ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Богадельня московского дворянства им. С.Д. Нечаева

3.62
Здание это появилось, благодаря скромному архивисту и переводчику, в одночасье ставшему богачом.
+ -

Что общего у Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке с небольшим зданием на Шаболовке? У них одни и те же создатели – как жертвователь, организовавший в память о своём отце богадельню для дворян, так и архитектор, выстроивший не один шедевр в Москве.

Скромный архивист и переводчик, служивший по ведомству Министерства иностранных дел, Юрий Степанович Нечаев в одночасье приобрёл богатство: в 1880 году огромное наследство ему оставил дядя, брат его матери – Иван Сергеевич Мальцов, владелец стекольных заводов в Гусе-Хрустальном. С этого времени он меняет не только фамилию, став Нечаевым-Мальцовым, но и род своих занятий, превратившись в преуспевающего предпринимателя и известного мецената. На его средства было создано немало благотворительных учреждений в Санкт-Петербурге, он финансировал развитие института сестёр милосердия, благоволил женскому образованию. В Москве Юрий Степанович более всего прославился созданием Музея Изящных Искусств имени императора Александра III на Волхонке. Но он намеревался также увековечить имена своих родственников – дяди, завещавшего ему хрустальное производство, и отца. В честь Ивана Сергеевича Мальцова была построена богадельня в Гусе-Хрустальном (город получил такое название именно благодаря Нечаеву-Мальцову). А в память о Степане Дмитриевиче Нечаеве появилась богадельня на Шаболовке.

Отец Юрия Степановича слыл любителем истории: обер-прокурор Святейшего Синода, а затем сенатор, он много способствовал изучению культурного наследия России, благодаря его усилиям на Куликовом поле появилась мемориальная колонна-памятник в честь победы в Куликовской битве, а в своей усадьбе Полибино он организовал соответствующий музей. Организованная его сыном в 1900–1901 году дворянская богадельня получила имя Степана Дмитриевича Нечаева.

Для возведения здания был приглашён архитектор Роман Клейн, в то время уже работавший на Волхонке над музеем и потому хорошо знакомый Нечаеву-Мальцову. Однако на Шаболовке зодчий использовал совсем иной стиль, выбрав неорусские мотивы. Несмотря на относительную скромность фасада, здание привлекает к себе внимание: высокая «теремковая» крыша, украшенная решёткой, крыльцо с мощными гранитными колоннами, лепной «растительный» декор, украшающий окна – всё это делает его примечательным памятником.

Окончательно облик комплекса богадельни сформировался в 1906 году, когда при ней была освящена церковь во имя Архидиакона Стефана – в честь небесного покровителя Степана Дмитриевича. Пристроенная по центру здания, во дворе, с восточной стороны, она удачно вписалась в общий ансамбль. Убранство для неё делалось на предприятиях, принадлежавших Нечаеву-Мальцову, по отзывам современников церковь была отлично отделана. Фасады её украшены разноцветной глазурованной плиткой. Помимо входов непосредственно из здания богадельни, бывших на каждом её этаже, храм имел ещё крыльцо с севера – сегодня на нём сохраняется большая мозаичная икона Спаса Нерукотворного Образа с двумя ангелами. Над крыльцом возвышалась небольшая звонница с колоколами, увенчанная луковичной главой.

После революции и окончания Первой мировой войны богадельня ещё некоторое время просуществовала: в 1919 году её превратили в больницу для ослепших воинов. Однако её деятельность при новых властях продолжалась недолго, уже в 1922 году богадельня официально была упразднена. Домовый храм оказался закрыт ещё раньше. Внутри расположились государственные учреждения и конторы, долгое время здесь находился Госкомитет СССР по народному образованию – сегодня это Рособрнадзор. Несмотря на все смены вывесок, внешне здание не очень изменилось: утратив некоторые детали (в частности, широкую надпись «Дворянская богадельня Степана Дмитриевича Нечаева» над окнами третьего этажа), оно относительно неплохо сохранилось. Храм архидиакона Стефана во дворе тоже уцелел, только потерял главы с крестами и ярус звонницы, при этом мозаичная икона на крыльце осталась и отчётливо видна. Формально церковь даже приписана к 1-й Градской больнице и её храму Царевича Дмитрия, но постоянных богослужений в ней по-прежнему нет.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Памятники
Водолаз-Маяк

Водолаз-Маяк

Пушкинская набережная

Интереснейший памятник-маяк уже привлекает всеобщее внимание

3.56
Дома
Голицынская больница

Голицынская больница

Ленинский просп., 8 корпус 5

Голицынская больница ведет свою историю с конца XVIII века. Она была построена по проекту архитектора Матвея Федоровича Казакова на средства, которые были завещаны князем Дмитрием Михайловичем Голицыным «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». Во время нашествия Наполеона Голицынскую больницу заняли под госпиталь для раненных французских войск. Главным врачом госпиталя был личный хирург Наполеона, Доменик Жан Ларрей.

3.52
Дома
Станция метро "Октябрьская" (кольцевая)

Станция метро "Октябрьская" (кольцевая)

ул. Большая Якиманка, д. 2

Никогда раньше дизайн станции так не апеллировал к образцам храмового зодчества Запада и древности и одновременно так не напоминал трёхнефные базилики периода раннего христианства.

3.44
Дома
Хавско-Шаболовский жилой комплекс

Хавско-Шаболовский жилой комплекс

Улица Лестева, д. 13, к. 3

Интересный проект застройки почти целого квартала работы выпускников Ассоциации новых архитекторов

3.45
Дома
Дом академиков

Дом академиков

Ленинский проспект, д. 13

Дом, который построил Щусев для Академии наук.

3.75
Дома
Донской монастырь

Донской монастырь

Донская пл., д. 1

Старый (или Малый) собор, построенный в 1591-1593 гг. является самым древним сооружением Донского монастыря.

3.64
Музеи
Музей современного искусства «Гараж»

Музей современного искусства «Гараж»

Музей современного искусства «Гараж» — место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю!

Музей «Гараж» был основан в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и стал первой в России частной филантропической институцией, чья деятельность направлена на развитие и популяризацию современного искусства и культуры.

Одна из основных миссий Музея «Гараж» — показать, что современное искусство — это пространство для диалога и поиска ответов на многие вопросы. Здесь проходят выставки ведущих российских и зарубежных современных художников (таких как Марина Абрамович, Рэймонд Петтибон, Марк Ротко, Виктор Пивоваров, Яёй Кусама), образовательные программы для взрослых и детей разных возрастов, а также кинопоказы, концерты, перформансы и многое другое.

Гиды «Гаража», опираясь на знания и опыт лучших искусствоведов и кураторов, каждый день открывают посетителям мир современного искусства. Экскурсоводы с радостью проведут для вас экскурсии на русском и английском языках, а также помогут гиду с последовательным переводом с русского на язык группы.

История Музея всегда была тесно связана с архитектурой. Его первым «домом» стал знаменитый Бахметьевский автобусный парк в Москве (в честь которого «Гараж» и получил свое название) — памятник конструктивизма, спроектированный архитектором Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в самое сердце столицы — Парк Горького, во временный павильон, построенный по проекту японского архитектора Шигеру Бана. В июне 2015 года Музей открыл свое первое постоянное здание на территории Парка, в котором прежде находился популярный в 1960-е годы ресторан «Времена года», ставший для советских граждан воплощением мечты об идеальном досуге. Сегодня здание, отреставрированное всемирно известным архитектором Ремом Колхасом и его бюро OMA, стало не просто музеем, но и одной из главных городских достопримечательностей, сохранив многие элементы своего прошлого. Одним из них является мозаика, украшающая Атриум Музея и изображающая девушку в окружении осенних листьев. Именно в Атриуме каждые полгода — весной и осенью — появляется созданное художниками специально для «Гаража» произведение искусства, доступное для свободного посещения. В числе сменяющихся инсталляций проекта, названного Garage Atrium Commissions, были работы Эрика Булатова, Луиз Буржуа, Рашида Джонсона и Ирины Кориной.

Для вас в Музее ежедневно открыт книжный магазин с лучшей подборкой книг и журналов по искусству и сувенирами «Гаража», которые сделаны в Москве (обратите внимание на маркировку Made in Moscow), включая продукцию, созданную в сотрудничестве с художниками. Работает уютное кафе с авторской кухней, летней верандой и завтраками, которыми можно наслаждаться в течение всего дня.

Сердцем институции и платформой для выставочных, издательских и исследовательских проектов «Гаража» является его коллекция — крупнейший в мире архив по истории российского современного искусства начиная с 1950-х годов. Архив доступен для российских и зарубежных исследователей, а его фонды, насчитывающие на данный момент более 400 000 единиц хранения, постоянно пополняются.

Кроме того, в здании Образовательного центра Музея рядом с Пионерским прудом для всех желающих работает первая в России публичная библиотека по современному искусству.

Музей «Гараж» также стал первым музеем в России, открывшим инклюзивный отдел и адаптирующим выставочные и образовательные программы для посетителей с разными формами инвалидности. Все здания Музея оборудованы пандусами, а специалисты инклюзивного отдела проводят экскурсии и специальные мероприятия для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих посетителей, а также для людей с особенностями интеллектуального развития.

Мы не знаем, какие у вас планы, но нам точно есть что предложить: выставки, лекции, встречи с экспертами, фильмы под открытым небом в отличной компании, коктейли на свежем воздухе, фестивали, концерты известных музыкантов, перформансы, дискуссии, прогулки по парку и многое другое.

До встречи в Музее «Гараж»!

(Нет голосов)
Дома
Ансамбль Мытного двора

Ансамбль Мытного двора

3-й Люсиновский переулок, д. 5

До настоящего времени сохранились три строения Мытного двора

4
Дома
Павильон "Механизация"

Павильон "Механизация"

ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 28

Танцплощадка, устроенная в одной из «граней» павильона, запечатлена в фильме «Я шагаю по Москве».

5
Территории
Коровий вал

Коровий вал

Название этого вала говорит само за себя.

(Нет голосов)
Дома
Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение»

Дом-коммуна РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение»

Ул. Лестева, д. 18

Это здание принято называть первым домом-коммуной в СССР

3.66
Дома
Варваринский сиротский приют

Варваринский сиротский приют

Ул. Шаболовка, д. 37, стр. 2

Первый телецентр появился вовсе не на пустом месте – он расположился в здании одного из местных благотворительных учреждений.

3.23