ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Главный дом городской усадьбы

улица Сергия Радонежского, дом 15-17, строение 15
3.35
После ухода ревизионной комиссии причт кадил храм, для изгнания «большевистского антихристова духа».
+ -

Каменный особняк с шестиколонным портиком был построен здесь, в бывшей Вороньей слободе, ещё в XVIII веке. С перестройками последующего времени он дошёл до наших дней. С середины XIX столетия владение в Золоторожском переулке (с 1913 года и поныне – Гжельский, по жившим здесь выходцам из подмосковного села Гжель) принадлежало первогильдейскому купцу, старообрядцу Сергею Васильевичу Балашову, женатому на старшей сестре знаменитого «фарфорового короля» М. С. Кузнецова Пелагее Сидоровне. Балашов был одним из опекунов Матвея Сидоровича в годы его несовершеннолетия. Вместе с братом Григорием создал «Товарищество мануфактур Сергея и Григория Балашовых».

Вероятнее всего, ещё в середине 1860-х годов в доме была устроена тайная моленная Сергие-Ваханской старообрядческой общины Белокриницкого (Рогожского) согласия.

После смерти Сергея Васильевича в 1889 году владение перешло к его сыну Максиму Сергеевичу, потомственному почётному гражданину, владельцу Товарищества мануфактур «С. и Г. Васильевича Балашова Сыновья», включавшего ткацкую и отделочную фабрики в Куровской и красильно-набивную с аппретурной в Москве, одному из членов-учредителей Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища.

После опубликования в 1905 году Указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», легализовавшего все старообрядческие православные согласия, в доме Балашовых была устроена церковь во имя св. Сергия и Вакха. В планах была перестройка здания и придание ему церковного облика, но этот проект так и не был осуществлён. Внешне храм выглядел, как партикулярная постройка, но с крестом, возвышавшимся над фасадом.

Это была одна из первых московских старообрядческих церквей, закрытых после революции. В 1922 году административный отдел Моссовета произвёл ревизию храма. После ухода комиссии причт кадил храм, для изгнания «большевистского антихристова духа». Кто-то донёс и церковь закрыли.

В соседнем владении с Балашовыми, между Вороньей улицей (ныне – улица Сергия Радонежского) и Золоторожским (Гжельским) переулком в 1882 году была открыта самая первая в Москве фармацевтическая фабрика, принадлежавшая мануфактур-советнику Р. Р. Келеру, ставшая к 1917 году крупнейшим в России предприятием по выпуску медикаментов. В 1918 году фабрику национализировали, и на её базе был создан «Фармзавод № 12», которому в 1922 году было присвоено имя первого наркома здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко (с 1976 года - Московское производственное химико-фармацевтическое объединение «Мосхимфармпрепараты», в постсоветское время акционированное и действующее поныне). Вот Фармзаводу и передали дом Балашовых для размещения здесь заводской столовой.

Несколько лет назад середина Гжельского переулка была перекрыта с двух сторон воротами. Таким образом, сейчас увидеть балашовский особняк можно только через ограду, свободного доступа к нему нет.

Памятник имеет статус выявленного объекта культурного наследия.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Андроников виадук

Андроников виадук

Андроньевская набережная

Бывает ли мост с балконами? Оказывается, бывает!

3.52
Дома
Контора движения на станции «Москва-Товарная-Курская» Московско-Курской железной дороги

Контора движения на станции «Москва-Товарная-Курская» Московско-Курской железной дороги

Международная ул., д. 37, стр. 1

Это здание, обозначенное в архивных документах Московско-Курской железной дороги как контора движения на станции Москва-Товарная-Курская, полностью сохранило объемно-пространственную структуру и оформление фасадов.

(Нет голосов)
Дома
Покровский монастырь

Покровский монастырь

Таганская ул., 58 корпус 6

Основан монастырь был в 1635 году, как мужской. На месте монастыря раньше находился Убогий дом, где в общих могилах хоронили нищих и бездомных, усопших без церковного покаяния. В 1812 году, во время наполеоновского нашествия в монастыре поселился французский генерал Мишель Клапаред, командовавший  Польским корпусом. Обитель подверглась разорению, сгорели монастырские сараи и мелкие строения, иконы были сожжены, храмы были превращены в стойла для лошадей, а престолы и жертвенники использовались в качестве столов.

3.38
Дома
Шлюз на Яузе

Шлюз на Яузе

Академика Туполева наб., д. 2

Одно из живописнейших сооружений промышленной Москвы. Редкий пример тонкой переработки античной архитектуры, пересаженной на берега Яузы периода сталинской индустриализации и реконструкции города.

3.52
Дома
Часовня «Проща»

Часовня «Проща»

Сергия Радонежского ул., д. 25

Место прощания преподобного Сергия Радонежского с его учеником Андроником

3.16
Дома
Магазины и служебные помещения Общества потребителей при Товариществе Московского металлургического завода

Магазины и служебные помещения Общества потребителей при Товариществе Московского металлургического завода

Золоторожский вал, дом 34

акаппп

2.93
Дома
Станция метро "Римская"

Станция метро "Римская"

Дата открытия: 28.12.1995 Открыта в составе участка «Чкаловская» - «Волжская». Проектные названия: Рогожская, Рогожская застава, Серп и молот

3.48
Музеи
Галерея «Здесь на Таганке»

Галерея «Здесь на Таганке»

Выставочный зал был создан в 1988 году. За время существования зала проведено 700 российских и зарубежных, персональных и коллективных выставок с участием более 15 тыс. художников. Галерея «ЗДЕСЬ на Таганке» является центром молодежного искусства, где под руководством профессиональных художников молодые авторы реализуют свой творческий потенциал. Приоритетное направление деятельности галереи связано с разработкой программы художественной мастерской Андрея Бартенева. Участники получают возможность пройти вместе с куратором путь реализации своих проектов в рамках коллективных выставок. Андрей Бартенев – автор масштабных театральных перформансов и инсталляций, экспонировавшихся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, музее Виктории и Альберта в Лондоне, музее современного искусства в Нью-Йорке, королевской библиотеке Копенгагена, музее Эрмитаж, музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, участник 52-й Венецианской арт-биеннале.  Один из первооткрывателей синтетического искусства в постсоветской России, Андрей объединил в своем творчестве театр, танец, музыку, текст и изобразительные практики. Многочисленные выставки графики, перформансы, инсталляции и работы Бартенева для театра на разных мировых площадках за последние 25 лет дают представление о масштабе его вклада в современное искусство.  Выставочные концепции Бартенева органичны в своей эклектичности и стремлении представить самый широкий спектр художников и стилей. Эклектика и разговор с аудиторией на тысячах языков new contemporary и street art стали основной характеристикой не только его собственных проектов, но и проектов многочисленных последователей его синтетизма.

(Нет голосов)
Дома
Начальное училище им. Востряковых

Начальное училище им. Востряковых

Сыромятнический пр., д. 8, корп. 1

В конце XIX века здесь, в Сыромятниках, образовался фактически целый благотворительный квартал.

3.35