ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Котельная и службы при Детской больнице имени В.Е.Морозова

4-й Добрынинский пер., дом 1/9, стр. 38
(Нет голосов)
Единственное строение больничного ансамбля, близкое по стилистике к промышленной архитектуре конца XIX – начала ХХ вв. Как и многие здания этого жанра, оно украшено готическими элементами.
  • Котельная и службы при Детской больнице имени В.Е.Морозова
+ -

Морозовская детская больница изначально задумывалась городом, врачебной комиссией и меценатами-благотворителями как современное медицинское учреждение, не уступающее по уровню комфорта и благоустройства европейским аналогам. С 1904 года во всех корпусах было устроено электрическое освещение. А еще ранее, при первоначальном планировании комплекса больницы, в ее структуре был заложен специальный корпус для котельной и хозяйственных служб. На чертежах начала ХХ века, сохранившихся в архиве Департамента культурного наследия города Москвы, он так и именуется – Котельный корпус.  

Отопление в Морозовской больнице было центральное, пароводяное. Горячий пар подавался во все прочие корпуса из центральной котельной, которая располагалась позади больничной кухни, в правом ряду корпусов комплекса Морозовской больницы.

Котельный корпус – единственное строение больничного ансамбля, близкое по стилистике к промышленной архитектуре конца XIX – начала ХХ вв. Как и многие здания этого жанра, оно украшено готическими элементами. Но вместе с тем здание декорировано в стиле модерн и за счет этого не нарушает общего ансамбля Морозовской детской больницы.

Высота здания плавно повышается от флангов к центру, так что центральная часть становится двухэтажной. Фасад разделен столпообразными вертикальными акцентами на пять прясел-нефов; так в нем структурно воспроизведена композиция европейских готических соборов, что было нередким явлением в русской «промышленной архитектуре». Огромные остекленные оконные плоскости главного фасада также заставляют вспомнить об этом архитектурном направлении.  

Центральное прясло шире остальных, что позволило разместить в нем тройное вертикальное окно. В остальных «нефах» окна одинарные. В верхней части центрального прясла-нефа размещена оригинальная изящная аркада.  Композицию главного фасада оживляют два круглых окна (еще одна отсылка к готическим «прототипам») в соседних с центральным боковых пряслах-нефах. Интересен также ступенчатый карниз, тянущийся вдоль скошенной кровли здания.

Оригинальное смешение мотивов неоготики и модерна в одном корпусе, тем не менее, не вызывает чувства диссонанса; здание весьма органично и обладает выразительным обликом. Необычность архитектурного решения позволила Котельному корпусу внести ноту разнообразия в больничный ансамбль, не нарушая, однако, его стилистической целостности.

Константин Михайлов
Автор статьи

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Усадьба фон Рекк

Усадьба фон Рекк

Пятницкая ул., д. 64, стр. 1

Особняк на Пятницкой улице, известный еще как «Дом со львами», был построен в 1897 году по заказу Вильгельмины (Минны) Ивановны Рекк, жены известного предпринимателя Якова Андреевича Рекка, главы Товарищества Никольских рядов и основателя Московского торгово-строительного акционерного общества – одной из крупнейших домостроительных фирм дореволюционной России.  

3.52
Здания
Купеческий дом с мезонином

Купеческий дом с мезонином

Пятницкая ул., 62

Небольшой купеческий дом с мезонином стоит рядом со своими более нарядными собратьями. Незатейливый декор этого дома делает его неброским памятником старины. Домик в семь окон по фасаду, с очень милым мезонином в три окна. Окна первого и второго этажа имеют профилированные простые наличники. Центр композиции - три окна выделены рустом и  имитацией замковых камней над окнами.

5
Музеи
Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей

Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей

Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей создан в 1991 году при активном участии потомков предпринимателей дореволюционной России: Морозовых, Рябушинских, Алексеевых, Губониных, Прохоровых, Гучковых, Рукавишниковых, Сытиных и других основателей российского капитализма. Основным организатором Музея  является хранитель Музея Лев Николаевич Краснопевцев. В настоящее время Музей - негосударственный исследовательский, учебный и просветительский центр для предпринимателей, школьников, студентов и широких слоев населения по истории предпринимательства, меценатства и благотворительности. Музей рассказывает о мировоззрении, образе жизни, качествах, стратегиях дореволюционных предпринимателей, их огромном вкладе в развитие России. В фондах Музея хранится более 2500 подлинных экспонатов: фотографий, портретов, документов, личных вещей, являющихся памятниками деятельности создателей российской промышленности, торговли, финансовой системы. Музей располагает значительным научно-вспомогательным фондом (около 2500 тыс. ед.), включающим копии материалов, подлинники которых хранятся в семьях потомков купеческих семей и в частных коллекциях. В Музее формируется библиотечный тематический фонд. В настоящее время он насчитает более 3000 единиц и является доступным для посетителей Музея.  Музей расположен в старой части Москвы на Донской улице в здании XIX века, принадлежащем известному московскому предпринимателю и благотворителю Ивану Григорьевичу Простякову.  Музей приглашает своих посетителей на обзорные и тематические экскурсии, лекции и семинары, пешеходные экскурсии.  Совместно с благотворительными организациями здесь проводятся концерты и ярмарки с целью сбора средств в помощь нуждающимся. --- Ссылка на страницу в социальной сети Одноклассники - https://ok.ru/group/57067064787088 

(Нет голосов)
Музеи
Музей истории МИСиС

Музей истории МИСиС

Музей МИСиС создан с целью сохранения и изучения научно-технического наследия научно-педагогических школ МИСиС, пропаганды научно-технических достижений МИСиС, повышения общего профессионального уровня преподавательского состава института и патриотического воспитания молодого поколения. Экспонаты музея активно используются в учебном процессе. Они демонстрируются не в ограниченном пространстве музейного зала, а размещаются в различных помещениях вуза, в том числе в разных корпусах, помещениях кафедр института и в специализированных учебных аудиториях, где проводятся лекции и практические занятия по специальным дисциплинам. Экспозиция состоит из следующих разделов: «Основные вехи истории института»; «Металлургия – кузница победы»; «Знаменитые ученые – выпускники и преподаватели института»; «Археометаллургия»; виртуальный музей. В музее МИСиС проходят презентации в рамках научных конференций и семинаров; проводится фестиваль науки, в программе которого особое место занимает театрально-музейный проект – костюмированное историческое действо; организуются занятия по курсам «Введение в специальность» и «История науки, техники и образования», ежегодная конференция по истории металлургии, ежегодная весенняя конференция и конкурс научных работ студентов металлургических специальностей по археометаллургии, конгресс обогатителей стран СНГ.

(Нет голосов)
Музеи
Музей Парка Горького

Музей Парка Горького

Музей располагается в главном входе в Центральный парк культуры и отдыха, построенном в 1955 году по проекту архитекторов Г.Щуко и А.Спасова. В пилонах Главного входа в разное время располагались отделы дирекции Парка, а в 1970−е годы здесь была кино- и фотостудия. В основном помещения использовались для технических нужд парка и не были доступны для посетителей. 10 июня 2015 года в отреставрированном главном входе открылся музей. Основная экспозиция состоит из уникального архива Парка Горького, а также фото и видео материалов и документов, предоставленных другими архивами и музеями Москвы. Посредством современных мультимедийных инсталляций рассказаны 15 историй о людях, с которыми связана история Нескучного сада и Парка Горького. Зал «Нескучный сад» посвящен XVIII-XIX векам и открывается макетом Парка, где хронологически показаны все этапы его развития. Истории Нескучного сада начинаются с 1728 года – когда князь Трубецкой покупает дом на участке близ Калужской заставы. Благодаря его приемам и балам эти места становится популярными. Владельцами земель на территории Нескучного были Демидов, братья Орловы, прототип Пиковой дамы Пушкина – княгиня Голицына и, наконец император Николай I. Зал «Парк Горького» показывает историю ЦПКиО  с 1923 года до наших дней. Начиная с 1-ой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки СССР 1923 года: в максимально короткие сроки вместо свалки на территории Орловского луга было установлено более 250 тематических павильонов в самой разнообразной стилистике – от эклектики до конструктивизма. Перенаселенная Москва 20-30-х годов нуждалась в пространстве для досуга – благоустроенную территорию выставки решено было сделать парком.   Насыщенность фактическим материалом и интерактивность делает экспозицию музея универсальной – она может быть интересна посетителям разного возраста. Те, кто помладше, могут пройти квест – найти в экспозиции ответы на вопросы по истории Парка и получить за них маленькие подарки в сувенирном магазине на выходе. На крыше музея расположена смотровая площадка, на ней установлены бинокуляры с увеличением 25х, через которые днем можно рассмотреть аллеи Парка, Первую Градскую больницу, Храм Христа Спасителя, сталинские высотки, Крымский мост, а вечером – лунные кратеры.

(Нет голосов)
Здания
Дом конца XVIII века

Дом конца XVIII века

Ул. Пятницкая, д. 67

Полукруглый фасад дома прекрасно виден в перспективе Пятницкой улицы, если двигаться по ней из центра к Садовому кольцу. Именно местоположение дома и обусловило его архитектурное решение.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник хирургу А.В. Вишневскому

Памятник хирургу А.В. Вишневскому

Б. Серпуховская ул., д. 27

Александр Васильевич Вишневский (1874—1948) — советский военный хирург, крупнейший клиницист. Долгое время посвятил исследованию вопросов обезболивания и наркоза.

3.3
Музеи
Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН

Парк искусств МУЗЕОН - это cамый крупный музей скульптуры под открытым небом в России. В коллекции находятся уникальные памятники советской эпохи, попавшие сюда в процессе основания музея с 1992 года – это монументальная скульптура 1930-х - 1950-х годов, служившая не только идеям пропаганды, но и градообразующему замыслу - так, памятник Дзержинскому работы Евгения Вучетича и памятник Горькому авторства Ильи Шадра в исполнении артели Веры Мухиной долгие годы были скульптурными доминантами двух центральных Московских площадей. Так же в коллекции МУЗЕОНА есть и интересные памятники эпохи соцреализма, многочисленные бюсты героев социалистического труда, традиционные портреты советских вождей, обязательные для установки в каждом советском учреждении. Одной из задач музея всегда было сохранение этих уникальных памятников, отношение к которым менялось по ходу изменения политического курса страны. Все находящиеся в коллекции скульптуры и знаковые сооружения советского периода обладают не только художественной ценностью, которая может быть спорна, но ценностью исторической, они являются артефактами своей эпохи, необходимыми для ее изучения. В связи с этим одной из целей музея является их сохранение и научное описание. Помимо «программных» монументов советского периода, МУЗЕОН экспонирует так же и те работы отечественных скульпторов-авангардистов, которые по идеологическим соображениям не могли выставляться при советской власти, долгое время хранились в мастерских и не были представлены широкой публике. Среди них редкие произведения Евгения Чубарова, Алексея Григорьева и Леонида Рабинса. Сегодня МУЗЕОН активно экспонирует современных скульпторов, расширяя границы своей коллекции и пополняя ее пленэрной живописью и материалами тематических фотовыставок , современными арт-объектами и материалами видеоарта.

(Нет голосов)
Здания
Лепешкинское училище

Лепешкинское училище

Пятницкая ул., 50

Усадьба на углу Большого Ордынского переулка, (дом № 50), в начале XIX века принадлежала жене статского советника Варваре Васильевне Курбатовой. На Пятницкую улицу выходил главный дом, а за ним, в глубине участка располагались флигели и служебный корпус.

3.4
Здания
Особняк Г.И. Симоно, 1898 г., архитектор Р.И.Клейн, П.Н.Позднеев

Особняк Г.И. Симоно, 1898 г., архитектор Р.И.Клейн, П.Н.Позднеев

Шаболовка ул., д. 26, стр. 14

Особняк шелкового магната Г.И.Симоно.

(Нет голосов)