ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом Орловых

ул. Арбат, дом 12, с1
3.28
В 1812 году княгиня Анна Шаховская разделила своё большое владение на Арбате на две части. Одну из них, восточную, княгиня оставила себе, а другую, западную, продала. Современный дом №12 стоит в восточной части владения, оставшейся у Шаховской. Здесь княгиня построила дом в два этажа.
  • Доходный дом Орловых
+ -

В 1812 году княгиня Анна Шаховская разделила своё большое владение на Арбате на две части. Одну из них, восточную, княгиня оставила себе, а другую, западную, продала. Современный дом №12 стоит в восточной части владения, оставшейся у Шаховской. Здесь княгиня построила дом в два этажа.

В 1873 году новый хозяин, купец Орлов, расширяет дом за счет двухэтажной пристройки. Наконец, в 1889 году здание надстраивается двумя этажами и реконструируется. В таком виде оно дошло до нашего времени. Здесь жил художник Сергей Иванович Вашков, пробовавший свои силы и в архитектуре. По его эскизам построен дом №14 на Чистопрудном бульваре, известный большими рельефами декоративных зверей в древнем владимирском стиле. Эскизы С. И. Вашкова использовал архитектор Василий Иванович Мотылёв при проектировании церкви в неорусском стиле на платформе Клязьма. Западная часть старинного большого владения впоследствии получила номер 14.

Общий участок 12-14 с 1702 года принадлежал дьяку поместного приказа Федосею Манукову, который в 1728 году отдал усадьбу в приданое дочери, Авдотье Федосеевне. Она выходила замуж за поручика Преображенского полка Василия Суворова, впоследствии генерал-губернатора, возглавлявшего в 1760-1761 годах русскую администрацию в Пруссии при императрице Елизавете Петровне. Многие исследователи Москвы считают, что именно здесь, в старых палатах Манукова, у Суворовых родился и провёл детские годы сын Александр. Ему суждено было стать самым успешным полководцем в истории России.

Старый дом в конце XVIII века был перестроен по проекту М. Ф. Казакова, получил непременный шестиколонный портик и треугольный фронтон. Дом горел в 1812 году, был восстановлен и в первой половине XIX века принадлежал князю М. А. Оболенскому.

Долгое время здание стояло брошенным, его заселили бродяги, жителям Москвы того времени дом был известен как «дом с привидениями». Во время Великой Отечественной войны в дом попала бомба, и теперь уже около 70 лет участок 14 стоит без построек. На месте старого главного дома сейчас подпорная стенка, облицованная керамическими плитками с рисунками, так называемая стена Каролины Маркс. Она названа по имени журналистки, придумавшей и воплотившей в жизнь идею росписи плиток детьми из разных стран и городов.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Дмитрий Размаев   6 февраля 14:10

    Половина статьи о 14 доме "дом с привидениями"!
    Статья-то вообще то 12-м доме. не вводите людей в заблуждение

Интересное рядом

Музеи
Музей-квартира Н.С. Голованова

Музей-квартира Н.С. Голованова

Музей-квартира Николая Семеновича Голованова (1891–1953) – великого дирижера, композитора и пианиста – ведет свою историю с 1969 года., когда после смерти сестры музыканта эта квартира перешла в состав Российского национального музея музыки.   

Основой фондов послужило богатейшее наследие музыканта: его
коллекции картин, скульптуры, прикладного искусства, библиотека, архив и фонотека. С годами ценность этого наследия неуклонно росла. 

Изменился сам статус Голованова как дирижера и композитора: теперь этот мастер признан великим. Поражает удивительная концентрация духовности, творческой энергии, подлинный размах его творчества. Притягивает и его личность, прежде всего, верность заложенным с детства высоким моральным принципам и бескомпромиссное, беззаветное служение искусству.

Также удивительна по сосредоточию духовных ценностей мемориальная квартира дирижера с ее разнообразными раритетами. Сам дом в Брюсовом переулке, в котором она расположена, является памятником культуры. Он принадлежал Большому театру. С 1935 года здесь жили такие корифеи вокального искусства Москвы, как А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. П. Максакова. Голованов прожил здесь около двадцати лет (1935–1953). Именно в эти годы, возглавляя оркестр Всесоюзного радио и позже Большого театра, он стал ведущей фигурой в музыкальной жизни Москвы. Три комнаты этой квартиры (кабинет, гостиная, столовая) мемориальные. Здесь едва ли не каждый предмет помнит Голованова. А в бывшей спальне сосредоточены материалы архива, позволяющие проследить путь музыканта. 

Начальный этап – учеба в Синодальном училище церковного пения (1900–1909), проходившая под руководством таких мастеров, как хормейстеры В. С. Орлов, Н. М. Данилин, композиторы П. Г. Чесноков, А. Д. Кастальский, Викт. С. Калинников. Голованов писал на склоне лет: «Синодальное училище дало мне все: моральные принципы, жизненные устои, железную дисциплину, умение работать много и систематически, привило мне священную любовь к труду». 

Следующий этап – учеба в Московской консерватории по классу композиции и теории у С. Н. Василенко и А. А. Ильинского. При этом Голованов не терял связь и с Синодальным училищем, став его преподавателем и помощником регента знаменитого Синодального хора. С 1915 года и почти до последних дней – работа в Большом театре (правда, с тремя вынужденными перерывами). Это были кульминационные годы в жизни театра. Под управлением Голованова и его именитой «команды» (художник Ф. Ф. Федоровский, режиссеры Л. В. Баратов, Б. А. Покровский и другие выдающиеся мастера) создавались такие шедевры, как постановки «Бориса Годунова», «Садко», «Хованщины» 1948–1950 годов.

Не менее результативно – руководство Голованова Большим симфоническим оркестром радио. Особенно важна его деятельность в Москве в период Великой Отечественной войны. Прямые трансляции выступлений оркестра поднимали дух даже далеких от музыки людей. На фотографии 1943 года мы видим дирижера во время первого исполнения в СССР Третьей симфонии С. В. Рахманинова. В экспозиции нашло отражение и композиторское творчество Голованова разных лет, начиная с фортепианных вариаций детских лет, кончая духовными песнопениями 1940-х годов. 

Специальный раздел посвящен многолетнему союзу Голованова с А. В. Неждановой: музыкант был аккомпаниатором и мужем великой певицы. Вступая в мемориальные комнаты Музея, посетители сразу погружаются в мир искусства. Картины первоклассных художников (И. И. Левитан, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие), скульптурные портреты, антикварная мебель в стиле ампир, лепнина на потолках – все создает неповторимую атмосферу. При этом чувствуется «почерк» Голованова. Уже в планировке квартиры видны черты театральности: гостиная соотносится с кабинетом наподобие театральных зала и сцены. Замечательны и двери с бронзовыми мифологическими фигурами. Хотя жанры, тематика картин и скульптур, представленных в мемориальных комнатах, разнообразны, в каждом помещении есть свои доминанты. Рабочий кабинет – самая «музыкальная» комната. Здесь множество портретов композиторов, дирижеров, а также деятелей искусства и литературы. В гостиной значительное место занимают изображения, связанные с религиозной тематикой, и образы, воплощающие идеалы женской красоты. В столовой тематическая доминанта – путешествия во времени и пространстве: Россия и Англия, Италия и Египет, Индия и сказочное Берендеево царство, глубокая древность и ХХ век. На живописных полотнах оживают архитектурные шедевры мира – мавзолей Тадж-Махал кисти В. В. Верещагина, Псковский кремль В. В. Мешкова, венецианский Дворец дожей на картине И. К. Айвазовского.

И еще одна достопримечательность Музея – его посетители в прошлом и в настоящем. Ведь Голованова посещали многие выдающиеся музыканты и деятели искусства. Хозяин квартиры любил устраивать по праздникам и памятным дням застолье. Завсегдатаями бывали певцы Большого театра, жившие в этом же доме – Обухова, Максакова, Пирогов, Козловский… А уже после открытия Музея (1974 год) здесь выступали с воспоминаниями и беседами дирижеры Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Ф. Ш. Мансуров, Ю. И. Симонов. Среди посетителей концертов – композитор В. А. Гаврилин, балерина Е. С. Максимова, певица З. А. Долуханова. И в нынешнее время в Музее много того, что притягивает и дирижеров, музыкантов-профессионалов, и знатоков живописи, и любителей музыки, и широкий круг людей, стремящихся прикоснуться к миру прекрасного.

(Нет голосов)
Дома
Дом купцов Патрикеевых

Дом купцов Патрикеевых

Ул. Арбат, д. 53, стр.6

Дом отреставрирован, над входом восстановлен вензель Ильи Патрикеева – перекрещенные буквы «И» и «П».

3.67
Территории
Смоленская площадь

Смоленская площадь

Смоленская площадь образовалась на этом месте в 1820 году.

(Нет голосов)
Музеи
Дом-музей А.П. Чехова

Дом-музей А.П. Чехова

25 апреля 1912 года при библиотеке Румянцевского музея отрылась Чеховская комната. Это небольшая экспозиция стала первым московским музеем Чехова. На протяжении десятилетий велась научная и экспозиционная работа, собрание пополнялось, однако в Москве не было отдельного музейного помещения. В 1934 году часть коллекции была передана в фонды Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственного литературного музея). По своему размеру и важности собрание ГМИРЛИ имени В. И. Даля занимает второе место в мире после коллекции Дома-музея А. П. Чехова в Ялте. С 1954 года отдел ГМИРЛИ имени В. И. Даля на Садовой-Кудринской стал носить имя «Дом-музей А. П. Чехова».

Здесь Антон Павлович Чехов прожил 4 года, с 27 августа 1886 год до своего отъезда на Сахалин. В стенах «дома-комода» писатель не только создал свои известные произведения (более 100 рассказов, пьесы «Иванов», «Леший» и другие), но ежедневно с 12:00 до 15:00 принимал пациентов. Часто в доме Чеховых бывали и гости – известные литераторы, художники, музыканты и артисты. Посетители музея могут увидеть подлинные предметы, принадлежавшие писателю и его семье: мебель, в том числе письменный стол, редкие фотоснимки, театральные афиши, прижизненные издания Чехова. Обстановка дома было бережно восстановлено по рисункам и воспоминаниям брата и сестры писателя.

В музее проходят литературные вечера, встречи с писателями, концерты классической музыка, научные заседания, спектакли музейного «Театра чеховской комедии», интерактивные занятия для детей, лекции и экскурсии для посетителей разных возрастных групп.


https://www.facebook.com/literaturemuseum

https://vk.com/goslitmuz

https://twitter.com/goslitmuz

https://www.instagram.com/literarymuseum/

https://www.youtube.com/channel/UCXHtjdH9V03e2Z5H9IFxVUg


(Нет голосов)
Дома
Жилые дома храма Воздвижения Креста Господня и Московской синодальной конторы

Жилые дома храма Воздвижения Креста Господня и Московской синодальной конторы

Воздвиженка ул., д. 7/6

С середины XV в. на этом месте существовал монастырь Воздвижения Честного Креста, что на Острове. Улица, куда он выходил, называвшаяся Арбатской, а с середины XVII в. Смоленской, как начало важной дороги к этому городу получила название Воздвиженка лишь во второй четверти XVIII в.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Матюшкиных – М.П. Азанчевского

Городская усадьба Матюшкиных – М.П. Азанчевского

Б. Кисловский пер, 1 стр. 2

В 1881–82 гг. здесь жил Д.Н. Мамин-Сибиряк и работал над романом "Приваловские миллионы".

3.1
Дома
Главный дом городской усадьбы А.К.Коптева - Н.А.Мейендорф

Главный дом городской усадьбы А.К.Коптева - Н.А.Мейендорф

Большая Никитская ул., д. 57/46, стр. 1

(Нет голосов)
Дома
Дом, в котором жил А.П.Чехов

Дом, в котором жил А.П.Чехов

Садовая-Кудринская ул., дом 6, строение 2

Дом ярко выделяется на фоне своих соседей благодаря необычным архитектурным решениям и цвету. Интересная особенность его композиции — два эркера с высокими прямоугольными окнами.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Колычевых-Синодальное училище певчих

Усадьба Колычевых-Синодальное училище певчих

Большая Никитская ул., дом 11/4, строение 1

История усадьбы между Большой Никитской улицей, Средним и Малым Кисловским переулком прослеживается с 1710 годов. Тогда здесь, на красной линии улицы, стоял обычный деревянный дом на каменном фундаменте. Справа от дома располагался флигель, позади – хозяйственный корпус.

(Нет голосов)
Дома
Дом, в котором жил А. П. Чехов в 1886-1890 гг. В доме ‒ музей А. П. Чехова

Дом, в котором жил А. П. Чехов в 1886-1890 гг. В доме ‒ музей А. П. Чехова

Садовая-Кудринская ул., д. 6, стр. 2

Дом на Садовой-Кудринской ул., д. 6, стр. 2, все знают прежде всего как Дом-музей А. П. Чехова. В этом каменном двухэтажном флигеле, построенном в 1874 г., который семья Чеховых арендовала у известного врача Я. А. Корнеева, писатель жил с 27 августа 1886 г. до отъезда на остров Сахалин в апреле 1890

(Нет голосов)
Дома
Дом артистов Большого театра

Дом артистов Большого театра

Брюсов пер., д. 7

Здесь жили и работали выдающиеся деятели культуры и искусства, певицы А.В.Нежданова, М.П.Максакова, Н.А.Обухова, дирижер Н.С.Голованов, художник Ф.Ф.Федоровский, скульптор И.Д.Шадр и другие.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба В.Я.Лепешкиной

Городская усадьба В.Я.Лепешкиной

Знаменка, д. 10, стр. 1

Самый красивый фасад этого дома, как ни странно, спрятан от глаз прохожих.

(Нет голосов)