ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом, 1903 г.

Ул. Арбат, д. 49
5
Столетний особняк, формирующий лицо Арбата – сердца Москвы.
  • Доходный дом, 1903 г.
+ -

Если посмотреть на карту Арбата 1838 года, то на месте дома 49 будет обозначена постройка, а вокруг четко написано «Сады». В 1852 году, когда Арбат уже застроен маленькими усадьбами, в доме 49 живет московский купец Семен Тимофеевич Буров, который унаследовал этот дом, как и значится в адресной книге, а в 1897-м - Надежда Михайловна Бурова.

В 1903 году по проекту архитектора В.Ф. Жигардловича на Арбате вырастает четырехэтажный доходный дом. На здании почти нет украшений, кроме высокого окна лестницы, обрамленного колонками.

Вячеслав Францевич Жигардлович окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художника архитектуры. По его проектам построены многие здания в Москве и Подмосковье. К сожалению, не все проекты мастера были удачны. Из-за катастроф на возводимых зданиях архитектор состоял под судом в 1901-1903-м, а также в 1905 гг. Несмотря на это, многие здания архитектора до сих пор стоят на улицах Москвы.

В 1910-х годах в доме работал табачный магазин К.И. Финогенова. Сам дом тогда принадлежал купцу С. Фельдштейну. После революции в дорогие квартиры, выходящие окнами на Арбат, были вселены рабочие.

В 1938-40 годах дом надстроен еще двумя этажами с легкими балкончиками. Два дома 47 и 49 смотрятся сейчас единым монолитом. Это соответствовало требованиям застройки Москвы конца 1930-х. Проект надстройки домов 47 и 49 принадлежал архитектору Э.И. Френкелю. Здание предназначалось для работников Министерства вооружения и их семей. В доме жил генерал-майор инженерно-технических войск, начальник Главного артиллерийского управления и член коллегии Народного комиссариата, директор артиллерийского и станкостроительного заводов Н.Э. Носовский.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Александров А. В.

Александров А. В.

Земледельческий пер., д. 20

Александр Васильевич Александров (1883—1946) — выдающийся композитор, хормейстер и дирижер.

(Нет голосов)
Здания
Дом Фалеева

Дом Фалеева

Гагаринский переулок, д. 11

Если знать профессию прежнего хозяина дома, можно понять, что к масонству он не имеет отношения.

3.45
Здания
Церковь Николы на Щепах

Церковь Николы на Щепах

1-й Смоленский пер., д. 20, стр. 1

Ещё в начале 1990-х годов церковь здесь будто бы и не существовала. Изуродованное здание больше напоминало неухоженный заводской корпус, чем 300-летний храм.

3.4
Музеи
Московский государственный музей «Дом Бурганова»

Московский государственный музей «Дом Бурганова»

Музей, посвященный искусству скульптуры, – яркая отличительная особенность культурного облика многих европейских столиц. Как правило, все они освещены именами великих скульпторов. Во Франции – это музеи О.Родена, А.Майоля и А.Бурделя в Париже, в Швеции – музей К.Миллеса в Стокгольме, в Дании – Музей Б.Торвальдсена в Копенгагене, в Норвегии – парк скульптур Г.Вигеланда в Осло и другие. Эти музеи выросли из творческих мастерских и мемориальных домов и превратились в значительные культурные центры. Московский государственный музей "Дом Бурганова" представляет творчество выдающегося русского скульптора Александра Бурганова. Это художник с мировым именем. Его произведения украшают площади городов Европы, Америки, Азии и хранятся в коллекциях крупнейших музеев. Основу собрания музея составили произведения народного художника России А.Н. Бурганова, принесенные художником в дар городу. Музейный комплекс состоит из двух зданий – входной группы и галереи "Пегас", а также примузейных территорий: галерея "Люди-легенды", Малый и Большой дворы, а также Музейный садик. Интересным фактом является то, что в первой половине XVII века здесь находилась Иконная слобода, в которой жили царские иконописцы. В память об этом Александр Бурганов установил памятный знак святому евангелисту Луке (его можно увидеть в Музейном садике). По преданию, Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы, а также икону апостолов Петра и Павла. Поэтому в православной и католической традициях его почитают как святого покровителя художников. А.Н.Бурганов сам разработал художественный проект сюрреалистического архитектурного и экспозиционного пространства, что сделало музей одним из наиболее ярких в плеяде художественных музеев Москвы. Особенностью музея «Дом Бурганова» его соседство с действующей мастерской скульптора. Возможность увидеть реальный творческий процесс дает тот потрясающий эффект, который привлекает в музей множество зрителей.

(Нет голосов)
Здания
Жилой дом Матвеевой

Жилой дом Матвеевой

Пречистенка ул., д. 14/1

Бывший жилой дом А.И. Матвеевой находится на пересечении двух улиц – Пречистенки и Хрущевского переулка.

3.19
Здания
Дом с квартирой В.В. Вересаева

Дом с квартирой В.В. Вересаева

Шубинский пер., д. 2/3

Его книги «Записки врача», «На войне», «В тупике», «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни», «Спутники Пушкина» читала вся Россия.

3.39
Памятники
Толстой Л. Н.

Толстой Л. Н.

Пречистенка ул., д. 11 (во дворе)

Перенесен из сквера Девичьего поля в 1972 г.

3.35
Памятники
Похищение Прозерпины

Похищение Прозерпины

Б. Афанасьевский пер., д. 15 (в коллекции частного музея «Бурганов-центр»)

Изначально скульптура находилась на территории усадьбы Нарышкиных.

3.3
Музеи
Государственный музей А.С. Пушкина

Государственный музей А.С. Пушкина

Государственный музей А.С. Пушкина – один из крупнейших литературных музеев России – расположен в центре Москвы, в старинной дворянской усадьбе Хрущевых-Селезневых. Это один из лучших образцов московского ампира. Музейный комплекс включает в себя постоянную экспозицию «Пушкин и его эпоха», интерактивные залы для детей «Сказки А.С. Пушкина»; читальный, концертный и конференц-залы; фонды музея с открытыми хранениями и выставочные залы. Атриум, предназначенный для проведения крупных культурных акций, объединяет усадебные строения. В музее ведется активная экскурсионная работа, ежегодно осуществляются десятки выставочных проектов, проходят научные конференции и семинары, концертные программы и театральные постановки. В состав музея входят также несколько филиалов – четыре мемориальных музея, связанных с именами Василия Львовича Пушкина, родного дяди поэта; самого Александра Пушкина и жены Натальи Гончаровой; великих классиков русской литературы Ивана Тургенева и Андрея Белого, а также Выставочные залы на Арбате.

(Нет голосов)
Здания
Доходный дом Н.С.Титова

Доходный дом Н.С.Титова

Ружейный пер., д. 2, корп. А

В этом доме в 20-е годы прошлого века жили известный археолог Павел Дмитриев и его жена, работавшая в Оружейной палате, Елена Липеровская.

(Нет голосов)
Музеи
Музей священника Павла Флоренского

Музей священника Павла Флоренского

Мемориальный музей священника Павла Флоренского, созданный по инициативе его внука игумена Андроника (Трубачёва) и искусствоведа Марии Люкшиной в 1997 году. Музей входит в число проектов Фонда науки и православной культуры священника Павла Флоренского. Большую часть жизни Павел Флоренский прожил в собственном доме в Сергиевом Посаде, который купил в 1915-м. В этом же году в Москву переехала его семья из Тифлиса, чтобы жить поблизости от священника. Мать Ольга Флоренская, сёстры Раиса и Юлия, а также брат Андрей приобрели пятикомнатную квартиру, в которой после революции 1917 года и начала политики уплотнения была создана коммунальная квартира. Советские власти разрешили Флоренским оставить за собой две комнаты, однако через некоторое время староста квартиры П. А. Строев объявил семье о необходимости дополнительного уплотнения. В результате пятеро членов семьи было вынуждено проживать в одной комнате. С 1921 года Павел Флоренский начал работать в Главэлектро и часто останавливался у своей семьи, однако из-за отсутствия свободных спальных мест священнику приходилось ночевать и у своих друзей В. И. Лисева, Ефимовых. В 1933-м Флоренский был отправлен в лагерь, откуда он продолжал слать письма семье. Дочь священника Мария Флоренская-Трубачёва переехала в комнату в 1938 году, после того как переехали Раиса, Юлия и Андрей Флоренские, и стала последней из родственников священника, кто жил в квартире на улице Бурденко. В 1988-м дом закрыли на капитальный ремонт, после завершения которого правительство Москвы выделило Марии Трубачёвой отдельные помещения на окраине Москвы. Бывшая коммунальная квартира была разделена на две: однокомнатную площадью 42 м² и двухкомнатную площадью 66,5 м². В 1988 году по инициативе Марии Трубачёвой и Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры бывшая коммунальная квартира была включена в список вновь выявленных памятников истории и культуры города Москвы. Первым идею о создании мемориального музея Павла Флоренского в Москве озвучил академик Дмитрий Лихачёв. 22 января 1989 года он обратился к участникам выставки «Возвращение забытых имён», посвящённой жизни Павла Флоренского: Настало время принять меры, чтобы сохранить для потомства московскую квартиру П. А. Флоренского, устроить в ней музей, на базе которого могла бы быть налажена научно-исследовательская и культурно-просветительская работа по подготовке к изданию сочинений П. А. Флоренского. В 1992 году объект был утверждён в статусе памятника, подлежащего государственной охране, а в 1993-м игумен Андроник, внук Флоренского и директор Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского отправил прошение мэру Москвы Юрию Лужкову о создании музея Флоренского. В 1994-м с похожей просьбой отец Андроник обратился к руководителю департамента инженерного департамента правительства Москвы А. С. Матросову: ... Выяснилось, что мемориальная квартира разрушена во время проведения капитального ремонта дома с нарушением статьи 39 Закона Российской Федерации «Об охране и использовании памятников истории и культуры», т.е. заказчики ОКС ХОЗУ Совета Министров СССР, а затем Управление по капитальному ремонту и строительству Департамента инженерного обеспечения Правительства городу Москвы не согласовали проектную документацию с Управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы и грубо игнорировали как предписания данного Управления, так и сигналы общественности. Результатом обращений отца Андроника стало совещание по созданию музея Павла Флоренского, проведённое А. С. Матросовым. После обсуждений дела было принято решение сохранить мемориальную квартиру, а также подготовить необходимые документы и отправить их правительству Москвы с просьбой принять решение о создании музея.  Соответствующие постановления были выпущены в 1994 году, однако из-за разделения бывшей коммунальной квартиры на две появились проблемы с оформлением юридического адреса музея. Благодаря Вячеславу Брагину и его личным связям с Юрием Лужковым вышло Постановление правительства Москвы от 5 сентября 1995 года «О создании в городе Москве музея-квартиры священника Павла Флоренского», согласно которому Министерство культуры обязывалось выкупить две квартиры и объединить их в одну. К началу 1997-го вся площадь бывшей квартиры Флоренского вошла в распоряжение министерства и сотрудники начали активную работу по восстановлению мемориальных интерьеров. Открытие музея состоялось 8 декабря 1997 года, в 60-летнюю годовщину со дня смерти Флоренского. В 2004 году музей совместно с Михаилом Тарковским и администрацией Кадыйского района стали инициаторами создания муниципального Историко-культурного музея села Завражье. В музее экспонируются материалы, связанные с кинорежиссёром Андреем Тарковским, Павлом Флоренским, а также историей края и села.

(Нет голосов)