ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом Талызина

3.77
Здесь был один из культурных салонов Москвы. Его посещали братья Вяземские, Пушкин, Денис Давыдов.
  • Дом Талызина
+ -

В день переворота Екатерина II появилась перед гвардейскими частями в мундире с чужого плеча. Появиться в дамском платье она не сочла возможным, а времени на пошив мундира не было. Пришлось «одолжиться» у подпоручика Семеновского полка Александра Талызина. Впоследствии этот мундир, украшенный Андреевской звездой, был возвращен хозяину. А Талызин почти через четверть века, выйдя в отставку действительным камергером и тайным советником, поселился в Москве и приобрел у грузинского царевича Георгия Багратиони двор на Воздвиженке (современный дом № 5/25).

Документальная история этого владения прослеживается с 1620-х годов. Тогда участок был поделен между подворьем Псковского Печерского монастыря и дворянином И. Писемским. В середине века здесь располагалась усадьба боярина Ивана Милославского, родственника царя Алексея Михайловича. В 1659 году казна приобрела его двор для размещения Нового аптекарского двора. В 1670-е годы здесь началось активное строительство под руководством «дворцовых каменных дел подмастерского сына» Гурия Варфоломеева. Вдоль Шуйского (ныне Староваганьковского) переулка возвели дошедшую до наших дней Трапезную палату Аптекарского двора. В начале XVIII века, после переезда Аптекарского двора в Мещанскую слободу, владение перешло к известному петровскому дипломату В. Долгорукому. Возможно, именно при нем был построен дворовый корпус, известный как «Дом садовника». При императрице Анне Иоанновне Долгорукий был арестован, его двор передан «царю грузинскому Вахтангу», лишившемуся престола Картли и переехавшему в Россию. В это время появился каменный дом на углу Воздвиженки и Староваганьковского переулка, вероятнее всего, по проекту П. Еропкина. Возможно, эта палата частично сохранилась в объеме современного дома.

У наследников Вахтанга VI и приобрел усадьбу А. Талызин. К 1787 году по красной линии Воздвиженки было поставлено трехэтажное здание с двумя флигелями. Автор проекта неизвестен. По одной из версий, это был М.Ф. Казаков. Ансамбль усадьбы Талызиных зафиксирован в его «Архитектурных альбомах».

Двор принадлежал Талызиным до 1805 года, затем был продан купцам Устиновым. Усадьба была существенно перестроена, появились двухэтажные переходы между главным домом и флигелями. Фасады получили ампирную отделку. При Устиновых особняк стал одним из культурных салонов Москвы. Их музыкальные вечера посещали братья Вяземские, Денис Давыдов. Бывал здесь и Пушкин. Известный британский актер и режиссер сэр Питер Устинов – представитель этой фамилии.

В 1845 году владение было продано Министерству финансов и здесь поселились Московское уездное казначейство и Московская казенная палата. В середине 1890-х годов боковые части главного дома были надстроены третьим этажом, здание приобрело нынешние формы.

В 1920 году в особняк въехал Секретариат ЦК РКП (б). Здесь находились рабочие кабинеты Сталина и секретарей ЦК Молотова и Куйбышева.

Затем в здании попеременно располагались Госплан СССР и Министерство юстиции.

В 1930 годы усадьбу превратили в общежитие, потом в коммунальное жилье. Дворец был превращен в клоаку. Серьезно пострадали интерьеры.

Сразу после Великой Отечественной войны часть здания была передана вновь созданному Музею русской архитектуры. Начавшаяся реставрация осложнялась тем, что в доме продолжали жить люди. Последний жилец выехал в январе 1961 года. Реставрационные работы продолжаются.

Музейный комплекс составляют: Главный дом усадьбы с флигелями;  Трапезная палата Нового аптекарского двора (служебный флигель); бывший Конюшенный корпус (служебный флигель, флигель «Руина»);  «Дом садовника».

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Успенский собор

Успенский собор

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы.

Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.

На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV–XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.

Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков.

После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.

(Нет голосов)
Музеи
Музей-квартира В.Н. Плучека

Музей-квартира В.Н. Плучека

Музей народного артиста СССР Валентина Плучека был открыт в октябре 2009 г. к столетнему юбилею выдающегося режиссёра. В доме на пересечении двух столичных улиц – Большой и Малой Бронных, рядом с площадью Никитских ворот, на 13 этаже, в квартире 47 Валентин Николаевич жил на протяжении 30-и лет. Его соседями были Святослав Рихтер, Юрий Никулин, Руфина Нифонтова, Борис Андреев, Ростислав Плятт, Борис Равенских, Андрей Гончаров.

В квартире Плучека все как при жизни именитого хозяина: старинная мебель, фарфор, хрустальные люстры, массивные бронзовые лампы, бесценные произведения живописи и графики, полученные в дар от авторов: картины Тышлера и Фалька, Шагала и Леже, композиции Пикассо на библейские темы. Мемориальную часть экспозиции дополняют: эскиз В. Левенталя к спектаклю «Вишневый сад», костюм Андрея Миронова из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», мундир Городничего, в котором Анатолий Папанов играл «Ревизора», макеты к спектаклям «Баня» и «Ревизор», эскизы к «Мистерии-Буфф».

Фотоальбомы и видеоматериалы, собранные в Музее-квартире, дают возможность познакомиться с постановками Валентина Николаевича Плучека, вошедшими в историю российского театрального искусства.

(Нет голосов)
Музеи
Благовещенский собор

Благовещенский собор

В южной части Соборной площади, на бровке Боровицкого холма, стоит Благовещенский собор – один из древнейших и богатых произведениями искусства памятников Московского Кремля.

Построенный при великом князе, государе «всея Руси» Иване III в 1484–1489 годах, Благовещенский собор имеет особое значение в истории русского зодчества, поскольку большинство построек новой великокняжеской резиденции Ивана III возвели итальянские архитекторы, собор стал выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции. По свидетельству летописи, его создавали псковские мастера.

Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI–XVII веков его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя. В соборе совершали церемонии семейного характера: крестили царских детей, сочетали браком, отмечали дни именин.

После революции 1917 года собор был закрыт. В 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства.

В 1989 году Благовещенский собор отметил свой 500-летний юбилей. На южной галерее была открыта выставка икон и предметов церковного обихода связанных с историей собора.

С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения, которые совершает патриарх Московский и всея Руси.

(Нет голосов)
Музеи
Музей Международного нумизматического клуба

Музей Международного нумизматического клуба

Музей Международного нумизматического клуба (МНК) был учрежден предпринимателем и меценатом Вагитом Алекперовым в 2015 году и располагается в отреставрированных палатах XVII века, принадлежавших Юсуповым-Зиновьевым. Сегодня собрание музея насчитывает порядка 5000 экспонатов, относящихся к различным культурам и эпохам - от Античности до наших дней.

При создании экспозиций используются современные технологии: каждая витрина оборудована планшетами, применяется mapping, где с помощью проекционных инсталляций демонстрируется дополнительный иллюстративный материал. Дополняет образ изображения монет в 3D-пирамиде, а благодаря VR-очкам зрители окунутся в виртуальную реальность, особый мир династии Романовых.

Сейчас в музее МНК проходят несколько выставок, которые продлятся до 30 декабря 2018 г.

На выставке «Золотые монеты в истории династии Романовых» представлены золотые и платиновые монеты за весь период правления династии Романовых с 1613 по 1917 годы - более 500 монет из фондов музея и частных нумизматических собраний. Эти монеты могут поведать много увлекательных историй: под их звон Романовы венчались на царство, использовали в быту и как «приклады» к почитаемым иконам, ими расплачивались в заграничных поездках и азартных играх, оплачивали войны и награждали за службу.

Большинство представленных на выставке «Не все то золото…» предметов угрожали смертью тем, у кого могли быть найдены. Вы увидите фальшивые монеты, которые не только обманывали своих современников, но и поныне вводят в заблуждение коллекционеров, узнаете о различных технологиях фальсификаторов и способах их разоблачения.

Искусствоведов и любителей архитектуры заинтересует экскурсию по палатам Зиновьевых-Юсуповых – старейшему дому в районе Арбата.
Палаты были построены стольником Петром Зиновьевым в 1685 г. Под их крышей творилась история, слагались легенды о семейной жизни, а их владельцы вошли в историю. На экскурсии вы боле подробно узнаете об истории палат, ее владельцах, а также увидеть небольшой фильм о реконструкции здания и залы музея, ещё не открывавшиеся для широкой аудитории.

(Нет голосов)
Дома
Успенский собор

Успенский собор

Соборная площадь

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы. 

3.44
Музеи
Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.

Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.

«Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.

Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

(Нет голосов)
Дома
Палаты Зиновьевых-Юсуповых

Палаты Зиновьевых-Юсуповых

Большой Афанасьевский переулок, д. 24

На Большом Афанасьевском переулке, д. 24 расположен жилой дом XVII–XVIII века Зиновьевых–Юсуповых. Дом связан также с историей семьи Толстых. В 2012 году полуразрушенный дом был талантливо отреставрирован.

3.58
Маршруты
Москва довоенная

Москва довоенная

Какой была Москва довоенная? Радий Федорович Ченцов - ветеран Великой Отечественной войны, родившийся в Москве, в районе Арбата, недалеко от места, которое запечатлено на картине Поленова «Московский дворик», согласился стать гидом и показать "Узнай Москву" места своего детства.

3.37
Дома
Доходный дом, первая половина XIX в., 1890-1900-е гг.

Доходный дом, первая половина XIX в., 1890-1900-е гг.

ул. Арбат, 6

В этом здании, построенном в первой трети XIX века, до 1866 года собирались члены тайного революционного «Ишутинского кружка», руководителем которого был Николай Ишутин, двоюродный брат Дмитрия Каракозова, казненного за покушение на Александра II. Дом охраняется государством.

5
Дома
Доходный дом Сокол

Доходный дом Сокол

Кузнецкий мост, дом 3, строение 2

Построен в 1904 году архитектором  Иваном Павловичем Машковым в стиле модерн, стилистически тяготеющий к австрийскому Сецессиону.

4.06
Музеи
Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы, расположенный в подземном павильоне на глубине 7 метров в историческом центре города, непосредственно на месте крупномасштабных археологических раскопок 1993–1996 года, даёт представление о средневековой столице, истории развития территории современной Манежной площади, содержит общие сведения о методике археологических исследований. Музей знакомит с материальной культурой Москвы и Московского края от палеолита до XIX века. Основу экспозиции составляют обнаруженные в ходе раскопок устои Воскресенского моста ХVII—ХVIII вв., который в прошлом соединял два берега реки Неглинной.

Музей археологии Москвы входит в Музейное объединение "Музей Москвы"

(Нет голосов)