ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Ярославский вокзал

3.66
Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля во многом принадлежала профессору математики МГУ Федору Чижову, будущему крупному теоретику промышленно-торгового развития России. К строительству "первой русской" (т.е. без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек группу московских купцов. Активным его помощником стал состоятельный и деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова.
  • Ярославский вокзал
+ -

Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля во многом принадлежала профессору математики МГУ Федору Чижову, будущему крупному теоретику промышленно-торгового развития России. К строительству "первой русской" (т.е. без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек группу московских купцов. Активным его помощником стал состоятельный и деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова.

В 1859 году императором Александром II было Высочайше утверждено решение о строительстве железной дороги от Москвы до Сергиева Посада с условием в ближайшие три года продлить её до Ярославля, так как дорога только до Сергиева Посада считала «роскошью» и, по мнению Главноуправляющего путями сообщения, серьёзной транспортной нагрузки нести не могла.

Место для расположения станции выбиралось с большим трудом. Предлагалось разместить вокзал у Сухаревой башни, у Крестовской заставы, или вообще его не строить, а отправлять поезда с уже существовавшего вокзала Петербурго-Московской железной дороги. После долгих споров решили строить вокзал на Каланчёвской площади.

Проектирование вокзала было поручено архитектору М.Ю. Левестаму, однако, его проект не одобрило Правление дороги. Окончательный проект вокзала составил архитектор Р.И. Кузьмин. Это было небольшое П-образное изящное двухэтажное здание с башенкой в середине, близкое по архитектуре вокзалу Петербурго-Московской железной дороги. Вокзал был тупикового типа с раздельными платформами для прибытия и отправления поездов. Новая железная дорога, названная Троицкой, была открыта в 1862 году. Для освящения вокзала был приглашён митрополит Филарет, который раньше никогда не видел ни железной дороги, ни поезда. Поэтому специально для него от поезда отцепили паровоз и он совершил несколько манёвров по станции, что крайне заинтересовало митрополита.

С продлением дороги до Ярославля в начале 1870-х годов вокзал был перестроен. Полностью сохранился фасад, выходящий на Каланчёвскую площадь, но были надстроены боковые корпуса, что создало довольно нелепую композицию из небольшого центрального объёма и значительно превышающих его по размерам боковых корпусов.

В 1898 – 1899 железная дорога дотянулась до Архангельска, к ней примкнули другие линии, вокзал в Москве стал тесным. Новый проект перестройки вокзала был составлен архитектором Л. Н. Кекушевым, вскоре для дальнейшей перестройки здания был приглашён архитектор Ф. О. Шехтель. Однако Шехтель придал вокзалу совершенно иной вид – к нему был пристроен фасад, прообразом которого послужил павильон Русского Севера, выполненный по проекту художника К. А. Коровина для Нижегородской ярмарки 1896 г. Здание вокзала включило в себя элементы древнерусской архитектуры, творчески осознанные и переработанные мастером. Высокая, как у древнерусских теремов, кровля, широкий фриз из зелено-коричневой глазурованной плитки, майоликовые вставки с сюжетами по «северным» рисункам Шехтеля, устремленная ввысь боковая левая башня, гигантская входная арка вестибюля с килем-козырьком и полукруглыми башенками по бокам – все эти элементы перетекают друг в друга и создают неповторимый былинно-эпический образ здания. Удачное расположение башен приводит к совершенно разному восприятию здания из разных точек Каланчёвской площади.

С 1907 года вокзал стал называться Северным. 20 июня 1929 года от его перрона отправился первый московский электропоезд.

В 1966 году вокзал приобрёл современный вид. В нём до сих пор отчётливо видны как боковые фасады первоначального здания, построенного по проекту Р.И. Кузьмина, так и более поздние перестройки Л. Н. Кекушева, Ф. О. Шехтеля и нашего времени. Внутри здания сохранились массивные колонны, стоявшие некогда на перроне отправления поездов.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Особняк С.П. фон Дервиза

Особняк С.П. фон Дервиза

Хоромный туп., д. 4, стр. 1

За высоким и глухим забором скрывается один из самых красивых особняков Москвы — дом Сергея Павловича фон Дервиза

3.59
Дома
Станция метро "Красные ворота"

Станция метро "Красные ворота"

Садовая-Спасская ул., д. 21/1

В 1938 году проекту этой станции был присужден Гран-при Международной Всемирной Ярмарки в Париже.

3.3
Дома
Павильон станции метро Красные ворота

Павильон станции метро Красные ворота

Садовая-Спасская ул., дом 21/1

В 1933–1934 годах, параллельно с прокладкой трассы, инженерными и геологическими изысканиями, были проведены и архитектурные конкурсы на проекты перронных залов и наземных павильонов 13 станций первой очереди метро. Реальное строительство метро происходило в 1934–1935 годах и совпало с резким стилистическим поворотом от авангарда к декоративной архитектуре в советском искусстве.

3.62
Территории
Площадь Красные ворота

Площадь Красные ворота

Здесь стояла одна из самых красивых триумфальных арок.

(Нет голосов)
Дома
Басманная больница

Басманная больница

Басманная Новая ул., 26 к1

Основу здания Басманной больницы составляют старинные палаты Демидовых, возведенные в конце XVIII века, впоследствии здание было перестроено под общественные нужды.

3.45
Дома
Басманная полицейская часть

Басманная полицейская часть

Басманная Новая д. 29

Это отделение милиции размещается, возможно, в доме одного из самых известных масонов. Какие тайны оно хранит?

5
Дома
Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг. (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)

Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг. (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)

Садовая-Спасская ул., д.21/1

Административно-жилое здание, 1949 -1953 гг., Садовая-Спасская улица, д. 21/1 (арх. Душкин А.Н., Мезенцев Б.С.)

(Нет голосов)
Дома
Гараж для грузовиков Моссовета

Гараж для грузовиков Моссовета

Новорязанская ул., 27

Гараж полукруглой формы стал очередным экспериментом архитектора

3.3
Дома
Жилой дом на Старой Басманной

Жилой дом на Старой Басманной

Ул. Старая Басманная, д. 22

Живший в этом доме Н.П. Понятовский был личным врачом Патриарха Алексия I.

5
Дома
Городская усадьба И. Л. Чернышева

Городская усадьба И. Л. Чернышева

Старая Басманная ул., д. 20, стр. 1

В 1920-е годы в усадьбе располагался Бауманский райком, в котором работал молодой Н.С. Хрущев.

3.2
Памятники
Ленин на колесах

Ленин на колесах

Пр. Комсомольской площади, д.3Б

Самый удивительный памятник В.И.Ленину

3.9
Дома
Станция метро "Красносельская"

Станция метро "Красносельская"

Эта станция могла бы носить название "Гаврикова улица".

3.56