ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Станция метро «Маяковская»

3.97
Дата открытия: 11.09.1938. Открыта в составе второй очереди строительства Московского метрополитена.
Проектные названия: Триумфальная площадь (1935), Площадь Маяковского (1936)
  • Станция метро "Маяковская"
    Источник: Департамент культурного наследия города Москвы
  • Станция метро «Маяковская»
+ -

В 1935 г. архитектор С. Кравец в качестве эксперимента создал проект станции глубокого заложения. Эту станцию уже начали строить, но инженеры не учли сложные геологические условия: свод станции начал покрываться трещинами. Тогда созвали комиссию, в которую вошел архитектор А. Душкин. Существенно изменив проект, он и стал новым архитектором этой станции. Впервые в станции глубокого заложения бетон внутренних опор был заменен металлом — и тяжелые пилоны превратились в изящные колонны. При участии авиаконструктора А. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» были изготовлены арочные металлические элементы сложного профиля, которые значительно усиливали конструкцию.

Открыта «Маяковская» 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди Московского метрополитена. Это трехсводчатая станция с двумя рядами колонн. Каждый свод эллипсовидный в сечении — так же, как и арки. В своде центрального нефа — 34 овальные ниши, внутри которых находятся лампы освещения и мозаичные панно из смальты. Делались они по эскизам А. Дейнеки из цикла «Авиация». Колонны и арки покрыты нержавеющей сталью. В целом, станция, созданная в эпоху «сталинского ампира», воспринимается достаточно авангардной и может быть причислена к стилю ар-деко.

Одним из недостатков архитектурного оформления станции можно считать то, что мозаики расположены глубоко в нишах и заметны только тогда, когда стоишь под ними. Поэтому ниши в перспективе станции воспринимаются лишь как элементы освещения. Тем не менее, художественные и конструктивные достоинства «Маяковской» были оценены уже через год после постройки: в 1939 г. проект получает Гран-При на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В годы войны станция служила бомбоубежищем, а 6 сентября 1941 г. здесь на заседании Московского съезда депутатов, которое транслировалось по радио, выступил Сталин.

Интересно, что изначально проект станции носил название «Триумфальная площадь», но в 1936 г. саму площадь переименовали в «Площадь Маяковского». Так и должна была называться эта станция, но в конечном итоге решили остановиться на более простом и кратком названии — «Маяковская».

Многие критики отмечали отсутствие темы поэта в мозаиках Дейнеки. Мозаичных панно, кстати, изначально было 35, но одно было утеряно из-за устройства в последующие годы гермозатвора. А бюст Владимира Маяковского работы скульптора А. Кибальникова появился в торце станции только после войны.

Станция имеет два наземных вестибюля. Один из них встроен в здание Концертного зала им. П.И. Чайковского и был открыт 11 сентября 1938 г. вместе со станцией. Второй вестибюль был открыт в 2005 г. Его авторами стали архитекторы Н. Шумаков и Г. Мун. Свод кассового зала украшен мозаиками художника И. Лубенкова на тему неба и строками из стихотворений Владимира Маяковского. Сюда же был перенесен и бюст поэта.

Со станцией связан один интересный факт: "Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". В Московском метрополитене это объявление звучит только в составах Замоскворецкой линии и только на станциях «Маяковская» и «Павелецкая». Дело в том, что длина платформы на этих станциях оказалась недостаточной для приёма восьмивагонных составов. В состав Замоскворецкой линии входят участки второй очереди строительства метро (1938 год), не приспособленных для восьмивагонных составов, которые появились в метро с ростом пассажиропотоков.

Когда составы на Замоскворецкой линии стали восьмивагонными, оказалось, что выход из последней двери последнего вагона на станциях «Маяковская» и «Павелецкая» не соответствует концу станции, а находится дальше. В этих местах удалось сделать только небольшое углубление в полметра шириной, фактически находящееся уже в тоннеле. Поэтому пассажирам, выходящим из последней двери последнего вагона на станциях «Павелецкая» и «Маяковская», следует быть особенно внимательными, чтобы не удариться при выходе о тюбинг тоннеля.


Теги:
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Места
Тверская улица

Тверская улица

Тверская улица образовалась из большой дороги в Тверь, столицу соседнего княжества и соперницу Москвы. С XV века Тверская дорога соединилась с дорогой на Новгород и значение ее выросло. После основания Петербурга Тверская стала дорогой в новую столицу. Сегодня Тверская улица по-прежнему остается главной улицей Москвы.

(Нет голосов)
Здания
Городская усадьба И.И. Миндовской

Городская усадьба И.И. Миндовской

Вспольный пер., дом 9, строение 1, 2

Дом Ираиды Ивановны Миндовской - один из последних, осуществлённых накануне революции, проектов Шехтеля.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Н.Ф. Филатову

Памятник Н.Ф. Филатову

Садовая-Кудринская ул., д. 15

(Нет голосов)
Здания
Особняк А. Б. Эджубова

Особняк А. Б. Эджубова

Вспольный пер., д. 3

Упоминание о владении 3 в Георгиевском переулке впервые встречается с середины XVIII в., когда его покупает А. А. Протопопова, семья которой владеет участком до 1815 г.

(Нет голосов)
Здания
Дом Спиридонова

Дом Спиридонова

М.Гнездниковский пер., д. 9, стр. 2

Особняк статского советника С.В.Спиридонова был построен в 1895 году на довольно обширном участке землевладения, на территории которого расположился комплекс построек, преимущественно доходных домов середины 19 века.

3.33
Здания
Городская усадьба Шубиных (И. А. Сытенко — А. Е. Владимирова)

Городская усадьба Шубиных (И. А. Сытенко — А. Е. Владимирова)

Ул. Малая Дмитровка, д. 12, стр.1

В начале апреля 1899 года по приезде из Ялты в квартире сестры ненадолго останавливался А. П. Чехов.

Рейтинг: 3.44
Здания
Усадьба Засекиной

Усадьба Засекиной

Вознесенский пер., д. 18

Старинный дом, похожий на «средневековый замок», принадлежал масонам?

Рейтинг: 3.44
Здания
Дом Заборовой - Трубецких - Уваровых

Дом Заборовой - Трубецких - Уваровых

Леонтьевский переулок, д. 18

В тени деревьев, за забором, притаился симпатичный особнячок: судьба его и прежних обитателей была насыщена довольно громкими именами и событиями, о которых говорила вся Москва…

Рейтинг: 3.56
Здания
Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Комплекс домов доходных М.С.Логуновой

Ул. Тверская, д. 16

Это владение известно с XVIII века, правда, до 1788 года оно было разрезано проезжим переулком. Ныне владения по обе стороны несуществующего Молочного переулка объединены в одно

Рейтинг: 3.56
Здания
Городская усадьба, конец XVIII в. - начало XIX в.

Городская усадьба, конец XVIII в. - начало XIX в.

Вспольный переулок, д. 5, стр. 1

В начале XIX века участок, на котором располагается сейчас дом № 5, входил в территорию усадьбы с каменным главным домом в стиле "московского ампира" деревянным флигелем с мезонином, хозяйственным двором и обширным садом.

(Нет голосов)
Здания
Городская усадьба А.Зерщикова

Городская усадьба А.Зерщикова

Гранатный пер., д. 24/4, стр. 1, 2

Жилые дома на углу Вспольного и Гранатного переулков, выстроенные по проекту архитектора В.Г.Залесского, составляли единый архитектурный ансамбль в стиле неоклассицизма.

(Нет голосов)
Музеи
Музей истории телефона

Музей истории телефона

Музей истории телефона, представляющий одно из крупнейших в мире собраний артефактов телефонной связи, – масштабный проект компании «Мастертел», одного из лидеров российской телекоммуникационной отрасли. В выставочных залах и запасниках музея находится более 2 000 экземпляров раритетной техники конца XIX – середины XX веков, на примере которых можно проследить, как со временем менялся дизайн и функции телефонных аппаратов, как из предмета роскоши телефон превратился в один из самых необходимых атрибутов человека. Цель проекта – сохранение историко-культурного наследия в области развития телефонной связи, популяризация научно-технических знаний среди детей и молодежи, расширение представлений современников о том, как на протяжении столетия, вплоть до 70-х годов XX века изменялись технические средства коммуникации.

(Нет голосов)