ENG

Улица Воздвиженка

+ -

Улица Воздвиженка, как и Крестовоздвиженский переулок рядом, названа так по монастырю Воздвижения Честного Креста Господня (иначе Крестовоздвиженский монастырь). Расположена между Моховой улицей и площадью Арбатские ворота.

Надо отметить, что в XV-XVI веках именно эта местность называлась Арбатом и лишь позже это название распространилось на нынешний Арбат. В конце XIII - начале XIV века по трассе улицы пролегала дорога на Волоколамск и Новгород. В конце XVII века царь Алексей Михайлович повелел называть улицу Смоленской, поскольку она вела к церкви во имя иконы Божией Матери Смоленской (находилась за Смоленским рынком, на Плющихе, не сохранилась). Однако, т.к. церковь располагалась относительно далеко, то царское распоряжение было вскоре позабыто, а улицу стали называть Воздвиженкой по находившемуся здесь монастырю. Кроме того, некоторые исследователи и вовсе позже стали связывать название Смоленская с дорогой на Смоленск.

Воздвиженский монастырь основал в 1450 году боярин В.Г. Ховрин и сам же принял постриг в нем. В XV веке произошло событие, память о котором сохранялась долгое время. До монашества Ховрин был весьма смелым и удачливым воином, и во время одного из татарских набегов, когда князь заперся в Кремле, а татары беспрепятственно разоряли посад и пригород, Ховрин собрал монашескую братию и ударил по неприятелю. Не ожидавший отпора враг бежал, но был преследуем отрядом Ховрина вместе с воинами воеводы Юрия Патрикеевича. В результате, все взятые в плен москвичи были отбиты, а монахи с победой вернулись в Москву. В 1812-м году монастырь был разорен и в 1814-м упразднен. Его храм стал приходской церковью, которую снесли в 1934 году.

В XVII веке на Воздвиженке находились дворы близких к царю людей — Стрешневых, затем К.П. Нарышкина (д. 3; в 1875—1876 годах в перестроенных палатах Нарышкиных разместился Архив Министерства иностранных дел; все строения на участках домов 1—3 снесены при строительстве здания Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина, ныне РГБ). Владение Нарышкиных в XVII веке находилось и на противоположной стороне, между Воздвиженкой и Большой Никитской улицей (д. 6). Позже это владение перешло к Разумовским, затем куплено Н.П. Шереметевым, ему же принадлежал и построенный в 1790-х годах примечательный дом с угловой ротондой (д. 8). Напротив него ныне располагается Музей архитектуры, занимающий усадьбу Талызиных. Дом 9 принадлежал Н.С. Волконскому — деду Л.Н. Толстого, описавшему этот дом как дом старого князя Болконского в романе «Война и мир».

Улица сильно пострадала от пожара 1812 года, после она была расширена до 10 саженей, замощена брусчаткой, с 1869 года освещена газовыми фонарями. По улице ходила конка, а затем и трамвай (пути были убраны уже в советское время).

Еще одно примечательное здание – магазин Военно-экономического общества офицеров Московского округа, позже Военторг, к сожалению, утрачено уже в наше время, в 2003 году. Ну и несомненно привлекает внимание невероятный особняк Арсения Морозова (д.16), вызвавший в свое время очень неоднозначные оценки у москвичей.

В 1930 году Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, т.к. здесь находился Исполком Коминтерна, в 1946-м – в улицу Калинина (в память М.И. Калинина, доме 4/7 размещалась его приемная, и в сквере перед домом 14 с 1978-го по 1991 год стоял памятник Калинину ), с 1963 года улица становится частью проспекта Калинина. В 1990-х улице вернули прежнее название.

Юлия Мезенцева
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Территории
Улица Охотный ряд

Улица Охотный ряд

Местность эта известна также тем, что тут всегда находились торговые ряды.

(Нет голосов)
Музеи
Московский государственный музей "Дом Бурганова"

Московский государственный музей "Дом Бурганова"

ГБУК МГМ "Дом Бурганова"
Б.Афанасьевский пер. д.15, стр.9.

Музей «Дом Бурганова» расположился в районе, где когда-то была иконописная слобода и единственный в Москве храм Святого евангелиста Луки – покровителя иконописцев. Поэтому, видимо, не случайно, а по воле свыше в маленьком флигеле, сохранившемся еще от допожарной Москвы, расположилась творческая мастерская Народного художника России, академика РАХ, скульптора Александра Николаевича Бурганова. Оказавшись здесь художник сразу понял, что это место, где присутствует особая аура столицы, дух ее истории и искусства, которые необходимо сохранить. На месте утраченного храма евангелиста А Бурганов поставил памятный знак, и с этого знаменательного события и началось активное обустройство прилегающих к мастерской территорий.
Полуразрушенные старые здания, скрытые за фасадами современных домов творческой волей и талантом художника за десятилетие превратились в необыкновенный скульптурно-архитектурный ансамбль – единственную в столице территорию, где, как в древних Афинах «статуй больше, чем людей». Однако, словно не желая оставаться скрытыми от людей, скульптуры выходят к ним навстречу: перед центральным входом расположена галерея портретов- «Люди –Легенды», в переулке Сивцев Вражек уютно раскинулся сад «Экология». А внутри музея разворачивается особое действо, где автором, режиссером, декоратором и создателем своих артистов является один творец – Александр Бурганов.
В центре музея расположен Большой двор. Вокруг него, как на большой сцене располагаются главные персонажи действа, сгруппированные по отдельным тематическим мизансценам. Центральное место отведено пирамиде выставочного зала «Малый Лувр», над которой разыгралась схватка двух разъяренных коней. Но доминирующее место в пространстве двора отведено «Аркаде Большого Ангела» - в ней угадываются черты иконостаса. Она похожа и на портал западного собора с ярусами скульптурных групп. Это и алтарь с вознесенными над ним в мольбе к небу «Большими руками».
Через эту аркаду «Большого Ангела» идет путь в главное здание музея – галерею Пегас. «Дом Пегаса» возродился из руин старой постройки от которой оставались только стены. Все пространство дома заполняют творения мастера: скульптура и графика. Пространство галереи – это огромный фантастический лабиринт, состоящий из череды отдельных залов ниш и переходов, и каждая скульптура в своем пространстве – хозяин и царь.
И вместе с тем в «Доме Бурганова» образовалось единое всепроницаемое пространство, в котором нет регламентированных направляющих, движение в нем не может быть заданным, логичным и упорядоченным. Можно подняться на крышу «Пегаса» и заглядеться на чудесный вид с высоты птичьего полета – вид на музейные дворы, на прилегающие к ним Арбатские переулки. Можно спуститься в подземные ходы Пирамиды и рассмотреть открывающиеся в необычных ракурсах фигуры Аркады Большого Ангела. А можно совершить путешествие во времени через века и народы от древнегреческих артефактов до японской гравюры, от классических форм древнеримских богов до причудливых образов сюрреализма.

(Нет голосов)
Дома
Ансамбль городской усадьбы Тарасовых

Ансамбль городской усадьбы Тарасовых

Скатертный пер., д. 4/2

Здесь, возможно, в 1911 г. родился Лев Тарасов, ставший известным французским писателем Анри Труайя.

Рейтинг: 3.48
Дома
Дом, в котором в 1880-х годах жил и  в 1883 году умер выдающийся русский ученый, основатель эволюционной палеонтологии В.О.Ковалевский.

Дом, в котором в 1880-х годах жил и в 1883 году умер выдающийся русский ученый, основатель эволюционной палеонтологии В.О.Ковалевский.

Дмитровский пер. д. 9

Владение сформировалось в начале 19 века, после наполеоновского пожара. На плане 1825 года указан уже двухэтажный дом. С конца 19 века это дом  действительного статского советника  Сергея Павловича Яковлева, в котором у него находилась небольшая типография и словолитня .

(Нет голосов)
Дома
Церковь Симеона Столпника на Поварской

Церковь Симеона Столпника на Поварской

Поварская ул., д. 5

Уникальная во всех отношениях церковь: приходской храм целого ряда русских литераторов, место венчания многих известных исторических деятелей, она чудом сохранилась при прокладке Нового Арбата.

Рейтинг: 3.94
Музеи
Патриарший дворец

Патриарший дворец

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

В 1450 году митрополит Иона возвел на этом месте каменную церковь Ризположения и первую каменную палату в Кремле. Во время московского пожара 1473 года двор выгорел, и митрополиту Геронтию пришлось отстраивать его заново. В 1484–1485 годах псковские мастера возвели для него новую церковь Ризположения, которая сохраняется и сегодня. Все последующие митрополиты, а с конца XVI века патриархи, обустраивали свои владения в Кремле, возводили деревянные и каменные сооружения.

Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.

В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца.

Следующий этап в жизни патриаршего двора в Кремле связан с именем патриарха Никона. Осенью 1652 начался разбор старых палат, церкви Соловецких чудотворцев и строений на бывшем дворе Бориса Годунова, полученного Никоном в дар от царя Алексея Михайловича. К концу 1655 года были выстроены новые палаты и церковь, но еще три года, вплоть до оставления Никоном Кафедры в июле 1658 года, шла отделка помещений. Первый этаж дворца использовался для хозяйственных нужд и размещения приказов, на втором располагались парадные залы и домовая церковь, на третьем – личные покои патриарха.

Последующие патриархи в той или иной степени также достраивали, украшали и перестраивали дворец.

В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике.

В 1918 году Патриаршие палаты как редчайший памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации и зданию в основных чертах был возвращен изначальный облик. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

В 1980–1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея.

В 2010 годы экспозиция музея была несколько видоизменена. В ходе ремонтных работ в 2013 году раскрыты участки живописи XVII века на стенах парадных сеней и приказных палат.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы

Соборная площадь

Особое место в архитектурном ансамбле Соборной площади занимает церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, расположенная между Успенским собором и Грановитой палатой.

Рейтинг: 3.3
Дома
Дом Фалеева

Дом Фалеева

Гагаринский переулок, д. 11

Если знать профессию прежнего хозяина дома, можно понять, что к масонству он не имеет отношения.

Рейтинг: 3.42
Дома
Усадьба П.И. Харитоненко

Усадьба П.И. Харитоненко

Софийская наб., д. 14

История про то, как крестьянин трудом возвысился до дворянского звания, а в его доме останавливалась королева английская

Рейтинг: 3.56
Дома
Патриаршие палаты

Патриаршие палаты

Соборная площадь

По летописным данным, в первой половине XIV века митрополит Петр получил от великого князя московского Ивана Калиты для своего двора в Кремле место севернее Успенского собора.

Рейтинг: 3.3
Дома
Дом скульптора Н.А. Андреева

Дом скульптора Н.А. Андреева

Большой Афанасьевский пер., 27-31

За новым зданием школы прячется небольшой дом, построенный в 1893 году по проекту известного московского архитектора Александра Каминского – учителя Федора Шехтеля. Предназначен дом был для мраморной мастерской.

Рейтинг: 3.3
Маршруты
Поварская и окрестности в кино

Поварская и окрестности в кино

Поварская и ее окрестности – один из немногих уголков Москвы, который сохранился удивительным образом, здесь, в естественных декорациях, легко можно снимать фильмы, действие которых происходит как в наши дни, так и в 19 веке. Недаром в одном из своих интервью знаменитый кинорежиссер Карен Шахназаров назвал Поварскую одной из любимых улиц. Прогуляемся по Поварской в кинофильмах.

Рейтинг: 3.45