Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН

Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН

ЮЗАО, Нахимовский просп., дом 36
Профсоюзная
Здание было окружено бассейном, ныне пустым, и должно было вырастать из него монументальной громадой. Носит имя профессора П.П. Ширшова.
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Модернизм
Годы постройки:
1977
Архитекторы:
Я. Белопольский
Назначение постройки
Общественное учреждение

Информация о здании

Новое здание для старейшей отечественной научной организации, занимающейся изучением морей и океанов, было построено на юге Москвы как своеобразное развитие еще довоенного научного городка Академии наук. На Нахимовском проспекте возникло несколько модернистских зданий, выстроенных по индивидуальным проектам.

Группа зданий научных институтов проектировалась под руководством видного советского архитектора Якова Белопольского, и все они имеют общие черты. Как и знаменитый ИНИОН, Институт научной информации по общественным наукам, Институт океанологии был окружен бассейном, ныне пустым, и должен был вырастать из него монументальной громадой.

Именно Белопольский одним из первых совершил поворот в советском модернизме к выразительным монументальным формам, будто бы лишенным гравитации супрематическим композициям.

Здание Института океанологии задумывалось как центр композиции, вытянувшейся вдоль проспекта, с приземистыми институтами, сделанными группой Белопольского, и вытянутыми вертикалями институтов, спроектированных группой Платонова. Монументализм простых геометрических форм парадоксально сочетается с открытыми галереями с остекленными первыми этажами, а бассейны с перекинутыми через них мостиками напоминают о крепостной архитектуре.

Такая двоякость архитектуры 1960-х характерна для научных учреждений. В отличие от полностью «открытых» и «прозрачных» общественных зданий и магазинов, исследовательские здания должны были иметь и некую изоляцию, даже если речь шла о «гражданской» науке. Рвы-водоемы были также запроектированы вокруг зданий Центрального экономико-математического института и института Дальнего Востока.

Институт океанологии представляет собой квадратный в плане объем, расчлененный вертикальными лопатками. Он производил бы впечатление брутальной постройки, почти крепости, но нижние этажи здания открыты, оно опоясано двухъярусной галереей. Этот прием нарушает излишнюю монументальность здания и дает легкий намек на атектоничность архитектурных фантазий русского авангарда.

В вестибюле здания находится уникальный объект культурного наследия – витраж "ГИДРОНАВТЫ" (худ. Л.Г.Полищук, С.И.Щербинина, 1977 г.).

Автор статьи: Николай Васильев
Распечатать статью

Интересное рядом (7)

ДОТ времен Великой Отечественной войны.
icon
Профсоюзная улица, между домами д.17 корп.1; д.17 корп.2, д.17 корп.3
Ширшов П.П.
icon
советский государственный деятель, гидробиолог и полярный исследователь, профессор
Академический: Государственный Дарвиновский музей-Памятник погибшим рабочим Черёмушкинского кирпичного завода
icon
Это один из самых престижных и экологически благоприятных для проживания районов, который находится на юго-западе Москвы. Здесь расположилось большое количество институтов РАН, а многие улицы названы в честь академиков, государственных и революционных деятелей.
"Ты нас гуманно мыслить научил..."
icon

Каждый год, 5 октября, более чем в ста странах отмечают очень важный день - учителя. Большинство из нас помнит, что раньше этот день приходился на первое воскресенье октября, но с 1994-го года Россия присоединилась к международной традиции и теперь эта дата фиксированная. Можно обвести ее в календаре, чтобы вспомнить стихи Некрасова ("учитель, перед именем твоим...") и не забыть поздравить своего любимого учителя! А мы расскажем вам о самых интересных зданиях, связанных с наукой и образованием

  • Настоящий город в городе. Сегодня сложно себе представить Москву без величественного силуэтаГлавного здания Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова. Самое масштабное из высотных зданий столицы возвышается на Воробьевых горах с 1953 года. Именно в этом году было закончено четырехлетнее строительство университетского ансамбля по проекту архитекторов Л. Руднева, С. Чернышева, П. Абросимова и А. Хрякова. Комплекс включает в себя 30 основных и 20 подсобных корпусов, обсерваторию, ботанический сад, лесопарк, спортивный городок.
  • Где отыскать океан в Москве? Группа зданий научных институтов проектировалась под руководством видного советского архитектора Якова Белопольского, и все они имеют общие черты. Как и знаменитый ИНИОН, Институт научной информации по общественным наукам, Институт океанологии был окружен бассейном, ныне пустым, и должен был вырастать из него монументальной громадой.
  • Научно-популярное образование. Народный университет был задуман золотопромышленником и меценатом Альфонсом Леоновичем Шанявским еще в начале 1900-х гг. Образование народа Шанявский считал делом наипервейшей важности. В университете, задуманном Шанявским, могли учиться люди вне зависимости от сословий, вероисповедания и национальности. Плата за обучение была минимальной, а потом и вообще не взималась. Занятия проводились вечером, и студенты могли сочетать их с работой.
  • Первый в России и третий в мире. Меценат, на чьи средства было построено это здание - известный московский купец, который был знаменит своей коллекцией французской живописи. В собрание Щукина входили полотна Матисса, Пикассо, Гогена и др. Однако личная жизнь Сергея Ивановича была полна горя и лишений. Покончили с собой сыновья, умерла при странных обстоятельствах жена (утверждали, что она тоже покончила с собой). Для Щукина появление в Москве института, изучающего психологию, причины психических расстройств было способом справиться с постигшим его несчастьем...
  • Где можно было послушать Рахманинова? В Мариинском училище девочки из бедных семей получали образование и профессию домашней учительницы – однако преподаватели здесь были несомненно высокого уровня: профессора Московского университета и – по музыкальной части – основатель консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн. Семь лет преподаванию в Мариинском училище посвятил Сергей Васильевич Рахманинов. По воспоминаниям учениц, он держался замкнуто и строго на уроках – однако с большим удовольствием аккомпанировал хору училища, а в качестве подарка мог устроить фортепианный концерт.
  • Как из рекреации попасть в... храм? Со стороны двора к церкви примыкал объем для лестниц, по которым можно было попасть как в церковь, так и в основное здание училища. В крыле здания училища, примыкающего к церкви, вдоль Зацепы на уровне второго этажа находился рекреационный зал, он, в случае необходимости, за счет раскрытия раздвижной железной перегородки соединялся с храмом, что позволяло вмещать до 800-900 молящихся! Узнавайте Москву вместе с нами!