ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Общежитие рабочих ватной фабрики в Ростокине

Проспект Мира, д. 186, корп. 1 и 2
выявленный объект культурного наследия Участник конкурса
3.7
«Некрасивый» домик в Ростокине, оказывается, – одно из важных сооружений советского авангарда.
  • Общежитие рабочих ватной фабрики в Ростокине
+ -

Глядя на невзрачное невысокое здание в стиле "авангард" на проспекте Мира слева от нарядного дома Жолтовского, легко можно принять его за нежилую постройку, вроде склада или трансформаторной будки. Когда-то бывшие белыми стены; маленькие окна… знаток архитектуры, однако, заметит, что окна эти – ленточные, то есть протянутые по всей стене. Такие часто можно встретить в постройках эпохи конструктивизма. И «некрасивый» домик в Ростокине, оказывается, – одно из важных сооружений советского авангарда. Его построил автор всемирно известного Дома Наркомфина Моисей Гинзбург вместе со своим учеником Соломоном Лисагором.

В 1920-е годы Гинзбург возглавлял секцию типизации при Стройкоме РСФСР и занимался поиском новых форм жилья, которые позволили бы предоставить как можно большему числу людей отдельную жилплощадь, при этом максимально удешевив её строительство. Ситуация в стране была такая, что квартиру из нескольких комнат сразу же заселяли несколько семей – и получался, по выражению самого Гинзбурга, бытовой ад.

В результате были придуманы не квартиры, а «ячейки», размещавшиеся в так называемых коммунальных домах. Для их жителей предусматривались общие столовая, прачечная, душевые и другие «удобства». Таким образом, часть домашних дел «выносилась» из квартиры, и кухню можно было сократить до крошечного «кухонного элемента», а ванную – до «душевой ниши» или просто рукомойника. Архитекторы разработали несколько типов жилых «ячеек», и самыми экономичными были признаны ячейки типа F, рассчитанные на проживание одного-двух человек.

Ячейки типа F позволяли сэкономить в том числе на строительстве лестничных клеток. Один длинный коридор обслуживает сразу два этажа. Чтобы оказаться в своей ячейке, нужно дойти до двери, подняться на несколько ступеней наверх или спуститься вниз – и оказаться в странном помещении, которое состоит из столовой с очень высоким – 3,6 метра – потолком и нишей для спальни, где потолок занижен до 2,2-2,35 метра. Площадь таких ячеек невелика, порядка 33-34 квадратных метров, однако такое жилище кажется достаточно просторным за счёт кубатуры.

Предполагалось, что строительство домов с жилыми ячейками типа F станет массовым. Однако их было построено всего шесть: по одному в Саратове и Свердловске и четыре в Москве. Среди них – знаменитый дом Наркомфина на Новинском бульваре; дом-коммуна на Гоголевском бульваре… и общежитие рабочих ватной фабрики в Ростокине, состоявшее первоначально из трёх корпусов. Ячейки типа F занимали лишь один корпус, деревянный – который до наших дней, к сожалению, не дошёл. Сохранилось пятиэтажное строение, где находились квартиры для семейных рабочих, а в нескольких метрах от него – бывший «общественный» корпус, где по проекту должны были помещаться столовая, прачечная и зал собраний. В помещениях бывшего общежития и сейчас происходит какая-то жизнь: здесь открылись кафе, ветеринарная клиника и небольшие магазины. Однако рядом со зданиями крайне редко можно увидеть людей; об этих домах мало что могут сказать даже жители района Ростоки.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Мария Дмитриева   13 августа 2015 21:49

    Жители прекрасно знают эти дома и называют их Дом Коммуна.

Интересное рядом

Памятники
Каменный цветок

Каменный цветок

Бажова ул., д. 24/2 (в сквере)

(Нет голосов)
Памятники
Шарль де Голль

Шарль де Голль

Шарля де Голля пл. (на территории ОАО ГК «Космос»)

(Нет голосов)
Памятники
Островский Н. А.

Островский Н. А.

2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 2 (на территории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 5)

(Нет голосов)
Памятники
Бауман Н. Э.

Бауман Н. Э.

Сельскохозяйственная ул., д. 9/2 (на территории ГУП г. Москвы «Мосгортранс», филиал «Трамвайное депо им. Н. Э. Баумана»)

(Нет голосов)
Памятники
Данило-мастер

Данило-мастер

Бажова ул. (сквер)

(Нет голосов)
Памятники
Мир

Мир

Мира пр-т, д. 150 (перед зданием гостиницы «Космос»)

(Нет голосов)
Музеи
Электромузей

Электромузей

Открытый в 2014 году «Электромузей в Ростокино» Объединения «Выставочные Залы Москвы» является единственным в России выставочным пространством, специализирующимся на медийном искусстве.

Кураторы галереи – художники Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев (участники проекта Electroboutique и преподаватели Школы Родченко) – убеждены, что электронные, цифровые и интерактивные проекты обращаются к массовому зрителю и говорят на понятном ему языке, являясь отражением новой реальности, определенной технологическим прогрессом и, в частности, появлением и развитием интернета и новых медиа. Кроме того, они занимают авангардную позицию в системе современного искусства. Миссией Электромузея является, таким образом, популяризация медиаискусства, просветительская деятельность и демонстрация актуальных трендов в этой сфере современного искусства, а также поддержка отечественных художников, работающих в этой области.

В одном из залов музея действует SA))_gallery (куратор – Сергей Касич) – первая в России стационарная галерея, технически и концептуально специализирующаяся на современном звуковом искусстве. Галерея создана и поддерживается сообществом SoundArtist.ru и предназначена для прослушивания многоканальных пространственных аудиоинсталляций и звуковых скульптур.

За последние два года в Электромузее состоялось более двадцати выставок, в том числе персональные выставки Владимира Дубосарского, Владислава Ефимова, Дмитрия Морозова (aka ::Vtol::), Андрея Люблинского, первая в России выставка гиф-арта Gif-Gif-Gaf, выставочный проект «Антимузей» и другие. В музее действуют образовательные студии для детей и подростков, проходят мастер-классы, семинары, лекции, перформансы, выступления саунд-артистов и электронных музыкантов.

В 2015 году проект «Электромузей в Ростокино» стал победителем грантового конкурса Благотворительного фонда В. Потанина по программе «Музейный гид» в номинации «Удивительные музеи».

Дата основания выставочного зала 1986 год.

(Нет голосов)
Музеи
Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр открылся в сентябре 2010-го, внутри нового постамента легендарной скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». 24-метровая скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» – шедевр советского и мирового модернизма первой половины XX века – была сделана по новым технологиям, открытым советским металловедом, профессором П.Н. Львовым. На многотонный каркас навешивалась оболочка из хромоникелевой стали, соединяемая путем сварки. Статуя была сделана для советского павильона Всемирной выставки в Париже 1937 года и яростно летела навстречу нахохлившемуся орлу со свастикой на карнизе стоявшего напротив павильона фашистской Германии. В собрании МВЦ «Рабочий и колхозница» хранятся материалы, напоминающие о том, что автором идеи скульптуры был архитектор павильона выставки – Борис Иофан. Вдохновившей его пластической темой стала античная статуя «Тираноборцы». Воздетые к небу руки с мечами заменили руки с мирными атрибутами, эмблемами советской страны – серпом и молотом. То, что автором образа был один художник – Иофан, подтверждают эскизы скульптуры, выполненные для закрытого конкурса 1936 года В.А. Андреевым, В.И. Мухиной и М.Г. Манизером. На первый взгляд, все варианты (за исключением тоже участвовавшего в конкурсе 1936 года экспрессионистического монумента И.Д. Шадра) очень похожи. Та же постановка двух фигур, те же воздетые руки. Только у авторов-мужчин герои уподоблялись ледяным в своем совершенстве античным богам, а у Веры Мухиной в них клокотала необоримая сила внутренней энергии и страсти.

После возвращения на родину на протяжении семидесяти лет скульптура встречала посетителей Северного входа ВСХВ – ВДНХ. Она стояла на низеньком постаменте (11 метров) и тихо старела. И Мухина, и Иофан до конца жизни боролись за возведение надлежащего по высоте постамента, за перенос статуи в принципиальные для визуальной режиссуры городского пространства места (Вера Мухина хотела видеть своих «детей» на Ленинских горах). При жизни мастеров этого не случилось. Однако современное постсоветское искусство памятник полюбило и обращалось к нему как к объекту новых хэппинингов и перформансов. Достаточно вспомнить акцию 1998 года, когда архитекторы и художники одели «Рабочего и колхозницу» в настоящие комбинезон и платье цвета российского флага.

Сегодня скульптура водружена на постамент-павильон, созданный по мотивам того, что спроектировал Борис Иофан для парижской выставки 1937 года. Таким образом, намеренно акцентируется тема эстафеты нового отечественного искусства, от инноваций первой половины XX века к авангарду первой половины века нынешнего.

Сергей Хачатуров

(Нет голосов)
Памятники
Хозяйка Медной горы

Хозяйка Медной горы

Бажова ул. (сквер)

(Нет голосов)
Памятники
Серебряное копытце

Серебряное копытце

Бажова ул. (сквер)

(Нет голосов)
Памятники
Ростокинский дворник

Ростокинский дворник

Пересечение ул. — Бажова и Малахитовой

(Нет голосов)
Дома
Павильон №70

Павильон №70

Просп. Мира, 119, стр. 70

Павильон имеет уникальную судьбу – он представлял Советский Союз на Всемирной выставке 1967 г. в Монреале (Канада). После окончания Expo 67 павильон разобрали и несколькими кораблями перевезли через океан обратно в Москву.

(Нет голосов)