ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом Перцова

Курсовой пер., дом 1
Участник конкурса
3.78
Дом Перцова интересен и видом – словно вышедшее из русских сказок красное здание с майоликой, - и историей.
  • Дом Перцова
+ -

Началось все, впрочем, с другого дома. «Дом-ларец» построил на Пречистенской набережной коллекционер картин Цветков. Соревнуясь с братьями Третьяковыми за известность, он даже уволил своего архитектора, наняв Васнецова, когда узнал, что Третьяковы строят особняк по васнецовским эскизам. «Дом-ларец» размерами уступал Третьяковской галерее, но имел чудный вид на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя.
Этот вид заворожил инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова. Цветков предложил указать еще лучшее место при условии, что Перцов выстроит дом в русском стиле. Тот согласился и при содействии Цветкова приобрел участок рядом. Перцов объявил закрытый конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В жюри - самые именитые: Васнецов, Суриков, Поленов, Шехтель. Но в итоге сам Перцов остановился на проекте Малютина (автора росписи первой русской матрешки), занявшем 2 место.
Дом был построен в течение 11 месяцев - совсем небольшой срок, учитывая резные лестницы, изразцовые майоликовые печи, витражи, спальни с нишами и курительные комнаты в восточном стиле, для отделки которых выписывались кустари из Нижегородской губернии. Как и у всех доходных домов, при великолепной отделке фасада здания с дорогими квартирами, задняя часть дома, куда выходят окна дешевых квартир, проста и незатейлива.
Перцов прожил в своем доме 15 лет. Он был одним из хранителей ценностей Храма Христа Спасителя, выступал в защиту церкви и в 1922 году по процессу «церковников» получил 5 лет тюрьмы. Перцов вышел на свободу через год, но из дома его выселили. Дом был национализирован. Вот что пишет в мемуарах младшая дочь Перцова Зинаида: «…жил в нашем доме известный оригинал и чудак — Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная — с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом! Вот этой-то фантастической квартирой и прельстился вначале Лев Давыдович Троцкий: Не знаю только, заимствовал ли он также у Позднякова его греческую тогу и сандалии!»
Сейчас в здании располагается Управление делами дипломатического корпуса.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Лана Михайлова   26 февраля 2015 17:38

    В реставрации этого дома в 1918 году принимал участие известный московский архитектор Виктор Мазырин. Это последняя работа архитектора.

  • Tatiana Greshnova   8 апреля 2014 14:06

    Прекрасная статья! Спасибо Вам!

  • Ирина Белова   22 марта 2014 23:21

    «Летучая мышь »просуществовала в подвалах особняка немногим более месяца. Весной 1908года разлившиеся воды Москвы-реки залили подвал. Театр позднее переместился в Большой Гнездниковский пер., дом 10. А в мансардных этажах Дома Перцова разместились студийные мастерские московского художественного авангарда. Из них особо заметны были художники,объединившиеся в сообщество«Бубновый валет».К «валетам»относились и такие маститые,как Пётр Кончаловский , Илья Машков,и молодые Роберт Фальк, Александр Куприн,Василий Рождественский.

  • Юлия Черникова   26 ноября 2013 15:37

    И все же Дом Перцова более знаком москвичам и любителям искусства немного по-другому поводу. Именно здесь 29 февраля 1908 года состоялось открытие первого театра миниатюр (клуба-кабаре) в Москве "Летучая мышь", созданного как место отдыха для актеров Московского художественного театра. Эмблемой этого довольно веселого заведения стала летучая мышь, пародирующая мхатовскую чайку.
    Создателями театра были двое: денди и спортсмен, неимоверно богатый представитель армяно-черкесского рода Николай Лазаревич Тарасов и не менее колоритная личность - Никита Федорович Балиев. С их именами связана довольно романтическая и трагическая история, разыгравшаяся спустя некоторое в время уже в другом месте Моквы - в особняке на улице Большая Дмитровка.
    А в "Доме Перцова" театр просуществовал всего полтора театральных сезона: вода из Москвы-реки, заливавшая подвал, стала причиной того, что театр поменял с

Интересное рядом

Дома
Теремной дворец

Теремной дворец

Дворцовая площадь

Дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

Рейтинг: 2.94
Дома
Дом скульптора Н.А. Андреева

Дом скульптора Н.А. Андреева

Большой Афанасьевский пер., 27-31

За новым зданием школы прячется небольшой дом, построенный в 1893 году по проекту известного московского архитектора Александра Каминского – учителя Федора Шехтеля. Предназначен дом был для мраморной мастерской.

Рейтинг: 3.3
Музеи
Государственный музей Л. Н. Толстого. Литературная экспозиция на Пречистенке

Государственный музей Л. Н. Толстого. Литературная экспозиция на Пречистенке

Основная литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Л. Н. Толстого, располагается в старинном особняке (бывшем владении Лопухиных-Станицкой), построенном в 1817 году по проекту архитектора А. Г. Григорьева. Знаменитый зодчий наряду с Д. Жилярди и О. И. Бове отстраивал Москву после пожара 1812 года.

Здание деревянное, оштукатуренное, представляет собой блестящий образец зрелого московского ампира: внутри строения − анфилада парадных залов с плафонной живописью, фасад украшают белые колонны и барельефы.

Увидев впервые этот «чудный ампирный особняк», организатор и хранитель Толстовского музея В. Ф. Булгаков принял решение: «Вот достойное помещение для музея Л. Н. Толстого». Это произошло в 1920 году, и с тех пор здание на Пречистенке, 11/8 неотделимо от имени писателя.

За более чем 100-летнюю историю музея сменилось несколько постоянных экспозиций: «Л. Н. Толстой и его эпоха», «Его душа объяла всех и вся», «Земля и небо Льва Толстого» и другие.

(Нет голосов)
Дома
Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлевский дворец

Дворцовая и Соборная площади

Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838-1850 гг. на месте разобранных древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIIIв. дворца императрицы Елизаветы Петровны.

Рейтинг: 3.78
Личности
Толстой

Толстой

Рейтинг: 4.34
Музеи
Мемориальный музей «Творческая мастерская театрального художника Д. Л. Боровского»

Мемориальный музей «Творческая мастерская театрального художника Д. Л. Боровского»

С именем Давида Боровского связана новая эпоха в сценографии. Знатоки театра справедливо связывают знаменитые спектакли Таганки не только с именем Любимова, но и с именем Боровского. Всегда казалось, что метафора художника обнажает всю мысль спектакля, его дух, его нерв.

Творческий путь Давид Львович начинал в Киеве, сотрудничал с драматическими и оперными театрами в Москве, Петербурге, Париже, Будапеште, Мюнхене, Милане… Наверное, нет на земле такого театрального города, где бы не слышали о Боровском.

Мемориальным музеем стала мастерская художника, в которой Давид Львович работал последние годы жизни. Он любил это место, любил арбатские переулки, вид на крыши домов с высоты пятого этажа, обстановку и тишину уединения. Шкафы, стеллажи, светильники, стол, верстак, «инструменты творчества», висящие на стенах рамы для картин… – всё подлинно, и потому свидетельствует о личности художника, о простоте и скромности, строгости вкуса, чувстве меры во всём, об аскетизме – стиле жизни Боровского и его стиле в искусстве.

Музей располагает богатым художественным и документальным материалом, предоставленным семьёй художника: эскизами, макетами, рукописями, фотографиями и личными вещами. Экспозиция создана известным театральным художником Александром Боровским, сыном Давида Львовича.

Пространство мастерской организовано так, чтобы здесь было удобно работать профессионалам и студентам художественных вузов, а также интересно и познавательно побывать любителям искусства.

(Нет голосов)
Территории
Малая Якиманка

Малая Якиманка

Получила свое название по церкви Иоакима и Анны.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом В.Н. Никифорова

Доходный дом В.Н. Никифорова

Пер. Сивцев Вражек, д. 12

В дни вооруженного восстания октября 1917 года в этом доме жил Б. Пастернак

Рейтинг: 3.45
Дома
Городская усадьба И.Т. Рахманова, Н.Л. Бухвостова, С.С. Сулимы, купцов Котовых, 1-я половина XVIII - середина XIX вв. (с 1870-х гг. Софийский механический завод Акционерного общества Г. Листа)

Городская усадьба И.Т. Рахманова, Н.Л. Бухвостова, С.С. Сулимы, купцов Котовых, 1-я половина XVIII - середина XIX вв. (с 1870-х гг. Софийский механический завод Акционерного общества Г. Листа)

Болотная наб., д. 14, стр. 14

Во время пожара 1812 года главный дом не сгорел, но прочие постройки сильно пострадали от огня.

(Нет голосов)
Дома
Благовещенская башня

Благовещенская башня

Кремлевская стена

Одна из рядовых квадратных башен южной стены. Расположена между Тайницкой и Свибловой (Водовзводной) башнями. Ее название связано с легендой о чудотворной иконе “Благовещения”, когда-то располагавшейся на башне.

Рейтинг: 3.35
Дома
Купеческий дом XVIII века

Купеческий дом XVIII века

Большая Полянка ул., 2

Дом занимает важную градостроительную позицию, начиная улицу Большая Полянка.

Рейтинг: 3.27