ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Миусское трамвайное депо

3.44
История создания Миусского трамвайного депо связана с появлением в столице конно-железных дорог. Для строительства депо была выбрана обширная местность Миусского поля, где с конца XVIII века и вплоть до начала 1870-х гг. располагались лесные торговые ряды.
+ -

«Миусский парк помещался на Лесной улице, в красных почерневших от копоти кирпичных корпусах  Воспоминание о ней связано со скрежетом трамваев, выползающих на рассвете из железных ворот парка, с тяжелой кондукторской сумкой, натиравшей плечо, и с кислым запахом меди. Руки у нас, кондукторов, всегда были зелеными от медных денег», - вспоминал писатель Константин Паустовский о своем кондукторском прошлом в Миусском трамвайном парке.

История создания Миусского трамвайного депо связана с появлением в столице конно-железных дорог. В 1872 г. для посетителей Политехнической выставки была запущена первая линия конки от Брестского вокзала. Для строительства депо была выбрана обширная местность Миусского поля, где с конца XVIII в. и вплоть до начала 1870-х гг. располагались лесные торговые ряды.

В 1870-е гг. по проекту архитектора Н.А.Тютюнова здесь был выстроен комплекс зданий, состоявший из деревянных конюшен, кузнечных мастерских, жилых казарм для рабочих и конторского здания. Конная линия для Политехнической выставки была реконструирована и продлена до Петровского парка. Ее открытие состоялось в 1874 г. вместе с открытием Миусского парка. «В день открытия … в здание железнодорожного парка на Миусской площади, все убранное флагами, собралось до двухсот человек приглашенных... На празднестве присутствовал московский генерал-губернатор князь В.А.Долгоруков и другие начальствующие и почетные лица города Москвы. После окропления зданий конно-железных дорог святою водою присутствовавшие отправились осматривать конюшни...» (газета «Русские ведомости» за 3 сентября 1874 г.).

В 1899 г. в Москве из электрического депо на Башиловке был запущен первый электрический трамвай. Строительство новых линий предусматривало и реконструкцию Миусского парка. В 1903 г. началось сооружение Миусской электрической подстанции, а спустя три года трамвайный парк стал полностью электрическим.

Одним из первых в рамках реконструкции в 1904 г. возводят здание вагонного сарая с котельной (стр. 5) на 40 вагоно-мест. 40 новых легких и вместительных четырехосных и двухосных вагонов, прибывших из Риги и Аугсбурга, размещались в сооружении, напоминавшем базилику. Трехнефная композиция с высоким центральным нефом, освященным световым фонарем, фасады в виде трехчастного портала с угловыми пилонами и рустованными контрфорсами спроектированы в духе промышленной эстетики рубежа веков. Внутренние перекрытия в виде ферм с фонарем в центральной и боковых частях здания начала XX в., предположительно, были созданы при участии инженера В.Г.Шухова. В сентябре 1904 г. в Миусском парке состоялось открытие Марьинской городской трамвайной линии.

В 1908 г. по Лесной улице и Миусскому переулку трамвайный парк был огорожен каменной оградой с пилонами и металлическими воротами. Сегодня ее исторический фрагмент сохранился лишь по Миусскому переулку.

К 1909 г. I-е Общество конно-железных дорог полностью перестраивает комплекс, именуемый теперь Миусским парком московского городского электрического трамвая. На территории сносится вся деревянная застройка и возводятся каменные вагонные сараи, ремонтные мастерские, казармы и контора. Строительство осуществлялось по проекту архитекторов Н.К.Жукова (одного из авторов дома З.А.Перцовой на Пречистенской наб.), с 1903 г. – архитектора при городских железных дорогах (трамвае) М.Н.Глейнинга и известного русского инженера-путейца Н.А.Сытенко.

На месте деревянных конюшен строится большой вагонный сарай (стр. 3). Квадратное в плане одноэтажное сооружение с антресолями, северо-восточный фасад которого выходил на 1-ю Миусскую улицу, заняло значительную часть трамвайного парка. Торцевые фасады имели ступенчатую композицию, участки стен между выступающими пилонами членились лопатками и окнами с веерными перемычками. В 1920-е гг. с запада к зданию была сделана хозяйственная пристройка для размещения сарая, прачечной и ледника (стр. 8).

В это же время на месте деревянных конюшен 1874 г. возводится каменный одноэтажный нежилой корпус, в котором тоже сначала располагались конюшни. В советское время его центральная часть становится жилой. С 1928 г. в нем располагались гараж, служба распределения тока, мастерская и два жилых блока.

В результате надстройки в 1930-х гг. здания вторым этажом появились два трехэтажных объема с щипцовыми завершениями. Перестроенные фасады административно-жилого корпуса со стороны Лесной улицы (стр. 1) были адаптированы к исторической застройке комплекса. В фасадном декоре использовано характерное для промышленной архитектуры сочетание элементов древнерусской, романской и готической архитектуры: аркада, обрамляющая окна первого этажа, междуэтажный карниз из поребрика и орнамента, напоминающего бегунец, мотивы романской аркатуры в окнах и карнизах третьего этажа.

Одновременно в трамвайном парке были выстроены двухэтажная с антресолями мастерская (стр. 4) и лаконичная по декору кладовая с проходной (стр. 6).

В южной части владения со стороны современной 2-й Миусской улицы появляется двухэтажный каменный жилой дом (стр. 2) по проекту инженера Н.А.Сытенко, решенный в утилитарном ключе.

С конца 1920-х гг. Миусский парк становится Трамвайным парком им. П.Щепетильникова, в честь революционера, возглавлявшего комитет большевиков Миусского трамвайного парка, командира рабочей миусской дружины, принимавшей участие во Всероссийской октябрьской стачке и в Декабрьском вооруженном восстании 1905 г. Здесь трудился и большевик-трамвайщик Александр Леонов, чьим именем был назван Василеостровский трамвайный парк в Санкт-Петербурге, куда он перебрался после событий 1905 г. На Миусской электроподстанции в 1909-1910 гг. работал и будущий «всероссийский староста» М.И.Калинин, о чем свидетельствует установленная на здании мемориальная доска.

С развитием трамвайного сообщения вслед за Миусским и Бутырским трамвайными депо в столице один за другим строятся комплексы Замоскворецкого (трамвайное депо им. Апакова), Золоторожского (ТРЗ), Пресненского, Покровского (Октябрьского), Уваровского (трамвайное депо им. Артамонова) и Ново-Сокольнического (трамвайное депо им. Русакова) парков.

С появлением в столице троллейбусной сети Миусский парк был переустроен под троллейбусный. В 1980-х гг. в некоторых строениях, в том числе в зданиях вагонного сарая с котельной и кладовой с проходной, была произведена частичная замена перекрытий. Вплоть до 2014 г. здесь располагался 4-й троллейбусный парк им. П.М.Щепетильникова. В 2017 г. ансамбль Миусского трамвайного депо получил статус памятника регионального значения. Миусское депо – это не только хорошо сохранившийся образец промышленной архитектуры начала XX в., но и памятник, связанный с важными политическими событиями этого времени, историей городского хозяйства и общественного транспорта Москвы.

Сегодня здесь завершены ремонтно-реставрационные работы с приспособлением под современное использование.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Российский национальный музей музыки

Российский национальный музей музыки

Российский национальный музей музыки – крупнейшая сокровищница памятников музыкальной культуры, не имеющая аналогов в мире. Здесь хранятся уникальное собрание нотных и литературных авторских рукописей, исследования по истории культуры, редкие книги, нотные издания. Фонды Музея музыки насчитывают около миллиона экспонатов. В филиалах сосредоточены автографы, письма, фотографии и разного рода документы, связанные с жизнью и творчеством деятелей русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое место занимает собрание музыкальных инструментов народов мира. В состав фондов Музея музыки входит Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов: крупнейшее собрание струнных инструментов мастеров разных стран и эпох, среди которых шедевры А. Страдивари, семей Гварнери, Амати.

Обширен фонд аудио- и видеозаписей; в собрании изобразительных материалов – шедевры, которые могли бы украсить экспозиции лучших мировых художественных музеев, - полотна М. Врубеля, К. Коровина, В. Серова и других, известных всему миру художников.

Музей музыки – авторитетный научный центр. Научные сотрудники ведут исследовательскую работу, занимаются поиском, введением в культурный обиход неизвестных, забытых или неопознанных произведений, автографов, музыкальных имен.


В состав Российского национального музея музыки входят:

Музей музыки (ул. Фадеева, 4.)
Музей С.С. Прокофьева (Камергерский пер., 6)
Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина (Новинский б-р, 25–27)
Музей «П.И. Чайковский и Москва» (Кудринская пл., 46/54)
Музей-квартира Н.С. Голованова (Брюсов переулок, дом 7, кв. 10)
Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера (Тверская ул., 17, кв. 110)





(Нет голосов)
Дома
Петровско-Александровский пансион-приют

Петровско-Александровский пансион-приют

Фадеева ул., дом 5, строение 1

Здесь содержались дети из бедных дворянских семей

3.48
Дома
Станция метро "Белорусская" (кольцевая)

Станция метро "Белорусская" (кольцевая)

ул. Грузинский Вал, дом 28/45

На этой станции можно отыскать рисунки белорусской народной вышивки.

3.25
Дома
Жилой дом А.В. Остроумовой

Жилой дом А.В. Остроумовой

Воротниковский переулок д.10, стр.2

Название местности, где расположен дом, восходит  к слободе московских воротников – караульных, охранявших городские и крепостные ворота. Вплоть до 18 века в их обязанности входило отпирать и запирать на ночь городские ворота в Кремле, Китай-городе и Белом городе.

(Нет голосов)
Дома
Площадь Тверская застава

Площадь Тверская застава

Сегодня эту площадь трудно назвать площадью.

(Нет голосов)
Дома
Станция метро «Новослободская»

Станция метро «Новослободская»

Ул. Новослободская

Дата открытия: 30.01.1952
Открыта в составе участка "Курская" - "Белорусская".
Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения.
Построена по типовому проекту.

3.6
Дома
Дом, в котором жил Пушкин Александр Сергеевич у своего друга П.В.Нащокина в 1836 г.

Дом, в котором жил Пушкин Александр Сергеевич у своего друга П.В.Нащокина в 1836 г.

Воротниковский пер., д. 12, стр. 1

В этом месте Москвы находилась слобода Воротников, стражей городских Кремлевских ворот. Их перевели сюда с Малой Дмитровки, когда Москва разрослась до Земляного Города – четвертого оборонительного кольца. По этой слободе получил свое название Воротниковский переулок.

(Нет голосов)
Дома
Дом купца Шерупенкова

Дом купца Шерупенкова

Лесная ул. д.1/2

Можно сказать, что это один из самых известных домов в городе рубежа 19-20 веков. Он славен не своей архитектурой или архитектором, хотя башенка на одном из его углов и выделяет его среди соседей. Не  своими жильцами, не владельцами и даже не организациями, в нем размещавшимися.

(Нет голосов)
Дома
Никольская церковь у Тверской заставы

Никольская церковь у Тверской заставы

Бутырский вал ул., д. 8/3, стр. 1

Старообрядческий храм строился в условиях войны и революции, а освящен был уже в советские годы.

3.77
Памятники
Памятник  М.Горькому

Памятник М.Горькому

Площадь Тверской Заставы

В 2017 году после реставрации возвращен на площадь Тверской Заставы.

(Нет голосов)
Дома
Тихвинская церковь, что в Новой слободе.

Тихвинская церковь, что в Новой слободе.

Тихвинская ул., д. 13, стр. 12

Тихвинская церковь или церковь иконы Божией Матери Тихвинская, что в Новой слободе (или что в Сущеве) была построена в 1694 – 1694 гг., достраивалась и обновлялась в 1710, 1825 гг. Здание церкви - в стиле барокко, колокольня и трапезная – в стиле позднего классицизма.

3.96
Территории
Площадь Тверская застава

Площадь Тверская застава

Сегодня эту площадь трудно назвать площадью.

(Нет голосов)