Двухэтажное каменное здание, известное как корпус для машины Берта, является ярким образцом промышленной архитектуры первой четверти XIX века. Оно было построено в 1819–1822 годах крепостным архитектором Тимофеем Григорьевичем Простаковым как часть комплекса суконной фабрики Ивана Петровича Кожевникова.
Изначально здание было выполнено в строгих формах классицизма и отличалось симметричностью. Протяженные фасады акцентировались ризалитами с портиками, декорированными шестью пилястрами тосканского ордера. Портик был увенчан высоким ступенчатым аттиком, а поверхность стены первого этажа покрыта ленточным французским рустом.
Корпус для машины Берта играл важную роль в производственном процессе и был одним из ключевых элементов композиции большого фабричного двора. Известно, что в этом здании лично бывали члены императорской фамилии – Александр I, Николай I, Александр II и императрица Мария Федоровна. Они приезжали на свибловскую фабрику осматривать новейшее английское оборудование.
В начале XX века здание подверглось реконструкции. Изменения затронули и интерьер: взамен первоначального деревянного перекрытия была устроена система монолитных железобетонных конструкций. Все пространство первого этажа разделили пополам восемь колонн, несущих междуэтажное перекрытие с балочными плитами. Аналогичные колонны меньшего сечения были установлены на втором этаже.
В советские годы здесь размещалась картонажная фабрика, и в 1970-е годы корпус вновь подвергся перестройке.
В ходе недавних реставрационных работ перед специалистами стояла сложная задача: не только восстановить исторический облик здания, но и приспособить его для современного использования в качестве детского дошкольного образовательного учреждения.
Реставраторы провели работы по восстановлению стен и фасадов здания. Были укреплены и вычинены кирпичные кладки, докомпонованы утраченные фрагменты лицевой поверхности кирпича и белого камня. Восстановлен белокаменный цоколь здания и первоначальные габариты оконных и дверных проемов.
Особое внимание было уделено воссозданию конструкций полов, перекрытий, колонн и кровли. При этом специалисты стремились сохранить как можно больше исторических элементов, гармонично сочетая их с новыми конструкциями, необходимыми для современного использования здания.
В ходе работ были также отреставрированы две поздние утилитарные пристройки, примыкавшие к восточному и западному торцам исторической части памятника. Они были интегрированы в общий архитектурный ансамбль, не нарушая при этом исторический облик основного здания.
Реставрация корпуса для машины Берта – яркий пример бережного отношения к промышленной архитектуре XIX века и её успешной интеграции в современную городскую среду, став важным элементом в образовательной инфраструктуре района. Сегодня в отреставрированном корпусе для машины Берта размещается детское дошкольное образовательное учреждение. Дети, посещающие это учреждение, каждый день соприкасаются с историей, что способствует формированию у них уважения к культурному наследию города.
В 2022 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация».

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.