ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Доходный дом Зачатьевского монастыря

(Нет голосов)
Этот доходный дом - единственный проект с элементами стиля модерн из всего, что построил архитектор Александр Никифоров.
+ -

Владение под номером 650/549, по крайней мере в 1890-е гг., уже принадлежало Зачатьевскому монастырю. В то время это был участок под номером 14. В 1904 г. монастырь решает построить здесь доходный дом и заказывает проект архитектору А. А. Никифорову.

Никифоров родился в Смоленске в 1834 г., его раннее детство пришлось на окончание эпохи ампира. Позже Александр переехал в Петербург и в 1855 г. окончил строительное училище, получив звание гражданского инженера. В начале 1860-х переезжает в Москву и становится архитектором Московского университета. С 1882-го – архитектор Московского учебного округа, вследствие чего спроектировал целый ряд училищных зданий. Служил архитектором при городской Распорядительной думе, Императорском техническом училище и клиническом городке на Девичьем поле. Уже в его работах 1970-х гг. чувствуется увлечение итальянским и французским Ренессансом. В целом Никифоров строит в эклектике и иногда в псевдорусском стиле. В зданиях училищ на Садовой-Черногрязской улице, 4, и Садовой-Кудринской, 9, построенных в 1899-1901 гг., прослеживается явный отсыл к французскому Ренессансу XVI-XVII вв.

Для Зачатьевского монастыря он уже осуществлял ряд работ: в 1890-е гг. выполнил пристройку с Казанским приделом к главному Рождественскому собору, а также расширил паперть самого собора. На момент постройки дома в Большом Палашевском переулке Никифорову было уже 60 лет. Зодчий старой школы, он лишь едва коснулся нового стиля модерн, захватившего московскую архитектуру в начале ХХ в. В некотором смысле этот доходный дом можно назвать вершиной творчества архитектора – тут он вспоминает и про любимый Ренессанс, но и решается на эксперименты, добавляя некоторые детали в стиле модерн. Больше нет известных построек зодчего с элементами этого стиля. Возможно, дом в Большом Палашевском переулке стал последней самостоятельной постройкой архитектора Никифорова. В конце 1900-х гг. архитектор отошел от дел.

Нижняя часть дома достаточно классическая, первый этаж украшен рустованными лопатками и замковыми камнями над окнами. Впрочем, замковые камни разных видов повторяются вплоть до верхнего этажа. Второй и третий этажи имеют полоски из светлой штукатурки на фоне красного кирпича – деталь из североевропейского, в частности датского Ренессанса (там полоски между кирпичами выкладывались камнем). Этот мотив стал популярен в «кирпичном» стиле XIX в. В окнах третьего этажа уже появляются отступления от классических стилей и более современные детали – стильно скругленные верхние углы наличников. Чем выше, тем больше модерна. Верхнее большое окно парадной лестницы имеет форму замочной скважины ‒ распространенная деталь стиля модерн. По краям центрального ризалита, по бокам от подъездных окон, сверху свисают две «ленты», каждая из которых украшена тремя вертикальными полосками (характерный мотив венского модерна). Почти такие же ленты в уменьшенном виде задают ритм между окнами верхнего этажа.
Дом асимметричен, справа к симметричным четырем окнам прибавляется ширина проездной арки. Над аркой акцент с элементами модерна, похожий на декор центрального ризалита. Наиболее эффектно оформление верхнего этажа с абрисами криволинейной, почти круглой формы, «обнимающей» правое верхнее окно.

Из декора фасада утрачены: форма портала проездной арки с лучковым завершением и ажурные металлические ворота в самой арке. Не сохранились также деревянная дверь парадного подъезда и металлический козырек с ажурными кронштейнами. Обе детали имели явные признаки стиля модерн, причем подлинная дверь еще оставалась в 1980-е гг. Помимо всего прочего, фасад имел неокрашенную краснокирпичную кладку, что смотрелось гораздо эффектнее и вызывало больше ассоциаций с вдохновившим зодчего Ренессансом. Подлинные деревянные рамы подъездных окон сохранились.

В 1920-е гг. на доме появилась табличка, информирующая о событиях революции 1905 г., происходивших в этом доме. Здесь проходило заседание конференции 29 железных дорог, вынесшее в ночь на 6 декабря 1905 г. постановление об объявлении всероссийской железнодорожной забастовки.

В настоящее время дом остается жилым.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Территории
Тверской район

Тверской район

Визитная карточка города

(Нет голосов)
Дома
«Дом ста роялей»

«Дом ста роялей»

Газетный пер., д. 13, стр. 1

В этих домах проживала вся элита отечественной музыкальной интеллигенции — полный список занял бы несколько страниц.

3.39
Памятники
Памятник А.М. Горькому

Памятник А.М. Горькому

Поварская улица, дом 25

Максим Горький (наст. имя — Алексей Максимович Пешков; 1868—1936) — русский писатель, прозаик, драматург.

(Нет голосов)
Дома
Дом с чайками

Дом с чайками

Ул. Спиридоновка, д. 36, с. 1

Декор, стилизующий элементы символики МХТ, не встречается более ни на одном московском доме.

3.42
Музеи
Центральный Дом архитектора

Центральный Дом архитектора

Центральный дом архитектора (ЦДА) с 1932 года является штаб-квартирой Союза Московских архитекторов и площадкой для проведения различного рода культурно-просветительских мероприятий. Мероприятия в Центральном доме архитектора направлены прежде всего на популяризацию исторической и современной архитектуры, градостроительства, ландшафтного и интерьерного дизайна, а также профессиональной и общественной деятельности членов Союза московских архитекторов.

В ЦДА проводятся конференции и встречи профессионалов, семинары по вопросам архитектуры, урбанистики, дизайна, строительства. Также организуются выставки, лекции, творческие встречи и концерты. Мероприятия, проводимые в Центральном Доме архитектора, посещают не только архитекторы – члены СМА. Дом открыт для всех, кого интересует архитектурная и художественная жизнь Москвы. Здесь выступали не только ведущие российские архитекторы, но и «звезды» мировой архитектуры – Заха Хадид, Арата Исодзаки, Бьярке Ингельс, Рем Кулхаас, Массимилиано Фуксас и многие другие.

В Центральном Доме архитектора проводятся мероприятия, относящиеся к другим областям искусств, а также просветительской и научно-познавательной сферам. С концертами здесь выступали Государственный академический большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского под руководством Владимира Федосеева и Музыкальный коллектив Петра Налича. В выставочных залах Центрального дома архитектора проводились многочисленные выставки.

(Нет голосов)
Дома
Владение Костеревых

Владение Костеревых

Ул. Тверская, д. 9а, стр. 5-7

Даже во дворах шумной и, казалось бы, вдоль и поперек изученной Тверской можно сделать удивительные открытия.

3.52
Дома
Мемориальный музей К.А. Тимирязева

Мемориальный музей К.А. Тимирязева

Романов переулок, д. 4, стр. 2

С 1899 по 1920 год здесь, в Романовом переулке, жил К.А. Тимирязев

3.55
Территории
Страстной бульвар

Страстной бульвар

Название бульвара напоминает о Страстном монастыре, который занимал все пространство нынешнего сквера, где сейчас расположился памятник А.С. Пушкину.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом

Жилой дом

Ул. Садовая-Кудринская, д. 28-30

Авторы проекта этого многоквартирного жилого дома получили квартиры здесь же

3.56
Дома
Доходный дом купца В. Е. Быкова, 1909 г., архитектор Л. Н. Кекушев

Доходный дом купца В. Е. Быкова, 1909 г., архитектор Л. Н. Кекушев

2-я Брестская ул., д. 19/18, стр. 1

Великолепный доходный дом купца-старообрядца В. Е. Быкова (2-я Брестская ул., д. 19/18, стр. 1) 1909 г. постройки является одной из последних работ великого архитектора московского модерна Л. Н. Кекушева. Четырехэтажный дом с фирменными кекушевскими волнообразными эркерами и криволинейными карнизами

(Нет голосов)
Музеи
Мемориальная квартира А. Солженицына

Мемориальная квартира А. Солженицына

Музей-квартира А.И.Солженицына располагается в двух помещениях жилого дома № 12, строение 8, подъезд 14 по Тверской улице: в собственно мемориальной квартире № 169 (1-й этаж) и в квартире № 173 (3-й этаж). Экспозиция организована в шести разделах:

«Кухня»
Войдя в мемориальную квартиру, посетитель сразу погружается в неповторимую атмосферу жизни интеллигенции 1970-х годов, средоточием которой была кухня. Главный акцент на оригинальные экспонаты: радиоприемник, по которому Солженицыны на этой кухне узнали о выходе в Париже первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ», ставшего причиной ареста и высылки автора из СССР; рукопись и машинописные копии воззвания «Жить не по лжи!», запущенного в самиздат 12 февраля 1974 года, в день ареста Солженицына.

Зал «Нобелиана»
Экспозиция самой большой комнаты в квартире посвящена творческому пути Солженицына, со времени тайного писательства в годы заключения и до получения регалий лауреата Нобелевской премии (1948–1974). В первой витрине выставлена подлинная телогрейка Солженицына с нашивками номеров экибастузского особого лагеря и нобелевский фрак. В экспозиции также представлены оригинальные предметы: лагерный блокнот и четки, которые помогали Солженицыну сочинять устно в лагере (начало 1950-х годов), номера журналов «Новый мир» с первыми публикациями Солженицына в СССР (1962–1966), мировые издания до 1970 года, регалии лауреата — Нобелевская медаль и диплом. Ряд экспонатов посвящен сюжету несостоявшейся в этой квартире в апреле 1972 года нобелевской церемонии: в витринах размещены фрагменты переписки Солженицына с Нобелевским комитетом; самодельные пригласительные билеты на церемонию; сервиз, купленный специально для этой церемонии. Советские власти не дали визу секретарю Шведской академии, церемония не состоялась, сервиз до нынешнего юбилейного года стоял в нераспечатанной коробке.

«Арест»
Прихожая мемориальной квартиры представляет состоявшийся в ней 12 февраля 1974 года арест Солженицына, за которым последовала высылка писателя из страны.

«Работа над “Красном Колесом”»
В комнате восстановлен кабинет писателя времени работы над исторической эпопеей «Красное Колесо» (1970–1990-е). Все экспонаты оригинальные: рабочий стол Солженицына, предметы на столе, пишущая машинка, аппарат для просмотра микрофильмов, наборно-верстальная машина IBM Composer, на которой Н.Д.Солженицына набрала и сверстала 20-томное «вермонтское» собрание сочинений. В специальных витринах представлена творческая работа писателя: конверты картотеки «Красного Колеса», библиография, промежуточные редакции эпопеи.

«Фотолаборатория»
Маленькая комната, оформленная в виде фотолаборатории 1970-х лет, посвящена рассказу о тайной работе над книгой «Архипелаг ГУЛАГ» и невидимых помощниках Солженицына в этой работе. В комнате представлены: рукопись и машинопись промежуточных редакций «Архипелага», пишущая машинка Е.Ц.Чуковской, на которой были сделаны перепечатки, образцы самиздата, книги, ходившие в СССР (например, ксерокопия парижского издания в коробке из-под вафельного торта). В комнате реконструирован процесс фотокопирования текста: показана работа фотоувеличителя, процесс сушки пленки.

«Кабинет А.И.Солженицына 1990-х годов»
В комнате полностью сохраняется мемориальная обстановка: рабочий стол А.И.Солженицына, книжные шкафы с мировыми изданиями его произведений. Экспозиция будет дополнена мемориальными предметами, сопровождавшими писателя при возвращении на Родину, в долгой поездке из Владивостока в Москву в 1994 году: полевая сумка, дорожные блокнотики, пенал с письменными принадлежностями, бинокль, карты маршрута возвращения с рукописными пометами Солженицына.

(Нет голосов)
Дома
Дом потомственной почётной гражданки С.И. Елагиной, 1890-е гг., арх. А.А. Драницын. В 1920-1938 гг. в здании располагалась редакция журнала «Огонек», основателем и редактором которого был прозаик и журналист М. Е. Кольцов

Дом потомственной почётной гражданки С.И. Елагиной, 1890-е гг., арх. А.А. Драницын. В 1920-1938 гг. в здании располагалась редакция журнала «Огонек», основателем и редактором которого был прозаик и журналист М. Е. Кольцов

Страстной бульв., д. 11, стр. 1

Двухэтажный особняк в классическом стиле с повышенным левым ризалитом увенчанным треугольным фронтоном возведен в 1898 году архитектором Александром Александровичем Драницыным для потомственного почётного гражданина Сергея Ивановича Елагина.

(Нет голосов)