Камергерский переулок идет от Тверской улицы до Большой Дмитровки и имеет совсем небольшую протяженность, всего 250 метров. И все же это одна из самых известных улиц Москвы.
Сколько названий поменял переулок: и Спасский, и Старогазетный, и даже проезд Художественного театра. Но все-таки за ним закрепилось название Камергерский, возможно, в честь проживавшего здесь камергера князя С.М. Голицына.
Улица известна с XVI века, когда между ней и параллельным Георгиевским переулком был построен Георгиевский женский монастырь. Его территория доходила почти до середины переулка.
В XVII веке на каждой из сторон переулка находились 3-4 владения, и шириной он был всего семь метров. Напротив Георгиевского монастыря, на углу переулка и Большой Дмитровки, стоял двор Собакиных (родственники третьей жены Ивана Грозного), потом усадьба стала принадлежать Стрешневым (родственники второй жены царя Михаила Федоровича). Сейчас, если зайти во двор со стороны Большой Дмитровки, можно увидеть старый усадебный дом Стрешневых, который оказался зажат со всех сторон большими каменными строениями.
На месте современного здания МХТ имени Чехова находился двор князя С. Львова, до начала своей театральной истории он поменял много владельцев.
А на углу с Тверской стояла церковь Спаса Преображения с деревянным домиком священника.
В XIX веке облик улицы сильно изменился, многие дома поменяли своих владельцев. В пожаре 1812 года Георгиевский монастырь сильно пострадал, а потом был упразднен, также сгорели все деревянные строения. Улица расширилась до 15 метров. Здесь появилась гостиница Ипполита Шевалье, известная своими именитыми постояльцами: здесь останавливался Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, бывали А.Н. Островский, А.А. Фет, П.Я. Чаадаев.
На угловой части переулка с Тверской улицей по нечетной стороне располагались владения генерал-лейтенанта И.И. Моркова, а его крепостным был великий русский живописец В.А. Тропинин. Он проживал с семьей в доме в глубине участка. В 1891 году на месте этих владений был построен доходный дом для А.Т. Толмачевой (архитекторы Б.В. Фрейденберг, Э.С. Юдицкий). В нем находилось знаменитое кафе «Десятая муза», в котором бывали Сергей Есенин и Владимир Маяковский. При реконструкции Тверской улицы в 1930-х годах основная часть дома был разрушена.
Сейчас Камергерский переулок – пешеходная зона. Это одно из любимейших мест москвичей для прогулок и встреч с друзьями. Переулок обладает какой-то совершенно особенной атмосферой, и хочется возвращаться сюда вновь и вновь.
- ДОМ ПИСАТЕЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА (Камергерский пер., д.2.) Здесь находились квартиры более 40 писателей, поэтов и литераторов.
- Учебный театр и Музей МХАТ (Камергерский переулок, д. 3а, стр. 2.) Дом в стиле неоклассики – одно из последних зданий, которое построил Федор Шехтель.
- ЗДАНИЕ МХТ (Камергерский переулок, д. 3.) Это было первое театральное здание в России, которое архитектор создавал в творческом союзе с художественными руководителями театра. По рисункам Шехтеля отделали интерьеры и все убранство – вплоть до занавеса и надписей.
Chamberlain Lane comes from Tverskaya Street to the Great Dmitrovka and has a very small extent, just 250 meters away. And yet it is one of the most famous streets in Moscow. How many titles changed lane: and Spassky, and Starogazetny, and even travel the Moscow Art Theatre. But still after him stuck the name Chamberlain, perhaps in honor of the prince who lived here chamberlain SM Golitsyn. The street has been known since the XVI century, when a parallel between it and the George Lane was built by St. George convent. Its territory extends almost to the middle of the lane. In the XVII century on either side of the alley were 3-4 ownership, and it was only the width of seven meters. Opposite the St. George Monastery, on the corner of the alley and the Big Dmitrovka stood yard Sobakins (relatives of the third wife of Ivan the Terrible), then the manor was owned by Streshneva (relatives of the second wife of Tsar Mikhail Fedorovich). Now, if you go into the yard from the Big Dmitrovka, you can see the old manor house Streshnevs who was trapped on all sides by large stone buildings. At the site of a modern building Chekhov Moscow Art Theater was the court of Prince S. Lviv, before its theatrical history, he changed a lot of owners. And at the corner of Tverskaya was a church of the Transfiguration to the wooden house of a priest. In the XIX century look of the street has changed a lot, many houses have changed their owners. In the fire of 1812, George Monastery was badly damaged, and then was abolished, and burned all the wooden buildings. Street widened to 15 meters. Hotel was Hippolytus Chevalier, known for its illustrious names: stayed here LN Tolstoy [http://um.mos.ru/personalities/4357/], NA Nekrasov, AN visited Ostrovsky [http://um.mos.ru/personalities/15551/], AA Fet, PY Chaadayev. At the corner of the alley to Tverskaya Street on the odd side has possession of Lieutenant-General II Carrots, and his serf was a great Russian painter VA Tropinin. He lived with his family in a house in the heart of a site. In 1891 on the site of these properties was built apartment house for AT Tolmacheva (architects BV Freudenberg [http://um.mos.ru/personalities/4816/], ES Yuditskii). It is the famous cafe "Tenth Muse", which was visited by Sergei Yesenin and Vladimir Mayakovsky. During the reconstruction of Tverskaya Street in the 1930s, the main part of the house was destroyed. Now Chamberlain Lane - pedestrian zone. This is one of the favorite places of Muscovites for walks and meeting friends. Lane has some very special atmosphere, and want to come back here again and again. HOUSE writing COOPERATIVE [http://um.mos.ru/houses/dom_pisatelskogo_kooperativa/] Chamberlain Lane., 2 where the apartment is located more than 40 writers, poets and writers. Electro AND SHOWROOM [http://um.mos.ru/houses/elektroteatr_i_vystavochnyy_zal/] Chamberlain Lane,. 3a, p. 2 House in the style of neoclassicism - one of the last buildings that are built Fedor Shekhtel. BUILDING MAT [http://um.mos.ru/houses/zdanie_mkht/] Chamberlain Lane, d. 3 It was the first theater building in Russia, which the architect created in a creative alliance with the theater's artistic director. According to figures Shechtel finished with interiors and furniture of all - until the curtain and inscriptions.



































