ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом, 1903 г.

Ул. Арбат, д. 49
5
Столетний особняк, формирующий лицо Арбата – сердца Москвы.
  • Доходный дом, 1903 г.
+ -

Если посмотреть на карту Арбата 1838 года, то на месте дома 49 будет обозначена постройка, а вокруг четко написано «Сады». В 1852 году, когда Арбат уже застроен маленькими усадьбами, в доме 49 живет московский купец Семен Тимофеевич Буров, который унаследовал этот дом, как и значится в адресной книге, а в 1897-м - Надежда Михайловна Бурова.

В 1903 году по проекту архитектора В.Ф. Жигардловича на Арбате вырастает четырехэтажный доходный дом. На здании почти нет украшений, кроме высокого окна лестницы, обрамленного колонками.

Вячеслав Францевич Жигардлович окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художника архитектуры. По его проектам построены многие здания в Москве и Подмосковье. К сожалению, не все проекты мастера были удачны. Из-за катастроф на возводимых зданиях архитектор состоял под судом в 1901-1903-м, а также в 1905 гг. Несмотря на это, многие здания архитектора до сих пор стоят на улицах Москвы.

В 1910-х годах в доме работал табачный магазин К.И. Финогенова. Сам дом тогда принадлежал купцу С. Фельдштейну. После революции в дорогие квартиры, выходящие окнами на Арбат, были вселены рабочие.

В 1938-40 годах дом надстроен еще двумя этажами с легкими балкончиками. Два дома 47 и 49 смотрятся сейчас единым монолитом. Это соответствовало требованиям застройки Москвы конца 1930-х. Проект надстройки домов 47 и 49 принадлежал архитектору Э.И. Френкелю. Здание предназначалось для работников Министерства вооружения и их семей. В доме жил генерал-майор инженерно-технических войск, начальник Главного артиллерийского управления и член коллегии Народного комиссариата, директор артиллерийского и станкостроительного заводов Н.Э. Носовский.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Музей А.С. Пушкина

Музей А.С. Пушкина

Государственный музей А. С. Пушкина - литературный музей, посвященный жизни и творчеству Александра Сергеевича Пушкина; крупный многофункциональный музейно-культурный центр для научной, экспозиционно-выставочной, концертной, педагогической и реставрационно-хранительской работы. Открыт в 1961 году. Расположен в центре Москвы по адресу ул. Пречистенка, д. 12/2 в дворянской усадьбе Хрущёвых-Селезневых первой трети XIX века. Помимо головного музея, ГМП включает еще пять филиалов: Мемориальную квартиру А. С. Пушкина на Арбате, Мемориальную квартиру А. Белого на Арбате, Музей И. С. Тургенева на Остоженке, Дом-музей В. Л. Пушкина на Старой Басманной и Выставочные залы в Денежном переулке. В историческом особняке размещены постоянные экспозиции "Пушкин и его эпоха" и "Сказки Пушкина", выставочные залы, читальный зал, концертный и конференц-залы. Здесь же, на Пречистенке, находятся фонды музея с Открытыми хранениями редких книг, живописного, графического и миниатюрного портрета XVIII-XIX веков, фарфора, бронзы, художественного стекла и керамики, генеалогических материалов. К Открытым хранениям ГМП относятся также уникальные частные коллекции, переданные в дар московскому музею А.С. Пушкина - "Библиотека русской поэзии И.Н.Розанова", "Коллекция П.В. Губара", "Кабинет Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина", "Кабинет рисунков Нади Рушевой".

(Нет голосов)
Дома
Главный дом усадьбы Урусовых

Главный дом усадьбы Урусовых

Большой Афанасьевский пер., д. 9

То немногое, что «позволяет и в наши дни разглядеть облик Старой Конюшенной слободы, какой она была более ста лет назад» (Н. Анциферов).

3.25
Дома
Дом Наркомфина

Дом Наркомфина

Новинский бульвар, д. 25, к.1

Дом является памятником архитектуры конструктивизма.

(Нет голосов)
Памятники
Александров А. В.

Александров А. В.

Земледельческий пер., д. 20

Александр Васильевич Александров (1883—1946) — выдающийся композитор, хормейстер и дирижер.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом Матвеевой

Жилой дом Матвеевой

Пречистенка ул., д. 14/1

Бывший жилой дом А.И. Матвеевой находится на пересечении двух улиц – Пречистенки и Хрущевского переулка.

3.19
Памятники
Похищение Прозерпины

Похищение Прозерпины

Б. Афанасьевский пер., д. 15 (в коллекции частного музея «Бурганов-центр»)

Изначально скульптура находилась на территории усадьбы Нарышкиных.

3.3
Дома
Церковь Николы на Щепах

Церковь Николы на Щепах

1-й Смоленский пер., д. 20, стр. 1

Ещё в начале 1990-х годов церковь здесь будто бы и не существовала. Изуродованное здание больше напоминало неухоженный заводской корпус, чем 300-летний храм.

3.4
Дома
Дом с квартирой В.В. Вересаева

Дом с квартирой В.В. Вересаева

Шубинский пер., д. 2/3

Его книги «Записки врача», «На войне», «В тупике», «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни», «Спутники Пушкина» читала вся Россия.

3.59
Памятники
Толстой Л. Н.

Толстой Л. Н.

Пречистенка ул., д. 11 (во дворе)

Перенесен из сквера Девичьего поля в 1972 г.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Н.С.Титова

Доходный дом Н.С.Титова

Ружейный пер., д. 2, корп. А

В этом доме в 20-е годы прошлого века жили известный археолог Павел Дмитриев и его жена, работавшая в Оружейной палате, Елена Липеровская.

(Нет голосов)
Музеи
Московский государственный музей "Дом Бурганова"

Московский государственный музей "Дом Бурганова"

ГБУК МГМ "Дом Бурганова"
Б.Афанасьевский пер. д.15, стр.9.

Музей «Дом Бурганова» расположился в районе, где когда-то была иконописная слобода и единственный в Москве храм Святого евангелиста Луки – покровителя иконописцев. Поэтому, видимо, не случайно, а по воле свыше в маленьком флигеле, сохранившемся еще от допожарной Москвы, расположилась творческая мастерская Народного художника России, академика РАХ, скульптора Александра Николаевича Бурганова. Оказавшись здесь художник сразу понял, что это место, где присутствует особая аура столицы, дух ее истории и искусства, которые необходимо сохранить. На месте утраченного храма евангелиста А Бурганов поставил памятный знак, и с этого знаменательного события и началось активное обустройство прилегающих к мастерской территорий.
Полуразрушенные старые здания, скрытые за фасадами современных домов творческой волей и талантом художника за десятилетие превратились в необыкновенный скульптурно-архитектурный ансамбль – единственную в столице территорию, где, как в древних Афинах «статуй больше, чем людей». Однако, словно не желая оставаться скрытыми от людей, скульптуры выходят к ним навстречу: перед центральным входом расположена галерея портретов- «Люди –Легенды», в переулке Сивцев Вражек уютно раскинулся сад «Экология». А внутри музея разворачивается особое действо, где автором, режиссером, декоратором и создателем своих артистов является один творец – Александр Бурганов.
В центре музея расположен Большой двор. Вокруг него, как на большой сцене располагаются главные персонажи действа, сгруппированные по отдельным тематическим мизансценам. Центральное место отведено пирамиде выставочного зала «Малый Лувр», над которой разыгралась схватка двух разъяренных коней. Но доминирующее место в пространстве двора отведено «Аркаде Большого Ангела» - в ней угадываются черты иконостаса. Она похожа и на портал западного собора с ярусами скульптурных групп. Это и алтарь с вознесенными над ним в мольбе к небу «Большими руками».
Через эту аркаду «Большого Ангела» идет путь в главное здание музея – галерею Пегас. «Дом Пегаса» возродился из руин старой постройки от которой оставались только стены. Все пространство дома заполняют творения мастера: скульптура и графика. Пространство галереи – это огромный фантастический лабиринт, состоящий из череды отдельных залов ниш и переходов, и каждая скульптура в своем пространстве – хозяин и царь.
И вместе с тем в «Доме Бурганова» образовалось единое всепроницаемое пространство, в котором нет регламентированных направляющих, движение в нем не может быть заданным, логичным и упорядоченным. Можно подняться на крышу «Пегаса» и заглядеться на чудесный вид с высоты птичьего полета – вид на музейные дворы, на прилегающие к ним Арбатские переулки. Можно спуститься в подземные ходы Пирамиды и рассмотреть открывающиеся в необычных ракурсах фигуры Аркады Большого Ангела. А можно совершить путешествие во времени через века и народы от древнегреческих артефактов до японской гравюры, от классических форм древнеримских богов до причудливых образов сюрреализма.

(Нет голосов)