ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Общежитие рабочих ватной фабрики в Ростокине

Проспект Мира, д. 186, корп. 1 и 2
выявленный объект культурного наследия Участник конкурса
3.7
«Некрасивый» домик в Ростокине, оказывается, – одно из важных сооружений советского авангарда.
  • Общежитие рабочих ватной фабрики в Ростокине
+ -

Глядя на невзрачное невысокое здание в стиле "авангард" на проспекте Мира слева от нарядного дома Жолтовского, легко можно принять его за нежилую постройку, вроде склада или трансформаторной будки. Когда-то бывшие белыми стены; маленькие окна… знаток архитектуры, однако, заметит, что окна эти – ленточные, то есть протянутые по всей стене. Такие часто можно встретить в постройках эпохи конструктивизма. И «некрасивый» домик в Ростокине, оказывается, – одно из важных сооружений советского авангарда. Его построил автор всемирно известного Дома Наркомфина Моисей Гинзбург вместе со своим учеником Соломоном Лисагором.

В 1920-е годы Гинзбург возглавлял секцию типизации при Стройкоме РСФСР и занимался поиском новых форм жилья, которые позволили бы предоставить как можно большему числу людей отдельную жилплощадь, при этом максимально удешевив её строительство. Ситуация в стране была такая, что квартиру из нескольких комнат сразу же заселяли несколько семей – и получался, по выражению самого Гинзбурга, бытовой ад.

В результате были придуманы не квартиры, а «ячейки», размещавшиеся в так называемых коммунальных домах. Для их жителей предусматривались общие столовая, прачечная, душевые и другие «удобства». Таким образом, часть домашних дел «выносилась» из квартиры, и кухню можно было сократить до крошечного «кухонного элемента», а ванную – до «душевой ниши» или просто рукомойника. Архитекторы разработали несколько типов жилых «ячеек», и самыми экономичными были признаны ячейки типа F, рассчитанные на проживание одного-двух человек.

Ячейки типа F позволяли сэкономить в том числе на строительстве лестничных клеток. Один длинный коридор обслуживает сразу два этажа. Чтобы оказаться в своей ячейке, нужно дойти до двери, подняться на несколько ступеней наверх или спуститься вниз – и оказаться в странном помещении, которое состоит из столовой с очень высоким – 3,6 метра – потолком и нишей для спальни, где потолок занижен до 2,2-2,35 метра. Площадь таких ячеек невелика, порядка 33-34 квадратных метров, однако такое жилище кажется достаточно просторным за счёт кубатуры.

Предполагалось, что строительство домов с жилыми ячейками типа F станет массовым. Однако их было построено всего шесть: по одному в Саратове и Свердловске и четыре в Москве. Среди них – знаменитый дом Наркомфина на Новинском бульваре; дом-коммуна на Гоголевском бульваре… и общежитие рабочих ватной фабрики в Ростокине, состоявшее первоначально из трёх корпусов. Ячейки типа F занимали лишь один корпус, деревянный – который до наших дней, к сожалению, не дошёл. Сохранилось пятиэтажное строение, где находились квартиры для семейных рабочих, а в нескольких метрах от него – бывший «общественный» корпус, где по проекту должны были помещаться столовая, прачечная и зал собраний. В помещениях бывшего общежития и сейчас происходит какая-то жизнь: здесь открылись кафе, ветеринарная клиника и небольшие магазины. Однако рядом со зданиями крайне редко можно увидеть людей; об этих домах мало что могут сказать даже жители района Ростоки.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Мария Дмитриева   13 августа 2015 21:49

    Жители прекрасно знают эти дома и называют их Дом Коммуна.

Интересное рядом

Дома
Павильон №70

Павильон №70

Просп. Мира, 119, стр. 70

Павильон имеет уникальную судьбу – он представлял Советский Союз на Всемирной выставке 1967 г. в Монреале (Канада). После окончания Expo 67 павильон разобрали и несколькими кораблями перевезли через океан обратно в Москву.

(Нет голосов)
Музеи
Электромузей

Электромузей

Открытый в 2014 году «Электромузей в Ростокино» Объединения «Выставочные Залы Москвы» является единственным в России выставочным пространством, специализирующимся на медийном искусстве.

Кураторы галереи – художники Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев (участники проекта Electroboutique и преподаватели Школы Родченко) – убеждены, что электронные, цифровые и интерактивные проекты обращаются к массовому зрителю и говорят на понятном ему языке, являясь отражением новой реальности, определенной технологическим прогрессом и, в частности, появлением и развитием интернета и новых медиа. Кроме того, они занимают авангардную позицию в системе современного искусства. Миссией Электромузея является, таким образом, популяризация медиаискусства, просветительская деятельность и демонстрация актуальных трендов в этой сфере современного искусства, а также поддержка отечественных художников, работающих в этой области.

В одном из залов музея действует SA))_gallery (куратор – Сергей Касич) – первая в России стационарная галерея, технически и концептуально специализирующаяся на современном звуковом искусстве. Галерея создана и поддерживается сообществом SoundArtist.ru и предназначена для прослушивания многоканальных пространственных аудиоинсталляций и звуковых скульптур.

За последние два года в Электромузее состоялось более двадцати выставок, в том числе персональные выставки Владимира Дубосарского, Владислава Ефимова, Дмитрия Морозова (aka ::Vtol::), Андрея Люблинского, первая в России выставка гиф-арта Gif-Gif-Gaf, выставочный проект «Антимузей» и другие. В музее действуют образовательные студии для детей и подростков, проходят мастер-классы, семинары, лекции, перформансы, выступления саунд-артистов и электронных музыкантов.

В 2015 году проект «Электромузей в Ростокино» стал победителем грантового конкурса Благотворительного фонда В. Потанина по программе «Музейный гид» в номинации «Удивительные музеи».

Дата основания выставочного зала 1986 год.

(Нет голосов)
Памятники
Островский Н. А.

Островский Н. А.

2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 2 (на территории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 5)

(Нет голосов)
Памятники
Каменный цветок

Каменный цветок

Бажова ул., д. 24/2 (в сквере)

(Нет голосов)
Памятники
Ростокинский дворник

Ростокинский дворник

Пересечение ул. — Бажова и Малахитовой

(Нет голосов)
Памятники
Хозяйка Медной горы

Хозяйка Медной горы

Бажова ул. (сквер)

(Нет голосов)
Памятники
Бауман Н. Э.

Бауман Н. Э.

Сельскохозяйственная ул., д. 9/2 (на территории ГУП г. Москвы «Мосгортранс», филиал «Трамвайное депо им. Н. Э. Баумана»)

(Нет голосов)
Музеи
Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр «Рабочий и Колхозница»

Музейно-выставочный центр открылся в сентябре 2010-го, внутри нового постамента легендарной скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». 24-метровая скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» – шедевр советского и мирового модернизма первой половины XX века – была сделана по новым технологиям, открытым советским металловедом, профессором П.Н. Львовым. На многотонный каркас навешивалась оболочка из хромоникелевой стали, соединяемая путем сварки. Статуя была сделана для советского павильона Всемирной выставки в Париже 1937 года и яростно летела навстречу нахохлившемуся орлу со свастикой на карнизе стоявшего напротив павильона фашистской Германии. В собрании МВЦ «Рабочий и колхозница» хранятся материалы, напоминающие о том, что автором идеи скульптуры был архитектор павильона выставки – Борис Иофан. Вдохновившей его пластической темой стала античная статуя «Тираноборцы». Воздетые к небу руки с мечами заменили руки с мирными атрибутами, эмблемами советской страны – серпом и молотом. То, что автором образа был один художник – Иофан, подтверждают эскизы скульптуры, выполненные для закрытого конкурса 1936 года В.А. Андреевым, В.И. Мухиной и М.Г. Манизером. На первый взгляд, все варианты (за исключением тоже участвовавшего в конкурсе 1936 года экспрессионистического монумента И.Д. Шадра) очень похожи. Та же постановка двух фигур, те же воздетые руки. Только у авторов-мужчин герои уподоблялись ледяным в своем совершенстве античным богам, а у Веры Мухиной в них клокотала необоримая сила внутренней энергии и страсти.

После возвращения на родину на протяжении семидесяти лет скульптура встречала посетителей Северного входа ВСХВ – ВДНХ. Она стояла на низеньком постаменте (11 метров) и тихо старела. И Мухина, и Иофан до конца жизни боролись за возведение надлежащего по высоте постамента, за перенос статуи в принципиальные для визуальной режиссуры городского пространства места (Вера Мухина хотела видеть своих «детей» на Ленинских горах). При жизни мастеров этого не случилось. Однако современное постсоветское искусство памятник полюбило и обращалось к нему как к объекту новых хэппинингов и перформансов. Достаточно вспомнить акцию 1998 года, когда архитекторы и художники одели «Рабочего и колхозницу» в настоящие комбинезон и платье цвета российского флага.

Сегодня скульптура водружена на постамент-павильон, созданный по мотивам того, что спроектировал Борис Иофан для парижской выставки 1937 года. Таким образом, намеренно акцентируется тема эстафеты нового отечественного искусства, от инноваций первой половины XX века к авангарду первой половины века нынешнего.

Сергей Хачатуров

(Нет голосов)
Памятники
Серебряное копытце

Серебряное копытце

Бажова ул. (сквер)

(Нет голосов)
Памятники
Мир

Мир

Мира пр-т, д. 150 (перед зданием гостиницы «Космос»)

(Нет голосов)
Памятники
Шарль де Голль

Шарль де Голль

Шарля де Голля пл. (на территории ОАО ГК «Космос»)

(Нет голосов)
Памятники
Данило-мастер

Данило-мастер

Бажова ул. (сквер)

(Нет голосов)