Площадь Покровские ворота хранит в своем названии память о воротах в стене Белого города – третьего оборонительного пояса Москвы, возведенного в конце XVI столетия знаменитым русским зодчим Федором Конем. За последующие двести лет крепость обветшала и была разобрана по указу императрицы Екатерины II. На месте белгородских стен были разбиты бульвары, а на месте ворот устроены площади.
В самом начале XIX века в соответствии с указом императора Павла I у всех бывших ворот Белого города были возведены двухэтажные гостиницы, скорее всего, по проекту петербургского архитектора В.П. Стасова (отсюда и их устоявшееся название – «стасовские гостиницы»). Гостиницы строились попарно – одна напротив другой. В последующие годы эти здания перестраивались и надстраивались дополнительными этажами. Большую часть гостиниц снесли в ХХ веке. Но как раз у Покровских ворот сохранились обе бывшие стасовские гостиницы. При этом их внешний облик наиболее приближен к первоначальному. Сейчас это дома №№ 16-18 и № 17 по улице Покровка.
В непосредственной близости от Покровских ворот располагается целый ряд интереснейших архитектурных и исторических памятников.
В первую очередь это знаменитый «дом-комод» – великолепный образец позднего барокко в Москве, построенный в 1760-х годах Апраксиными и тогда же проданный ими князьям Трубецким (Покровка, д. 22). С 1861 до 1917 года в этом здании располагалась 4-я Московская гимназия. За «домом-комодом» в Лепехинском тупике сохранились строения Лепехинского родильного приюта – одного из старейших действующих в Москве роддомов (ныне в этих стенах располагается Московский областной научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии).
На углу Покровки и Белгородского проезда высится бывший доходный дом хлеботорговца Ф.С. Рахманова – одно из первых зданий в Москве, выстроенных в стиле модерн (1899 год, архитектор П. А. Дриттенпрейс). Вся богатая лепнина фасадов дома – женские и мужские маски, снопы хлеба, перевязанные лентами, листья лавра, плоды в розетках листьев – выполнена скульптором И.Ф. Рахмановым, сыном домовладельца.
По соседству с площадью располагается городская усадьба С.С. Боткиной (Покровка, вл. 27) и храм Воскресения в Барашах (Покровка, 26).
Из построек советского времени следует отметить Дом работников НКВД (Покровка, д. 20). Перед ним на месте снесенного в 1930-е годы деревянного дома в середине ХХ века был разбит сквер, а в 1988 г. в сквере установили памятник Н.Г. Чернышевскому работы скульптора Е.Г. Нерода. Место для установки монумента было выбрано неспроста: с 1940 по 1992 годы Покровка носила название улицы Чернышевского.
Ранее от Покровских ворот открывался превосходный вид на церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке, одну из архитектурных жемчужин Москвы, варварски уничтоженную в конце 1930-х годов.
И, конечно, здесь нельзя не вспомнить замечательный фильм М.М. Казакова «Покровские ворота». Только необходимо учитывать следующее. Драматург Л.Г. Зорин – автор одноименной пьесы, а позже и киносценария – писал, что пьеса эта полностью автобиографична. Все персонажи ее совершенно подлинные. Поэтому он намеренно перенес, во избежание стопроцентного узнавания, место действия с Петровского бульвара, где на самом деле происходили описанные Зориным события, к Покровским воротам.
Area Pokrovsky Gates keeps in its name the memory of the gate in the wall of the White City - the third defensive zone of Moscow, which was built in the late XVI century the famous Russian architect Fyodor Kon. Over the next two hundred years castle dilapidated and was demolished by order of Empress Catherine II. At the site of Belgorod walls were broken boulevards, and the place of the gate constructed area. At the beginning of the XIX century in accordance with the decree of Emperor Paul I, all former gates of the White City were built two-storey hotel, most likely, the project of the St. Petersburg architect VP Stasov (hence their established name - "stasovskie hotels"). Hotels were built in pairs - one opposite the other. In subsequent years, these buildings were rebuilt and builds additional floors. Most of the hotels were demolished in the twentieth century. But just at the Pokrovsky Gates survived both former stasovskie hotel. However, their appearance closest to the original. Now it houses №№ 16-18 and number 17 on the street Pokrovka. In the vicinity of the Pokrovsky Gates is a number of interesting architectural and historical monuments. The first is the famous "house-dresser» [http://um.mos.ru/houses/usadba-trubetskikh/] - a magnificent example of late Baroque in Moscow, built in the 1760s and at the same time APRAKSIN sold their Prince Troubetzkoy (Pokrovka. 22). From 1861 to 1917, this building housed 4th Moscow gymnasium. For "home-dresser" in Lepehinskom stalemate continues structure Lepehinskogo maternity hospital - one of the oldest in Moscow maternity hospitals (now in these walls is the Moscow Regional Research Institute of Obstetrics and Gynecology). At the corner of Pokrovka and Belgorod travel rises former rental house hlebotorgovtsa FS Rakhmanov - one of the first buildings in Moscow, built in Art Nouveau style (1899, architect PA Drittenpreys). All rich stucco facades home - male and female masks, sheaves of grain, tied with a ribbon, laurel leaves, fruit in the rosette of leaves - the sculptor IF Rakhmanov, the son of the landlord. Adjacent to the area is urban homestead SS Botkina [http://um.mos.ru/houses/gorodskaya_usadba_s_s_botkinoy/] (Pokrovka, ow. 27) and the Church of the Resurrection in Barash [http://um.mos.ru/houses/tserkov-voskreseniya-v-barashakh/ ] (Pokrovka, 26). Of the buildings of the Soviet era should be noted House NKVD [http://um.mos.ru/houses/dom_rabotnikov_nkvd/] (Pokrovka. 20). Before him on the site of the demolished in the 1930s, a wooden house in the middle of the twentieth century was defeated Square, and in 1988 erected a monument in the park NG Chernyshevsky sculptor EG Neroda. Location for the monument was chosen not without reason: from 1940 to 1992 was called Pokrovka street Chernyshevsky. Earlier on Pokrovsky Gates offers excellent views of the Church of the Dormition on Pokrovka, one of the architectural gems of Moscow, barbarously destroyed at the end of the 1930s. And, of course, there can not remember a wonderful movie MM Kazakov "Pokrovsky Gates". Just consider the following. Playwright LG Zorin - the author of the play, and later the screenplay - wrote that the play was completely autobiographical. All the characters of its completely genuine. So he deliberately moved to avoid one hundred percent recognition, scene from Petrovsky Boulevard, where in fact there were described Zorin events to Pokrovsky Gates.































