спиридоновка
Barrikadnaya, Tverskaya
Комсомольская площадь

Комсомольская площадь сформировалась на месте Каланчёвского поля и превратилась в крупнейший транспортный узел Москвы после строительства Петербургского (ныне Ленинградского), Ярославского и Казанского вокзалов. Архитектурный ансамбль площади создали Константин Тон, Фёдор Шехтель и Алексей Щусев, сочетав классицизм, модерн и псевдорусские мотивы в монументальных фасадах вокзалов. В 1930-х здесь проложили первую линию метро со станцией «Комсомольская», а ансамбль завершил Дом культуры железнодорожников, спроектированный Щусевым. Сегодня площадь остаётся символом столичного железнодорожного сообщения и историческим памятником градостроительства XIX – XX веков, часто появляющимся в кинолентах, действие которых разворачивается в Москве.

В 2025 году портал «Узнай Москву» и Киностудия Горького реализуют совместный проект, посвященный 110-летию студии.
Вспоминайте любимые фильмы, снятые в Москве и о Москве. Узнавайте историю памятных мест столицы, запечатленных в кадрах кинолент одной из старейших киностудий страны.

P.P. Smirnov’s mansionThe Art Nouveau gem of Tverskoy Boulevard, this house is one of the most fascinating works of the architect Fyodor Schechtel.
Тверской бульв., дом 18, строение 1
Pushkinskaya, Tverskaya, Chekhovskaya
Vagankovskoe cemeteryThis cemetery is one of the most famous in the Russian capital.
ул. Сергея Макеева, д.15, стр.1
Begovaya, Ulica 1905 goda
15 Bolshaya Dmitrovka streetAlmost all public organizations of Moscow, which did not have its own buildings, once gave a shelter here.
Дмитровка Б. ул., дом 15А, строение 1
Pushkinskaya, Tverskaya, Chekhovskaya
22 Petrovka StreetThe faceted tower building of "Zhirkost" trust appeared on the corner of Rahmanovsky alley and Petrovka street in 1928.
Ул. Петровка, д. 22
Kuzneckij most, Chertanovskaya
State savings bank (Sberbank)This monumental house with semicircular corner portico resembles massive Greek ancient temples.
Петровка ул., дом 24, строение 1
Trubnaya, Chekhovskaya
Levenson’s fast print houseThe "A.A. Levenson’s fast print house" became the first printing house built the new Art Nouveau style.
Трехпрудный переулок, дом 9, строение 1
Pushkinskaya, Tverskaya, Chekhovskaya, Mayakovskaya
S.P. Von Dervis mansionOne of the most beautiful mansions in Moscow, the home of Sergei Pavlovich von Derviz is hiding behind a high and impenetrable fence.
ЦАО, Хоромный туп., дом 4, строение 1, ЦАО, Хоромный туп., дом 4, строение 2, ЦАО, Хоромный туп., дом 4, строение 3
A.I. Shamshin’s apartment buildingThis tall apartment house forms the corner of Znamenka street Starovagankovsky alley.
ЦАО, Знаменка ул., дом 8/13, строение 1
Borovickaya
живописец