ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Миусское трамвайное депо

3.44
История создания Миусского трамвайного депо связана с появлением в столице конно-железных дорог. Для строительства депо была выбрана обширная местность Миусского поля, где с конца XVIII века и вплоть до начала 1870-х гг. располагались лесные торговые ряды.
+ -

«Миусский парк помещался на Лесной улице, в красных почерневших от копоти кирпичных корпусах  Воспоминание о ней связано со скрежетом трамваев, выползающих на рассвете из железных ворот парка, с тяжелой кондукторской сумкой, натиравшей плечо, и с кислым запахом меди. Руки у нас, кондукторов, всегда были зелеными от медных денег», - вспоминал писатель Константин Паустовский о своем кондукторском прошлом в Миусском трамвайном парке.

История создания Миусского трамвайного депо связана с появлением в столице конно-железных дорог. В 1872 г. для посетителей Политехнической выставки была запущена первая линия конки от Брестского вокзала. Для строительства депо была выбрана обширная местность Миусского поля, где с конца XVIII в. и вплоть до начала 1870-х гг. располагались лесные торговые ряды.

В 1870-е гг. по проекту архитектора Н.А.Тютюнова здесь был выстроен комплекс зданий, состоявший из деревянных конюшен, кузнечных мастерских, жилых казарм для рабочих и конторского здания. Конная линия для Политехнической выставки была реконструирована и продлена до Петровского парка. Ее открытие состоялось в 1874 г. вместе с открытием Миусского парка. «В день открытия … в здание железнодорожного парка на Миусской площади, все убранное флагами, собралось до двухсот человек приглашенных... На празднестве присутствовал московский генерал-губернатор князь В.А.Долгоруков и другие начальствующие и почетные лица города Москвы. После окропления зданий конно-железных дорог святою водою присутствовавшие отправились осматривать конюшни...» (газета «Русские ведомости» за 3 сентября 1874 г.).

В 1899 г. в Москве из электрического депо на Башиловке был запущен первый электрический трамвай. Строительство новых линий предусматривало и реконструкцию Миусского парка. В 1903 г. началось сооружение Миусской электрической подстанции, а спустя три года трамвайный парк стал полностью электрическим.

Одним из первых в рамках реконструкции в 1904 г. возводят здание вагонного сарая с котельной (стр. 5) на 40 вагоно-мест. 40 новых легких и вместительных четырехосных и двухосных вагонов, прибывших из Риги и Аугсбурга, размещались в сооружении, напоминавшем базилику. Трехнефная композиция с высоким центральным нефом, освященным световым фонарем, фасады в виде трехчастного портала с угловыми пилонами и рустованными контрфорсами спроектированы в духе промышленной эстетики рубежа веков. Внутренние перекрытия в виде ферм с фонарем в центральной и боковых частях здания начала XX в., предположительно, были созданы при участии инженера В.Г.Шухова. В сентябре 1904 г. в Миусском парке состоялось открытие Марьинской городской трамвайной линии.

В 1908 г. по Лесной улице и Миусскому переулку трамвайный парк был огорожен каменной оградой с пилонами и металлическими воротами. Сегодня ее исторический фрагмент сохранился лишь по Миусскому переулку.

К 1909 г. I-е Общество конно-железных дорог полностью перестраивает комплекс, именуемый теперь Миусским парком московского городского электрического трамвая. На территории сносится вся деревянная застройка и возводятся каменные вагонные сараи, ремонтные мастерские, казармы и контора. Строительство осуществлялось по проекту архитекторов Н.К.Жукова (одного из авторов дома З.А.Перцовой на Пречистенской наб.), с 1903 г. – архитектора при городских железных дорогах (трамвае) М.Н.Глейнинга и известного русского инженера-путейца Н.А.Сытенко.

На месте деревянных конюшен строится большой вагонный сарай (стр. 3). Квадратное в плане одноэтажное сооружение с антресолями, северо-восточный фасад которого выходил на 1-ю Миусскую улицу, заняло значительную часть трамвайного парка. Торцевые фасады имели ступенчатую композицию, участки стен между выступающими пилонами членились лопатками и окнами с веерными перемычками. В 1920-е гг. с запада к зданию была сделана хозяйственная пристройка для размещения сарая, прачечной и ледника (стр. 8).

В это же время на месте деревянных конюшен 1874 г. возводится каменный одноэтажный нежилой корпус, в котором тоже сначала располагались конюшни. В советское время его центральная часть становится жилой. С 1928 г. в нем располагались гараж, служба распределения тока, мастерская и два жилых блока.

В результате надстройки в 1930-х гг. здания вторым этажом появились два трехэтажных объема с щипцовыми завершениями. Перестроенные фасады административно-жилого корпуса со стороны Лесной улицы (стр. 1) были адаптированы к исторической застройке комплекса. В фасадном декоре использовано характерное для промышленной архитектуры сочетание элементов древнерусской, романской и готической архитектуры: аркада, обрамляющая окна первого этажа, междуэтажный карниз из поребрика и орнамента, напоминающего бегунец, мотивы романской аркатуры в окнах и карнизах третьего этажа.

Одновременно в трамвайном парке были выстроены двухэтажная с антресолями мастерская (стр. 4) и лаконичная по декору кладовая с проходной (стр. 6).

В южной части владения со стороны современной 2-й Миусской улицы появляется двухэтажный каменный жилой дом (стр. 2) по проекту инженера Н.А.Сытенко, решенный в утилитарном ключе.

С конца 1920-х гг. Миусский парк становится Трамвайным парком им. П.Щепетильникова, в честь революционера, возглавлявшего комитет большевиков Миусского трамвайного парка, командира рабочей миусской дружины, принимавшей участие во Всероссийской октябрьской стачке и в Декабрьском вооруженном восстании 1905 г. Здесь трудился и большевик-трамвайщик Александр Леонов, чьим именем был назван Василеостровский трамвайный парк в Санкт-Петербурге, куда он перебрался после событий 1905 г. На Миусской электроподстанции в 1909-1910 гг. работал и будущий «всероссийский староста» М.И.Калинин, о чем свидетельствует установленная на здании мемориальная доска.

С развитием трамвайного сообщения вслед за Миусским и Бутырским трамвайными депо в столице один за другим строятся комплексы Замоскворецкого (трамвайное депо им. Апакова), Золоторожского (ТРЗ), Пресненского, Покровского (Октябрьского), Уваровского (трамвайное депо им. Артамонова) и Ново-Сокольнического (трамвайное депо им. Русакова) парков.

С появлением в столице троллейбусной сети Миусский парк был переустроен под троллейбусный. В 1980-х гг. в некоторых строениях, в том числе в зданиях вагонного сарая с котельной и кладовой с проходной, была произведена частичная замена перекрытий. Вплоть до 2014 г. здесь располагался 4-й троллейбусный парк им. П.М.Щепетильникова. В 2017 г. ансамбль Миусского трамвайного депо получил статус памятника регионального значения. Миусское депо – это не только хорошо сохранившийся образец промышленной архитектуры начала XX в., но и памятник, связанный с важными политическими событиями этого времени, историей городского хозяйства и общественного транспорта Москвы.

Сегодня здесь завершены ремонтно-реставрационные работы с приспособлением под современное использование.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Памятник  М.Горькому

Памятник М.Горькому

Площадь Тверской Заставы

В 2017 году после реставрации возвращен на площадь Тверской Заставы.

(Нет голосов)
Дома
Дом купца Шерупенкова

Дом купца Шерупенкова

Лесная ул. д.1/2

Можно сказать, что это один из самых известных домов в городе рубежа 19-20 веков. Он славен не своей архитектурой или архитектором, хотя башенка на одном из его углов и выделяет его среди соседей. Не  своими жильцами, не владельцами и даже не организациями, в нем размещавшимися.

(Нет голосов)
Дома
Станция метро "Белорусская" (кольцевая)

Станция метро "Белорусская" (кольцевая)

ул. Грузинский Вал, дом 28/45

На этой станции можно отыскать рисунки белорусской народной вышивки.

3.25
Дома
Никольская церковь у Тверской заставы

Никольская церковь у Тверской заставы

Бутырский вал ул., д. 8/3, стр. 1

Старообрядческий храм строился в условиях войны и революции, а освящен был уже в советские годы.

3.77
Дома
Тихвинская церковь, что в Новой слободе.

Тихвинская церковь, что в Новой слободе.

Тихвинская ул., д. 13, стр. 12

Тихвинская церковь или церковь иконы Божией Матери Тихвинская, что в Новой слободе (или что в Сущеве) была построена в 1694 – 1694 гг., достраивалась и обновлялась в 1710, 1825 гг. Здание церкви - в стиле барокко, колокольня и трапезная – в стиле позднего классицизма.

3.96
Дома
Дом, в котором жил Пушкин Александр Сергеевич у своего друга П.В.Нащокина в 1836 г.

Дом, в котором жил Пушкин Александр Сергеевич у своего друга П.В.Нащокина в 1836 г.

Воротниковский пер., д. 12, стр. 1

В этом месте Москвы находилась слобода Воротников, стражей городских Кремлевских ворот. Их перевели сюда с Малой Дмитровки, когда Москва разрослась до Земляного Города – четвертого оборонительного кольца. По этой слободе получил свое название Воротниковский переулок.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом А.В. Остроумовой

Жилой дом А.В. Остроумовой

Воротниковский переулок д.10, стр.2

Название местности, где расположен дом, восходит  к слободе московских воротников – караульных, охранявших городские и крепостные ворота. Вплоть до 18 века в их обязанности входило отпирать и запирать на ночь городские ворота в Кремле, Китай-городе и Белом городе.

(Нет голосов)
Музеи
Российский национальный музей музыки

Российский национальный музей музыки

Российский национальный музей музыки – крупнейшая сокровищница памятников музыкальной культуры, не имеющая аналогов в мире. Здесь хранятся уникальное собрание нотных и литературных авторских рукописей, исследования по истории культуры, редкие книги, нотные издания. Фонды Музея музыки насчитывают около миллиона экспонатов. В филиалах сосредоточены автографы, письма, фотографии и разного рода документы, связанные с жизнью и творчеством деятелей русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое место занимает собрание музыкальных инструментов народов мира. В состав фондов Музея музыки входит Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов: крупнейшее собрание струнных инструментов мастеров разных стран и эпох, среди которых шедевры А. Страдивари, семей Гварнери, Амати.

Обширен фонд аудио- и видеозаписей; в собрании изобразительных материалов – шедевры, которые могли бы украсить экспозиции лучших мировых художественных музеев, - полотна М. Врубеля, К. Коровина, В. Серова и других, известных всему миру художников.

Музей музыки – авторитетный научный центр. Научные сотрудники ведут исследовательскую работу, занимаются поиском, введением в культурный обиход неизвестных, забытых или неопознанных произведений, автографов, музыкальных имен.


В состав Российского национального музея музыки входят:

Музей музыки (ул. Фадеева, 4.)
Музей С.С. Прокофьева (Камергерский пер., 6)
Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина (Новинский б-р, 25–27)
Музей «П.И. Чайковский и Москва» (Кудринская пл., 46/54)
Музей-квартира Н.С. Голованова (Брюсов переулок, дом 7, кв. 10)
Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера (Тверская ул., 17, кв. 110)





(Нет голосов)
Дома
Станция метро «Новослободская»

Станция метро «Новослободская»

Ул. Новослободская

Дата открытия: 30.01.1952
Открыта в составе участка "Курская" - "Белорусская".
Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения.
Построена по типовому проекту.

3.6
Дома
Площадь Тверская застава

Площадь Тверская застава

Сегодня эту площадь трудно назвать площадью.

(Нет голосов)
Дома
Петровско-Александровский пансион-приют

Петровско-Александровский пансион-приют

Фадеева ул., дом 5, строение 1

Здесь содержались дети из бедных дворянских семей

3.48
Территории
Площадь Тверская застава

Площадь Тверская застава

Сегодня эту площадь трудно назвать площадью.

(Нет голосов)