ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Комбинат издательства «Правда»

(Нет голосов)
Комбинат стал первым сооружением в СССР, построенным для производственных процессов типографии. Здание строили по аналогам зарубежных предприятий, где был принят горизонтальный тип организации процесса производства.
+ -

К середине 1920-х гг. тиражи газеты «Правда» значительно увеличились, что потребовало расширения производства, и уже к концу 20-х гг. появилось решение о строительстве нового предприятия – полиграфического комбината издательства «Правда». Учитывая специфику комбината, выбор места – на пересечении 2-й и 5-й улиц Ямского Поля – для строительства определило наличие вблизи Московско-Брестской железнодорожной ветки, с которой впоследствии комбинат был связан отводной веткой, что позволяло осуществлять ежедневную приемку большого количества вагонов с бумагой и отправку готовой продукции.
Комбинат стал первым сооружением в СССР, построенным для производственных процессов типографии. Здание строили по аналогам зарубежных предприятий, где был принят горизонтальный тип организации процесса производства.
В 1930 г. издательство «Правда» провело закрытый конкурс на строительство. В нем участвовали проекты архитекторов А. В. Щусева, П. А. Голосова, С. П. Леонтовича, Э. М. Лисицкого.
В итоге был выполнен проект П. Голосова и А. В. Куровского, наиболее рационально решивших проблему организации полиграфического процесса. Проект состоял из ансамбля трех зданий: многоэтажный редакционный корпус, пятиэтажный издательский и горизонтальный производственный, расположенный в глубине участка. Проект перерабатывался много раз, в итоге был реализован упрощенный вариант.
Для изоляции от условий производства все редакции и издательские отделы были размещены в протяженном семиэтажном здании, которое соединялось девятиэтажным перпендикулярным корпусом с одноэтажным производственным. Редакционно-издательский корпус был связан с производственными цехами – наборным и фотомеханическим, за ними были размещены все остальные цеха, образующие непрерывный поток производства (от наборных строк до упаковки отпечатанной продукции). Контраст вертикального и горизонтального корпусов создал динамичный силуэт зданий, которые были завершены шрифтовыми композициями.
Проект комбината был воплощен в жизнь уже без участия П. Голосова. Известно, что взаимоотношения в коллективе строителей комбината обострились до такой степени, что архитектор полностью отстранился от работы.
Строительство одного из крупнейших сооружений 1930-х гг. в стране было обеспечено всеми необходимыми строительными материалами. База стройматериалов располагалась у Ленинградского шоссе. Фундамент комбината был заложен в 1932 г., а в 1934 г. уже вышел первый номер «Правды», отпечатанной в новой типографии и на новом оборудовании. В 1935 г. 2-я улица Ямского Поля была переименована в улицу Правды, все строительные работы комбината были завершены в 1937 г.
По степени оснащенности и организации производства комбинат был на уровне самых современных европейских типографий того времени.
Проект оформления интерьеров комбината был заказан архитектурно-художественной мастерской № 12 Моссовета в 1933 г. Архитекторы стремились оформить интерьеры, отвечающие новым эстетическим веяниям: деревянная мебель, гранитная облицовка в холлах, штукатурные стены.
В комплекс комбината также входили подстанции, котельные, склады, гараж на 68 машин, гаражные мастерские. Весь комплекс находится под государственным контролем как объект культурного наследия. В 2006 г. основное здание – издательский корпус – горело в сильном пожаре, в настоящее время здесь до сих пор идут восстановительные работы, и оно эксплуатируется частично. Многие помещения производственных и иных корпусов имеют арендное назначение и разных собственников: ОАО «Пресса-1», ООО ИД «Медиа-Пресса», ФГУП «Пресса».

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Савеловский вокзал

Савеловский вокзал

Савеловский вокзал

Железная дорога от Москвы до села Савёлово на Волге строилась по предложению председателя Правления общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Саввы Мамонтова. В дальнейшем предполагалось продлить её до Углича, Калязина и, главное, до Рыбинска, чтобы связать речной торговый путь по Волге с Москвой. Мамонтов понимал, что в первые годы своей работы линия не будет прибыльной, однако, вместе с министром финансов С.Ю. Витте, полагал, что дорога стратегически важна для развития северных областей России.

3.38
Дома
Кладовая с проходной Миусского трамвайного депо

Кладовая с проходной Миусского трамвайного депо

ул. Лесная, д. 20, стр. 6

При реставрации и приспособлении под популярный «фудкорт» с 2017 по 2019 гг. здание Кладовой с проходной сохранило исторические габариты.  Фасады здания оформлены в единой стилистике, типичной для промышленных комплексов России конца XIX – начала ХХ века.

(Нет голосов)
Дома
Миусская электрическая трамвайная подстанция

Миусская электрическая трамвайная подстанция

Миусская 2-я ул., д. 7, стр. 1

Возраст здания, в котором расположена Миусская электроподстанция, — 114 лет. Она до сих пор выполняет свои функции.

(Нет голосов)
Дома
Здание богадельни кн. Н.А. Черкасской

Здание богадельни кн. Н.А. Черкасской

Ленинградский просп., д. 16, стр. 1

В свое время, чтобы сохранить церковь прихожане пытались доказать, что она не является домовой, так как «помещается в здании, совершенно отдельном от богадельни Лениной-Крупской».

3.78
Дома
Жилой дом И. М. Юрасова

Жилой дом И. М. Юрасова

Ленинградский пр-т, д. 5 стр. 8-9

Дом И. М. Юрасова является редким примером хорошо сохранившегося индивидуального деревянного жилого дома конца XIX в.

3.44
Дома
Вагонный сарай с котельной Миусского трамвайного депо

Вагонный сарай с котельной Миусского трамвайного депо

ул. Лесная, д. 20, стр. 5

Многие объекты промышленной архитектуры начала ХХ века вызывали ассоциации со средневековыми замками. Так производственные здания вписывались в историческую среду.

(Нет голосов)
Дома
Клуб союза коммунальников им. С. М. Зуева

Клуб союза коммунальников им. С. М. Зуева

Лесная ул., 18

Небольшое здание, решенное в авангардных формах из стекла и бетона фиксирует угол Лесной и Миусского переулка. Клуб стал новым типом общественного здания, наиболее полно выразившим новые архитектурные формы и принципы. Эти здания строили крупнейшие архитекторы, а их заказчики, заводы и профсоюзы, часто устраивали конкурсы.

3.66
Дома
Дом К.А. Беллик

Дом К.А. Беллик

Ленинградский пр-т, д. 20

Вилла К.А. Беллик была построена на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) в 1915-1917 годах по проекту архитектора Д.П. Сухова.

3.2
Дома
Кондитерская фабрика "Большевик"

Кондитерская фабрика "Большевик"

Ленинградский просп., дом 15, стр. 1,2,3

Корпуса "Кондитерской фабрики Товарищества "А.Сиу и Ко" (после 1924 г. – кондитерская фабрика "Большевик"),  1884 г., 1896 г., 1902 г., гражданский инженер О.Ф. Дидио, 1930-е гг.

(Нет голосов)
Территории
Улица Расковой

Улица Расковой

Улица в Северном административном округе Москвы, в районе Беговой, между Ленинградским проспектом и улицей Нижняя Масловка. Названа в память о Герое Советского Союза летчице Марины Расковой.

(Нет голосов)
Дома
Мастерская Миусского трамвайного депо

Мастерская Миусского трамвайного депо

ул. Лесная, д. 20, стр. 4

Мастерская – самое старинное здание Миусского трамвайного депо. Оно сохранилось от Миусского парка конно-железных дорог и в начале ХХ века было включено в новый комплекс.

(Нет голосов)
Дома
Трамвайное депо на Нижней Масловке

Трамвайное депо на Нижней Масловке

Н. Масловка ул., д. 15

В 1895 году Первое общество конно-железных дорог обратилось в Городскую управу о запуске в Москве нового вида транспортного сообщения – «электрического трамвая». В этом же году на незастроенном участке между Башиловкой и Бутырским проездом началось строительство «Электрического» трамвайного парка.

3.3