ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Казанский вокзал

3.78
17 июля 1859 года было утверждено Общество для строительства Саратовской железной дороги императором Александром II. Однако, вскоре Общество решило ограничиться постройкой дороги только до Рязани.
  • Казанский вокзал
    Источник: Департамент культурного наследия города Москвы
  • Казанский вокзал
+ -

17 июля 1859 года было утверждено Общество для строительства Саратовской железной дороги императором Александром II. Однако, вскоре Общество решило ограничиться постройкой дороги только до Рязани.

Движение по участку от Москвы до Коломны открылось 20 июля 1862 года, до Рязани поезда пошли в 1865 году. Казанский вокзал строился на Каланчёвской площади одновременно с Ярославским вокзалом. Автором его проекта был архитектор М.Левестам, проектировавший и Ярославский вокзал. Дорабатывал проект Казанского вокзала архитектор Р.И. Кузьмин.

Главное здание вокзала было «берегового» типа – размещалось не в конце путей, а сбоку, параллельно им. Вокзал имел общую кровлю с дебаркадером над путями и платформами. В центре здания находилась башня с часами и шатровой крышей.

В 1890 – 1894 году Общество Московско-Рязанской железной дороги продлевает её до Казани, а не до Саратова, как было решено раньше. Вокзал получает название Казанского.

В 1911 году был объявлен конкурс на постройку нового вокзала, на котором были представлены три проекта – архитекторов А.В. Щусева и Ф. О. Шехтеля и художника Е. Н. Фелейзена.

Поразительно, но Щусев и Шехтель решили основную идею Казанского вокзала совершенно одинаково – как композицию из многих строений разного объёма и этажности, построенных в стиле русской национальной архитектуры, с высокой башней в центре.

Вокзал являлся грандиозным сооружением, выходившим тремя фасадами на Каланчёвскую площадь, Рязанский проезд и Новорязанскую улицу. Строительство его пришлось на сложные для России годы войн и революций. Временами работы останавливались из-за отсутствия рабочих рук. Щусев лично руководил строительством, его мастерская располагалась в недостроенном здании вокзала.

Главной доминантой вокзала является башня высотой 73 метра, аналогичная башне Сююмбике Казанского Кремля. Башня увенчана фигуркой змея Зиланта – древнего символа Казани. Слева от главной башни находится невысокая башня с часами, на циферблате которых изображены знаки Зодиака.

За часовой башней, параллельно Рязанскому проезду находились тёплый перрон - сейчас зал ожидания, и ресторан - ныне зал повышенной комфортности. Интерьер ресторана был оформлен в стиле дворцов русского барокко XVIII века - в нём Щусев использовал монументальную живопись, выполненную по эскизам художника Е.Лансере.

Основные работы по строительству вокзала завершились в 1926 году, однако, достройки продолжались до 1950-х годов, а комплекс Царской башни был закончен к концу 1980-х годов.

В 2016 году прошла реставрация здания вокзала в отношении фасадов и интерьеров периода 1940-х годов. Помимо основных работ проведена реставрация настенных фонарей, светильников и флагштоков из бронзы. Реставрации подлежали также исторические дубовые двери. В главной башне заменены металлические решетки ограждения балконов  и ярусов. Работы по реставрации интерьеров Казанского вокзала затронули часть залов правого крыла исторической части здания. Были проведены работы над живописными плафонами и панно зала бывшего ресторана (сейчас - зал ожидания повышенной комфортности), зала ожидания восьмигранной формы №5.         



Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Павильон станции метро Красные ворота

Павильон станции метро Красные ворота

Садовая-Спасская ул., дом 21/1

В 1933–1934 годах, параллельно с прокладкой трассы, инженерными и геологическими изысканиями, были проведены и архитектурные конкурсы на проекты перронных залов и наземных павильонов 13 станций первой очереди метро. Реальное строительство метро происходило в 1934–1935 годах и совпало с резким стилистическим поворотом от авангарда к декоративной архитектуре в советском искусстве.

3.62
Дома
Станция метро "Красносельская"

Станция метро "Красносельская"

Эта станция могла бы носить название "Гаврикова улица".

3.56
Дома
Басманная больница

Басманная больница

Басманная Новая ул., 26 к1

Основу здания Басманной больницы составляют старинные палаты Демидовых, возведенные в конце XVIII века, впоследствии здание было перестроено под общественные нужды.

3.45
Территории
Площадь Красные ворота

Площадь Красные ворота

Здесь стояла одна из самых красивых триумфальных арок.

(Нет голосов)
Дома
Административный корпус, 1927 год

Административный корпус, 1927 год

Большой Козловский пер., д. 11, стр. 4

Здание по адресу Большой Козловский переулок, дом 11, стр.4,  оказалось включенным в комплекс уникального памятника архитектуры - палаты А.Г. Ратманова.

3.45
Территории
Улица Александра Лукьянова

Улица Александра Лукьянова

Улица в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы. Соединяет Старую Басманную и Новую Басманную улицы. Названа 8 сентября 1964 года в честь Александра Михайловича Лукьянова, лётчика-истребителя, Героя Советского Союза.

(Нет голосов)
Территории
Чистопрудный бульвар

Чистопрудный бульвар

Чистопрудный бульвар был устроен в 1820-х годах, когда на восстановление Москвы после грандиозного пожара 1812 года были выделены немалые средства.

(Нет голосов)
Дома
Гараж для грузовиков Моссовета

Гараж для грузовиков Моссовета

Новорязанская ул., 27

Гараж полукруглой формы стал очередным экспериментом архитектора

3.3
Дома
Жилой дом на Старой Басманной

Жилой дом на Старой Басманной

Ул. Старая Басманная, д. 22

Живший в этом доме Н.П. Понятовский был личным врачом Патриарха Алексия I.

5
Территории
Большой Харитоньевский переулок

Большой Харитоньевский переулок

Нынешнее название переулок получил по названию храма Харитония Исповедника в Огородниках, стоявшей на пересечении Большого и Малого Харитоньевских переулков.

(Нет голосов)
Дома
Частная женская гимназия В. Н. фон Дервиз

Частная женская гимназия В. Н. фон Дервиз

Гороховский пер., д. 10

Здесь учились дети крупнейших предпринимателей: Морозовых, Филипповых, Кузнецовых, и год жила М. Цветаева.

3.2