ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом П.В.Лоськова

3.62
Изящный дом-замок в стиле «северный модерн», в котором жил знаменитый генерал Брусилов.
  • Доходный дом П.В.Лоськова, 1906 г.
    Источник: Департамент Культурного Наследия города Москвы
  • Доходный дом П.В.Лоськова
+ -

В Мансуровском переулке обращает на себя внимание "замок" с высокой круглой остроконечной башней около входа. Это здание в начале XX века принадлежало крестьянину П.В.Лоськову. Конечно, не крестьянским трудом заработал Петр Васильевич деньги на строительство дома. Он занимался торговлей, но законодательство того времени позволяло крестьянам, при определенных условиях, не переходить в купеческое сословие.

Особняк был построен по проекту архитектора А.У.Зеленко в 1906 году. Безусловно, талантливый, но, к сожалению, далеко не самый известный зодчий, Александр Устинович возвел в Москве целый ряд интереснейших зданий. Помимо особняка в Мансуровском, это дом Общества "Детский труд и отдых" в Вадковском переулке, изрядно перестроенное здание на Большой Пироговской, несохранившаяся дача XIX века. Здесь, до постройки нового дома, стоял небольшой деревянный особнячок, квартиру в котором некоторое время снимала мать Ленина – Мария Александровна. Сохранилось свидетельство самого Владимира Ильича: "По возвращении из-за границы, я прямо поехал к матери в Москву. Пречистенка, Мансуровский переулок, дом Лоськова (ее тогдашний адрес)". Позже владение перешло к почетному гражданину Х.Х.Леденцову.  В 1916-1926 годах здесь жил знаменитый генерал А.А.Брусилов. Осенью 1917 года Остоженка, Пречистенка и соседние переулки превратились в настоящий театр военных действий, здесь шли бои между отрядами юнкеров и красногвардейцев. По воспоминаниям современников Алексей Алексеевич, не обращая внимания на свист пуль, совершал свои ежедневные двухчасовые прогулки, заходил к соседям, делился новостями.


2 ноября в квартиру Брусилова попал мортирный снаряд (метили в штаб Московского военного округа, располагавшийся неподалеку, на Пречистенке), генерал был тяжело ранен в ногу осколком. "Моя первая в жизни огнестрельная рана, она получена от русского снаряда" - горько скажет он позже.

В советское время дом перестраивался. Не сохранилась часть декоративного убранства, исчезли прекрасные оконные рамы, выполненные в стиле модерн, появились дополнительные пристройки, в определенной степени исказившие первоначальный замысел архитектора. Недавно здание было отремонтировано.

В 2012 – 2013 годах всего за 353 дня была проведена реставрация дома, в ходе которой зданию был возвращен первоначальный вид. На период реставрации посольство Сирии не покидало здания. 

По итогам работ вместо гладкой штукатурки нижнюю часть фасада здания украсил руст "дикий камень", традиционный для зданий в стиле северного модерна. Были восстановлены перерубленные арочные проемы окон на первом этаже главного фасада (в кабинете посла), утраченный металлический эркер зимнего сада на граненом цоколе. Воссоздана сломанная в советское время небольшая трехзвенная ограда перед домом, имеющая причудливую форму — бетонной волны с ажурными коваными заполнениями. По первоначальному силуэту воссозданы шатер башни-донжона с завершением и ветровыми накладками, аттики-кокошники на боковых фасадах, декоративные панно под окнами третьего этажа, волнообразный козырек над чердачными окнами, трехъярусное завершение трубы — дымник-"шатер". Здание снова обрело тот причудливый силуэт, который придал ему Зеленко. Было воссоздано и близкое к оригинальному цветовое решение фасадов. Элегантный шпиль заменил утраченную скульптуру, сто лет назад украшавшую крышу башни. 

В настоящее время здесь располагается посольство Республики Сирия.

В 2013 году доходный дом П.В.Лоськова стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".


Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Территории
Арбат

Арбат

Формирование городской застройки в этом районе, по-видимому, началось в последние годы правления великого князя Ивана III.

(Нет голосов)
Территории
Соймоновский проезд

Соймоновский проезд

Заселение этого территории, на который сейчас находится квартал, началось во второй половине – конце XVI столетия во время опричнины.

(Нет голосов)
Дома
Шталмейстерский дом

Шталмейстерский дом

М. Знаменский пер., д. 7/10, стр. 3

Дом, возможно, авторства Баженова, одно время принадлежал просветителю Новикову; позже здесь бывал Пушкин.

2.93
Музеи
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков – новый отдел Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – открыла двери для публики в августе 2006 года.В двадцати шести залах Галереи развернуто собрание произведений мастеров XIX–XX веков. Целые залы посвящены отдельным течениям европейского искусства или творчеству какого-то одного художника. В специально отведенном зале экспонируется немецкая школа живописи начала XIX века, представленная произведениями К. Д. Фридриха и художников-«назарейцев». Камерные залы позволяют публике по-новому увидеть хорошо знакомые картины Э. Делакруа и Ж. О. Д. Энгра. Испанскую школу представляет творчество Ф. Гойи. Отдельный зал получили участники парижского Салона: Ж. Жером, П. Деларош, Э. Л. Изабе. Произведения французских пейзажистов К. Коро и художников барбизонской школы Т. Руссо, Ж. Дюпре, В. Диаза де ла Пенья, Ш. Добиньи как будто специально предназначены для интерьеров Галереи. Полотна Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, О. Домье дополняют панораму искусства французского реализма.Гордость Галереи – живопись французских импрессионистов, постимпрессионистов и мастеров начала XX века: К. Моне, О. Ренуара, А. Сислея, К. Писсарро, Э. Дега, П. Сезанна, П. Гогена, В. ван Гога, А. де Тулуз-Лотрека, членов группы «Наби», А. Матисса, П. Пикассо, А. Дерена, А. Руссо. В новой экспозиции можно увидеть работы представителей других европейских школ, а также произведения американского искусства. Наряду с полотнами В. Кандинского, М. Шагала, Дж. де Кирико демонстрируются картины А. Фуни, К. Хофера, Ф. Казорати, X. Грундига, Ф. Берингера, Р. Кента. Представлено творчество крупнейших скульпторов Европы – А. Бари, О. Родена, А. Майоля, Э. Бурделя, О. Цадкина, X. Арпа.

(Нет голосов)
Музеи
Выставочный зал Государственного музея А. С. Пушкина на Арбате

Выставочный зал Государственного музея А. С. Пушкина на Арбате

В настоящее время музей располагает значительным пространством для проведения временных выставок. Это три помещения на Пречистенке, 12 (в цокальном этаже, в мезонине и в Усадебном дворе) и выставочные залы в Денежном переулке. За последние годы существенно расширилась тематика работ. На выставках, проходящих в Выставочных залах в Денежном переулке, можно увидеть не только работы современных художников, но и фотографии, эскизы театральных декораций, инсталляции модных дизайнеров. В 1998 году открылась выставка портретной фотографии, на которой впервые музей показывал свою фотографическую коллекцию – редкие ранние снимки известных российских фотоателье, работы известных фотохудожников.

(Нет голосов)
Территории
Парк «Музеон»

Парк «Музеон»

Парк искусств Музеон сегодня не только популярное место отдыха с большой культурной программой. Это ещё и музей, собрание скульптуры ХХ века под открытым небом.

(Нет голосов)
Дома
Старая усадьба Голицыных

Старая усадьба Голицыных

ул. Волхонка, 14 строение 5

Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным – свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, а перестроен Матвеем Казаковым.

3.21
Дома
Доходный дом К.К. Мазинга

Доходный дом К.К. Мазинга

М. Знаменский пер., д. 7/10, стр. 2

Новый доходный дом соединялся с соседним Реальным училищем переходом, ныне заложенным

3.28
Музеи
Мемориальная квартира А.С. Пушкина

Мемориальная квартира А.С. Пушкина

Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате – единственное в Москве музеефицированное пушкинское пространство. В этом доме Пушкин провел несколько месяцев зимой и весной 1831 года после своей женитьбы. Арбат, 53 – единственный дом в Москве, где А.С. Пушкин жил, пусть недолго, но на правах хозяина. Перед своей женитьбой он снял второй этаж этого небольшого особняка у семьи Хитрово. Здесь 17 февраля 1831 года, накануне свадьбы, на «мальчишник» у поэта собрались его московские друзья. Сюда после венчания А.С. Пушкин привез свою молодую жену. Здесь прошел их «медовый месяц», здесь Пушкины давали свой первый званый вечер и первый бал. Именно отсюда он писал другу; «Я женат - и счастлив». И сегодня арбатский дом хранит эту удивительную атмосферу. На первом этаже особняка размещается постоянная экспозиция «Пушкин и Москва», рассказывающая о неразрывной связи поэта с родным городом, о событиях той поры, о московском круге друзей и знакомых Пушкина. Второй этаж дома, где жила молодая чета Пушкиных, превращен в мемориальное пространство. А в той самой гостиной, где Александр и Наталья принимали поздравления после свадьбы, проходят вечера, концерты и спектакли.

(Нет голосов)
Дома
Картинная галерея фабрики К.Жиро, 1901 г., архитектор Р.И.Клейн

Картинная галерея фабрики К.Жиро, 1901 г., архитектор Р.И.Клейн

Тимура Фрунзе ул., д. 11, стр. 46

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом М.И. Хромовой, М.А. Обухова

Доходный дом М.И. Хромовой, М.А. Обухова

ул. Арбат, 55

Дом на углу Арбата и Денежного переулка – здесь родился и жил поэт Андрей Белый, здесь собирался кружок московских символистов «Аргонавты». Квартира поэта охраняется государством.

3.02
Музеи
Мемориальная квартира Андрея Белого

Мемориальная квартира Андрея Белого

В конце одной из самых старых улиц Москвы, в доме № 55 по Арбату расположена мемориальная квартира Андрея Белого. Здесь, 14 октября 1880 года, родился Борис Николаевич Бугаев, один из отцов русского символизма, поэт, прозаик, критик, мемуарист и исследователь литературы. История самого дома старше поэта больше чем на век: старый усадебный дом, лежащий в основе усадьбы, перестроенной в конце 1870-х годов по проекту архитектора Митрофана Александровича Арсеньева, был построен еще до пожара 1812 года. Квартиры в доходном доме сдавались преподавателям Московского университета, одну из которых (№ 7) и получил математик Николай Васильевич Бугаев – отец поэта. Борис Бугаев проводит в квартире школьные годы, заканчивает Московский университет. Судьбоносным для будущего символиста становится соседство Бугаевых с семьей Михаила Сергеевича Соловьева, внука известного историка и родного брата философа Владимира Соловьева. Частые гости Соловьевых – Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, «старшие символисты», дружба с которыми, зародившаяся здесь, в доме № 55 по улице Арбат, определила дальнейшую творческую судьбу поэта. Здесь же родился его псевдоним – «Андрей Белый». В 1906 году Белый покинет дом на Арбате уже ведущим московским символистом, пережив смерть отца и первую «мистическую влюбленность» в Маргариту Кирилловну Морозову. Семья Соловьевых в 1902 году помогла поэту издать его первую книгу – «Симфония (2-я, драматическая)». Надстроив четвертый этаж, в 1930-х годах дом отдадут под коммунальные квартиры, еще полвека в нем будет существовать Министерство иностранных дел. С 1987 года квартира № 7 поступает в распоряжение государственного литературного музея им. А.С. Пушкина, и уже в 2000 году там открылся музей Андрея Белого. В квартире, занимающей половину третьего этажа пять комнат. Сейчас в детской размещена часть экспозиции, связанная с юношескими годами поэта. Здесь же можно найти все черновики и записи, посвященные эпопее «Моя жизнь», в которую вошли повести «Котик Летаев» и «Крещеный китаец», главный герой которых, юный Летаев, наделен многими автобиографическими чертами. Часть экспозиции, посвященная матери поэта, расположена в спальне родителей. Экспонаты рассказывают, что именно Александра Дмитриевна Бугаева привила интерес юному Боре не только к поэзии, но и к музыке и живописи. Отдельное место в комнате занимают экспонаты, рассказывающие о музах поэта: Любови Дмитриевне Менделеевой-Блок и Маргарите Кирилловне Морозовой. Все литературное наследие Белого: рукописи, черновики, письма, книги и фотографии – расположено в бывшей столовой. А гостиной возвращена ее историческая функция. В ней сегодня, как и при семье Бугаевых, проводятся творческие встречи и музыкальные вечера. Сегодня в фондах музея уже более 1000 единиц рукописей, машинописей и документов, среди которых можно найти автографы В.Я. Брюсова, Н.С. Гумилева, И. Северянина и, благодаря частным коллекциям, они постоянно пополняются.

(Нет голосов)