Доходный дом И. Е. Пономарева - Е. Н. Вейхельт - Н. Ф. Грибова

Доходный дом И. Е. Пономарева - Е. Н. Вейхельт - Н. Ф. Грибова

Большой Харитоньевский пер., д. 10
ТургеневскаяЧистые прудыКрасные ворота
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Эклектика,Неоренессанс
Годы постройки:
1887, 1900
Назначение постройки
Доходный дом

Информация о здании

Прогуливаясь по Большому Харитоньевскому переулку, столь богатому архитектурными памятниками разных эпох – от палат XVII-го века до доходных домов начала XX-го и конструктивистских жилищных кооперативов советской эпохи – невозможно не обратить внимание на массивное здание, фасадом выходящее на Большой Харитоньевский, но при этом занимающее все пространство между улицами Жуковского и Чаплыгина.

Дом выделяется угловыми эркерами, словно нависающими над прохожими. Основание эркеров богато украшено лепниной с растительными мотивами. На рубеже XIX-XX веков эркер стал любимым приёмом архитекторов доходных домов, позволявшим получить дополнительный доступ к естественному освещению комнат. Неудивительно, что архитектор доходного дома по адресу Большой Харитоньевский переулок, дом 10, помещая его в узкое пространство между соседними переулками, воспользовался этим приемом, который, к тому же, стал отличительной особенностью здания.

В конце XIX века эта местность, когда-то входившая в Огородную слободу, поставлявшую продукты к царскому столу, привлекла внимание московских предпринимателей, желавших получить дополнительный доход. Одноэтажные обветшавшие особняки разбирали, пустующие пространства между ними тоже осваивались, а на их месте стремительно возводились роскошные доходные дома. И для купцов, и для аристократии доходный дом был излюбленным источником дохода: первый этаж чаще всего отводился под торговые помещения, а второй и третий, зачастую богато меблированные, сдавались за довольно высокую цену.

Доходный дом в Большом Харитоньевском, 10, был построен в очень модном в конце XIX века стиле неоренессанса в сочетании с эклектикой. Каждый этаж дома декорирован по-своему: первый этаж отделан рустом, над окнами расположены замковые камни, на втором этаже окна увенчаны треугольными наличниками-фронтонами и обрамлены пилястрами, а на третьем окна оформлены более строго - прямоугольными широкими пилястрами и небольшими лепными украшениями под оконными проёмами. Окна эркеров нарочито узкие и создают впечатление средневекового бастиона, башенки над эркерами становятся логичным продолжением этой ассоциации.

Дом не раз менял владельцев. В разные годы он принадлежал владельцу мануфактур И. Е. Пономареву, фабриканту Н. Ф. Грибову, одной из домовладелиц дома значится Е.Н. Вейхельт. Купеческое семейство Грибовых было хорошо известно в Москве рубежа XIX-XX веков. Основатель династии – Назар Фёдорович - открыл фабрику бумажных, шёлковых и суконных товаров и торговый дом «Н.Ф. Грибов и сыновья». Пять сыновей пошли по его стопам и успешно преумножали семейный капитал. Все они были крупными домовладельцами, строительство и содержание доходных домов было одним из направлений их бизнеса. Ставку они сделали как раз на район бывшей Огородной слободы, здесь находится несколько доходных домов Грибовых, а также особняки, которые братья строили для себя и своих семей.

После революции 1917 года в здании некоторое время располагалась Московская комиссия по улучшению быта учёных, затем квартиры на многое десятилетия стали типичным для советского времени коммунальным жильем.

После реставрационных работ в начале 2020-х годов в бывшем доходном доме разместился кластер «Творческие люди», объединивший множество современных российских брендов, художников, фотографов. На первом этаже открыта кофейня, на третьем - организовано пространство для мероприятий. Стены по всему периметру особняка украшают работы заслуженного художника России В. Н. Слатинского. В доме сохранились чугунная лестница, кованные балкончики, выходящие во двор, тяжелые двери – все это доступно любому посетителю прекрасного исторического здания.

Распечатать статью