ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом О. Н. Волобуевой

Малый Козихинский пер., д. 12
3.75
Квартира №12 этого доходного дома видела невероятное количество известнейших людей.
  • Доходный дом О. Н. Волобуевой
+ -

В Малом Козихинском переулке, топографически напоминающем о древнем урочище Козье болото, обращает на себя внимание дом № 12. Большой многоквартирный доходный дом с двумя первыми рустованными этажами был построен по проекту архитектора В.Д. Глазова.

Дом в нынешнем его виде появился в 1914 году, когда вдова инженера Волобуева Ольга Назаровна выкупила старый дом, стоявший на этом месте и принадлежавший капельдинеру Императорского Московского театра Егору Кириллову, а затем московскому мещанину Лаврентию Федоровичу Соколову, снесла основное строение и несколько дополнительных и получила разрешение на постройку нового здания. В качестве архитектора Волобуева пригласила Владимира Дмитриевича Глазова, известного своей работой по перестройке гостиницы «Балчуг» и проектами особняка Г.П. Юргенсона, сына известного музыкального издателя, и дома врача-окулиста К. В. Снегирёва в Колпачном переулке.

В доходном доме Волобуевой О.Н. жили известные врачи, юристы, писатели. Квартиру № 12 занимал бывший присяжный поверенный, адвокат Владимир Евгеньевич Коморский и его жена Зинаида Васильевна, с которыми дружил М.А. Булгаков. В фельетоне «О хорошей жизни» («Москва 20-х гг.») Булгаков, вынужденный ютиться в маленькой комнатке шумной коммунальной квартиры на Большой Садовой улице, с завистью писал: «Ведь Зина чудно устроилась. Каким-то образом в гуще Москвы не квартира, а бонбоньерка в 3 комнаты. Ванна, телефончик, муж. Манюшка готовит котлеты на газовой плите, у Манюшки еще отдельная комната. С ножом к горлу приставал я к Зине, требуя объяснений, каким образом могли уцелеть эти комнаты? Ведь это же сверхъестественно! 4 комнаты, 3 человека — и никого посторонних. Зина рассказала, что однажды на грузовике приехал какой-то и привез бумажку: «вытряхивайтесь!». А она взяла и не вытряхнулась! Ах, Зина, Зина! Не будь ты уже замужем, я бы женился на тебе. Женился бы, как Бог свят, и женился бы за телефончик и за винты газовой плиты, и никакими силами меня не выдрали бы из квартиры. Зина, ты орел, а не женщина!»

В 1920-х у Коморских бывали многие писатели: Ю. Олеша, И. Ильф, В. Катаев, Ю. Слезкин, Д. Стонов, А. Яковлев, Соколов-Микитов, Б. Пильняк, А. Эфрос и др. Здесь же в 1923 году литераторы встречали только что вернувшегося из эмиграции А. Толстого, редактора берлинского сменовеховского журнала «Накануне», на страницах которого печатались московские фельетоны М.А. Булгакова. По воспоминаниям хозяина квартиры В. Коморского и жены Булгакова Татьяны Николаевны, Михаил Афанасьевич в то время относился к А. Толстому с жгучим интересом и на вечере «ел его глазами». Впоследствии реальные детали вечера легли в основу описания той «вечеринки, организованной группой писателей по поводу важнейшего события — благополучного прибытия из-за границы знаменитого литератора, Измаила Александровича Бондаревского», на которую отправляется «в великом возбуждении» герой «Театрального романа».

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Жилой дом М. П. Арсеньевой

Жилой дом М. П. Арсеньевой

Трубниковский пер., д. 21, стр. 1

Двухэтажный каменный дом был построен во второй половине XIX в. по проекту гражданского инженера А. А. Никифорова в духе «византийской» архитектуры.

(Нет голосов)
Памятники
Весть

Весть

Брюсов пер. (сквер напротив храма Воскресения Словущего)

Композиция скульптуры построена на контрасте небесного и «животного», духовного и чувственного.

(Нет голосов)
Дома
Особняк Святополк-Четвертинского, ЦДЛ

Особняк Святополк-Четвертинского, ЦДЛ

Поварская ул., д. 50, стр. 1

Прекрасный особняк на Поварской был построен для князя Святополк-Четвертинского.

3.78
Дома
Дом Пеговых

Дом Пеговых

М. Гнездниковский пер., д. 12/27

Глядя на этот простой дом, и не подумаешь, что его владелец пожертвовал на строительство храма более 400 тысяч рублей.

5
Дома
Служебный корпус усадьбы Сологуба

Служебный корпус усадьбы Сологуба

Поварская ул., дом 52/55, стр. 2

Одноэтажное строение использовалось как каретный сарай с жилыми квартирами для дворовых.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба, конец XVIII в. - начало XIX в.

Городская усадьба, конец XVIII в. - начало XIX в.

Вспольный переулок, д. 5, стр. 1

В начале XIX века участок, на котором располагается сейчас дом № 5, входил в территорию усадьбы с каменным главным домом в стиле "московского ампира" деревянным флигелем с мезонином, хозяйственным двором и обширным садом.

(Нет голосов)
Музеи
Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера, одного из крупнейших музыкантов первой половины ХХ столетия, пианиста, композитора, педагога, музыкального и общественного деятеля, народного артиста СССР, ректора Московской консерватории, была создана по решению Совета Министров СССР 26 января 1955 года.

Музей создавался при непосредственном участии Александра Борисовича и принял своих первых посетителей в 1959 году. Первое время Александр Борисович сам проводил экскурсии, а после его смерти в 1961 г. руководителем музея стала его ученица, помощница и супруга Е. И. Гольденвейзер (1911−1998).

Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера сегодня, по сути, представляет собой «музей в музее» – единый мемориальный, фондово-экспозиционный, научно-исследовательский, музыкально-просветительный и справочно-методический комплекс. Помещение музея поделено на две зоны – мемориальную и камерный музыкальный салон. В мемориальном отделе ведется просветительская и экскурсионная работа, в музыкальном салоне проходят встречи с учениками А. Б. Гольденвейзера, концерты фортепианной, вокальной и инструментальной музыки, а также вечера видео- и звукозаписи. В музее проводятся научные чтения, методические семинары, консультации и рецензирование научных работ по музыкальной тематике, имеется возможность для работы исследователей и ученых.

В экспозиции много внимания уделено более чем полувековой педагогической деятельности Гольденвейзера. Широко известны имена его учеников: С. Фейнберг, Г. Гинзбург, А. Каплан, Л. Сосина, Т. Николаева, Д. Паперно, Г. Гродберг и многие другие. Предметом постоянной заботы Александра Борисовича было детское музыкальное образование. Центральная музыкальная школа в Москве, выросшая на основе Особой детской группы, организованной в начале 1930-х годов, в значительной степени обязана своим созданием А. Б. Гольденвейзеру.

В музее хранятся, изучаются и демонстрируются архив А. Б. Гольденвейзера, его библиотека, многочисленные коллекции, ценные мемориальные предметы.

Основой собрания Гольденвейзера являются рукописи, книги, ноты и письма, представляющие большую научную и документально-историческую ценность. А обширное собрание живописи, графики и скульптуры говорит о его тонком художественном вкусе.

В фотоархиве музыканта – снимки с автографами Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, М. А. Чехова, К. С. Станиславского. Особый интерес представляют фотографии в Ясной Поляне с Л. Н. Толстым, которые были сделаны Софьей Андреевной Толстой.

Собрание концертных и театральных программ отражает музыкальную жизнь Москвы с 1886 по 1961 годы.

Множество мемориальных предметов создают в музее-квартире атмосферу уюта и эффект присутствия самого хозяина. Среди них – два рояля фирмы C. Bechstein, мебель начала ХХ века, личные вещи Л. Н. Толстого, с которым А. Б. Гольденвейзера связывали почти 16 лет дружбы.

Коллекция Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера представляет огромную ценность не только для исследователей творчества выдающегося музыканта, но и для простых любителей музыки, а также для всех интересующихся историей русской музыкальной культуры.

(Нет голосов)
Территории
Тверская улица

Тверская улица

Тверская улица образовалась из большой дороги в Тверь, столицу соседнего княжества и соперницу Москвы. С XV века Тверская дорога соединилась с дорогой на Новгород и значение ее выросло. После основания Петербурга Тверская стала дорогой в новую столицу. Сегодня Тверская улица по-прежнему остается главной улицей Москвы.

(Нет голосов)
Дома
Особняк Я. А. Рекка ‒ С. Д. Красильщиковой, 1903 г., архитектор Г. А. Гельрих

Особняк Я. А. Рекка ‒ С. Д. Красильщиковой, 1903 г., архитектор Г. А. Гельрих

Б. Никитская ул., д. 56, стр. 1

Изящный особняк в стиле модерн на Большой Никитской улице, вл. 56, был построен в 1903 г. архитектором Г. Гельрихом для потомственной почетной гражданки С. Д. Красильщиковой. Она была дочерью Д. А. Морозова из линии Абрамовичей знаменитой семьи Морозовых, одного из совладельцев Тверской мануфактуры.

3.19
Дома
Городская усадьба И.И. Миндовской

Городская усадьба И.И. Миндовской

Вспольный пер., дом 9, строение 1, 2

Дом Ираиды Ивановны Миндовской - один из последних, осуществлённых накануне революции, проектов Шехтеля.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Разумовского

Усадьба Разумовского

Б. Никитская ул., д. 9/15, стр. 1

В XVIII в. Большая Никитская улица была одной из самых представительных улиц Москвы, застроенной дворцами вельможной знати. Многие из них сохранились до наших дней, но далеко не все из них сохранили свой первоначальный облик.

(Нет голосов)
Территории
Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж» — пожалуй, один из старейших и любимейших москвичами парков развлечений.

(Нет голосов)