ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Особняк К.А. Гутхейля

Пречистенский переулок, д. 8, стр. 1 и 2
объект культурного наследия федерального значения
3.59
Этот дом строился не для конкретного владельца, а как архитектурный объект

+ -

В конце XIX века в Россию из Европы пришло новое модное течение - строительство особняков «под ключ» для дальнейшей продажи очень состоятельным клиентам. Дом строился не для определенного владельца с его вкусами и пристрастиями, а как архитектурный объект. Его стиль и облик более зависел от творческого почерка зодчего и его индивидуальности, чем от заказчика. Для этого очень подходил стиль модерн. Получались очень стильные дома, построенные по самым передовым технологиям, с самыми совершенными инженерными системами, которые украсили наш город необычайно.

В 1899 году молодой и богатый банкир Яков Рекк создал Московское торгово-строительное акционерное общество. Под строительство новых особняков под ключ Общество купило старую усадьбу князя И.А. Гагарина в Мертвом переулке, которая сгорела в 1812 году.

Особняк № 8 в Пречистенском (Мертвом) переулке построен в 1903 году знаменитым архитектором Вильямом Валькотом (1874-1943). Архитектор родился в Одессе, образование получил в Петербурге и Париже и в начале XX века начал практиковать в Москве. Был одним из первых, строивших в стиле модерн. Профильные журналы охотно печатали его чудесную архитектурную графику. В 1908 году Уильям Валькот уехал на родину в Англию, где до 1943 года работал в основном как гравер, график и чертежник.

Этот особняк уникален. В отделке преобладают мотивы рококо, придающие этой небольшой постройке камерность и удивительное изящество. Здание симметрично, в отличие от других построек стиля модерн. Центральный ризалит посередине - это главный вход в особняк. С середины арки портала входной двери на прохожих смотрит изящная девушка-лорелея. Такие же девушки венчают виньерки декоративных композиций над тройными окнами боковых ризалитов. Фасад облицован сверкающей глазурованной розовой плиткой, на которой выделяются лепные панно, изображающие младенцев путти. Округлым очертаниям орнаментов вторят округлые оконные и дверные проемы. Рокайльный орнамент и стеклянный навесной козырек над входом заимствованы из французского Ар Нуво.

Дом у Московского торгово-строительного акционерного общества купил сын известного нотного издателя Александра Гутхейль Карл.

Музыкально-издательскую фирму "А.Б. Гутхейль" в Москве в середине XIX века создал выходец из Франкфурта-на-Майне Александр Богданович Гутхейль. В 1882 году фирму возглавил сын основателя Карл Александрович, и превратил ее в одно из крупнейших нотных издательств, имевшее свой магазин в Москве на Кузнецком мосту в доме Юнкерс и на Невском проспекте в Петербурге. Сначала фирма выпускала произведения известных западноевропейских классиков, но с 1870 годов стали издаваться и русские композиторы. Издатель­ством Гутхейль было опубликовало большинство произведений С. В. Рахманинова, часть романсов и фортепьянных пьес Балакирева, сочинений Аренского, Гречанинова, сборники русских народных песен, собрания романсов Варламова, Алябьева и Гурилёва, сочинения многих других композиторов. Издания Гутхейль отличались очень красивым оформлением. Художники часто использовали виньетки и барочные орнаменты для оформления нотных книжек.

В 1915 году после антинемецких погромов в Москве Карл Гутхейль продал издательство Русскому музыкальному обществу Сергея и Натальи Кусевицких и уехал в Германию.

С домом в Мертвом переулке семья рассталась еще раньше. К 1913 году особняком владела уже семья Дионисия Сергеевича Карзинкина, представителя известной купеческой московской семьи, кандидата-директора Торгово-промышленного товарищества Ярославской Большой мануфактуры.

С 1958 г. в здании размещается посольство Марокко. В  1960  г. дворовая часть особняка была надстроена вторым этажом. В том же году под жилое помещение была переделана открытая терраса со стороны восточного фасада. В ходе реконструкции нетронутыми остались только парадные помещения, чье декоративное убранство сохранилось до наших дней.

В 2011 году здание особняка было отреставрировано. Реставрационные работы проводились по  проекту Е.Г. Кокорева (ООО "Архитектурное Бюро Кокорева"). Реставраторы вернули былой вид фасадам и фасадной скульптуре. Особое внимание было уделено реставрации керамической облицовки стен: за счет выбора пяти оттенков изразцов была сохранена иллюзия игры цвета на фасаде. В ходе работ были усилены фундаменты, заменены кровля и аварийные участки стропильной системы. В  интерьерах были отреставрированы деревянная отделка, гипсовая лепнина. Восстанавливались камины, кованые ограждения лестниц, витражи. Кроме того, ограда была воссоздана в том виде, в каком ее замышлял В.Ф. Валькот.

В 2012 году особняк К.А.Гутхейля стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация".


Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Здание МИДа

Здание МИДа

Смоленская-Сенная пл., дом 32-34/57/23, стр. 2

Здание Министерства иностранных дел, одно из семи высотных зданий начала 1950-х годов. Авторы проекта здания МИДа - архитекторы Михаил Адольфович Минкус и Владимир Георгиевич Гельфрейх.

3.75
Территории
Парк «Музеон»

Парк «Музеон»

Парк искусств Музеон сегодня не только популярное место отдыха с большой культурной программой. Это ещё и музей, собрание скульптуры ХХ века под открытым небом.

(Нет голосов)
Территории
Улица Новый Арбат

Улица Новый Арбат

Свое название эта улица получила по соседнему Арбату 25 октября 1994 года.

(Нет голосов)
Музеи
Выставочный зал Государственного музея А. С. Пушкина на Арбате

Выставочный зал Государственного музея А. С. Пушкина на Арбате

В настоящее время музей располагает значительным пространством для проведения временных выставок. Это три помещения на Пречистенке, 12 (в цокальном этаже, в мезонине и в Усадебном дворе) и выставочные залы в Денежном переулке. За последние годы существенно расширилась тематика работ. На выставках, проходящих в Выставочных залах в Денежном переулке, можно увидеть не только работы современных художников, но и фотографии, эскизы театральных декораций, инсталляции модных дизайнеров. В 1998 году открылась выставка портретной фотографии, на которой впервые музей показывал свою фотографическую коллекцию – редкие ранние снимки известных российских фотоателье, работы известных фотохудожников.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Илии Пророка Обыденного

Церковь Илии Пророка Обыденного

2-й Обыденский переулок, дом 6/3, строение 1

Построенный по случаю радостного события, этот храм стал счастливым во всех смыслах: должен был быть закрыт 22 июня 1941 г., но так и не закрывался и стал приютом многих святынь

3.56
Дома
Усадьба Н.И. Несвицкой

Усадьба Н.И. Несвицкой

Смоленская-Сенная пл., 30

В середине XVIII века владение, располагающееся по нынешнему адресу Смоленский бульвар, 30, принадлежало Н. М. Желябужскому. При нём и был отстроен главный дом. Он показан, в частности, на плане Москвы 1775 года. В конце столетия, владение меняет хозяина – в 1794 году обширную усадьбу приобретает Н. И. Несвицкая.

3.35
Дома
Ансамбль автозаправочной станции

Ансамбль автозаправочной станции

Волхонка ул., д. 14, 16

Заправка дошла до наших дней в неизмененном виде, практически все оригинальные детали сохранились нетронутыми, обновлены только бензиновые колонки.

(Нет голосов)
Маршруты
От Смоленской  до Сивцева Вражка

От Смоленской до Сивцева Вражка

Гуляя по этому маршруту от Смоленской до Сивцева Вражка, мы окунемся в историю двух разных эпох, двух миров.

3.25
Дома
Особняк М.К. Морозовой

Особняк М.К. Морозовой

Смоленский бул., 26/9 с1

Красивейший особняк с изящной полуротондой на фасаде. Взглянув на него, забываешь, что совсем близко гудит и шумит Садовое кольцо.

3.79
Музеи
Усадьба князей Голицыных

Усадьба князей Голицыных

За три века своей истории усадьба князей Голицыных на Волхонке неоднократно меняла облик. Автором первоначального проекта был известный петербургский архитектор Савва Чевакинский. В 1774 году усадьба была перестроена и стала центральной частью Пречистенского дворца, сооруженного по проекту Матвея Казакова для Екатерины II.

Стены этого дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах не раз появлялся А. С. Пушкин. Александр Сергеевич даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако обряд венчания был устроен в церкви Вознесения Господня у Никитских ворот. В 1877 году в главном доме поселился Александр Николаевич Островский. Здесь он закончил пьесу «Последняя жертва», написал «Бесприданницу», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники». В 1885 году соседнюю квартиру занял Иван Сергеевич Аксаков – один из лидеров славянофильского движения.

В 1865 году в пяти залах главного дома усадьбы Голицыных открылся бесплатный музей, состоявший из семейных коллекций. В музее было три раздела: западноевропейская живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство; античные памятники; библиотека. В живописном собрании хозяев дома были представлены работы Брейгеля, ван Дейка, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Перуджино, Пуссена, Рембрандта. Через год, в связи с финансовыми трудностями, коллекция музея была продана Эрмитажу. После революции, в конце 1920-х годов, главный дом усадьбы стал Коммунистической академией; его надстроили двумя этажами, в результате чего был утрачен фронтон. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных – единственное, что дошло до наших дней в своем первоначальном виде.

После завершения реконструкции в бывшем здании центрального корпуса усадьбы Голицыных откроется Галерея искусства импрессионистов и постимпрессионистов, в которой будут экспонироваться произведения выдающихся мастеров второй половины XIX – начала XX века: Мане, Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Сезанна, Гогена, ван Гога, Матисса и фовистов, Пикассо и кубистов, происходящие из коллекций знаменитых дореволюционных московских коллекционеров С. И. Щукина и И. А. Морозова.

(Нет голосов)
Дома
Дом коллекционера Сергея Щукина

Дом коллекционера Сергея Щукина

Б. Знаменский пер., д. 8

В Большом Знаменском переулке, нынешней вотчине Министерства обороны, притаился небольшой двухэтажный особняк – известный до революции всей Москве дом коллекционера Сергея Ивановича Щукина, обладателя уникального собрания современной западноевропейской живописи – картин Моне, Писарро, Дега, Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо…

3.56
Дома
Старая усадьба Голицыных

Старая усадьба Голицыных

ул. Волхонка, 14 строение 5

Старинная усадьба на Волхонке, с XVIII века принадлежавшая князьям Голицыным – свидетель многих культурных и исторических событий Первопрестольной. Её ансамбль состоит из главного дома, дворового флигеля и въездных ворот. Дом, построенный на переломе от барокко к классицизму, был возведен по проекту русского архитектора, работавшего по большей части в Санкт-Петербурге, Саввы Чевакинского, а перестроен Матвеем Казаковым.

3.4