Дом правления Московско-Курской и Нижегородско-Муромской железных дорог

Дом правления Московско-Курской и Нижегородско-Муромской железных дорог

Здание было построено в 1898-1899 годах по проекту архитектора Н. И. Орлова (автора старого здания Курского вокзала) и инженера М. А. Аладьина.

star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Эклектика
Годы постройки:
1898-1899
Архитекторы:
Н.И. Орлов
Назначение постройки
Общественное учреждение

Информация о здании

В старину в Басманной слободе находились владения купца Луки Девятова и большой загородный двор Вознесенского монастыря, пожалованный обители царём Алексеем Михайловичем в 1654 году. Со временем, владения монастыря значительно уменьшились, часть их была распродана.

В первой половине XVIII века на месте нынешнего дома № 11 находился двор генерал-майора Ивана Дмитриевича Бухгольца - обрусевшего немца, путешественника и дипломата петровского времени, основателя города Омска (первой Омской крепости).

В XIX веке по бывшим монастырским землям была проложена соединительная железнодорожная ветка между Николаевской (ныне Октябрьской) и Курской железными дорогами, открытая в 1870 году.

Ныне существующее мощное и протяжённое здание, оформляющее угол Старой Басманной улицы и Басманного тупика, было построено в 1898-1899 годах по проекту архитектора Н. И. Орлова (автора старого здания Курского вокзала) и инженера М. А. Аладьина, которые являлись штатными архитекторами Московско-Курской железной дороги, для правления Московско-Курской и Нижегородско-Муромской железных дорог. Здесь располагались как управление службы дорог, так и квартиры железнодорожных служащих. Часть помещений использовалась как доходная и сдавалась внаём.

Своим длинным фасадом здание выходит на железнодорожную соединительную ветку. Трехчастную композицию этого фасада оформляют четырёхколонные портики гигантского ордера средних двух этажей центрального и боковых ризалитов, которые опираются на антаблемент из волют. При гладком цоколе все фасады здания имеют ярко выраженный руст. Наличники окон второго и третьего этажей более мощные, чем первого и последнего, и выделяют среднюю линию фасада, что присуще классическим зданиям. На окнах всех уровней присутствуют замковые камни разного декора – гладкие на верхнем этаже, и имеющие волюты с растительным орнаментом на втором и третьем.

Фасад, выходящий на Старую Басманную улицу, оформлен двухколонным портиком с небольшим балконом между ними.

В настоящее время в доме располагается Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) Министерства транспорта РФ. Здание находится на государственной охране и имеет статус выявленного объекта культурного наследия.

Автор статьи: Алексей Дедушкин
Распечатать статью

Интересное рядом (4)

Главный дом городской усадьбы (XVIII−XIX вв.)
icon
Главный дом усадьбы купца К.И.Доброхотова, владельца суконной мануфактуры, вместе с архитектурной модой менял стилевые «обличья» – от раннего классицизма до позднего ампира.
Памятник М.И. Авербаху
icon
Михаил Иосифович Авербах (1872—1944) — крупнейший российский и советский офтальмолог, действительный член АН СССР, лауреат Сталинской премии I степени.
Садовая-Черногрязская ул. (Б. Харитоньевский пер.), д. 14/19
Басманный район
icon
Именно здесь появились первый университет, аптека, фарфоровый завод и многое другое.
Флигель городской усадьбы купца Карпа Доброхотова
icon

Скромный флигель усадьбы купца Карпа Доброхотова – предмет научных разногласий. Одни москвоведы говорят, что он старше главного дома усадьбы, другие – что он на 20 лет моложе.