ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Особняк Н.Т.Каштанова

3.33
Этот дом хранит романтическую историю любви американца Арманда Хаммера и русской певицы ялтинского кафешантана, исполнительницы цыганских романсов Ольги Вадиной
  • Особняк Н.Т.Каштанова
+ -

Вместительный двухэтажный особняк, украшенный аттиком с затейливым полукруглым фронтоном, принадлежал купцу первой гильдии Николаю Тимофеевичу Каштанову. Потомственный Почетный гражданин Москвы, гласный Московской Городской Думы (1909-1916), директор-распорядитель Товарищества суконной мануфактуры "Братья Каштановы" в Серпухове, председатель правления Московского промышленного банка, учредитель и председатель Общества суконных фабрикантов, он был в Москве человеком известным и уважаемым.

Построен дом на Садовой-Самотечной в 1881 году по проекту архитектора М. Г. Пиотровича и в 1897 году перестроен архитектором В.А. Коссовым. Особняк был большой (30 комнат) и удобный, с тенистым садом. По московскому этикету конца ХIХ века полагалось иметь несколько гостиных: большую, именовавшуюся "залой", и несколько малых, для разных оказий. В доме Каштанова их было четыре, отделанных в разных стилях. Одну из гостиных украшал майоликовый камин, изготовленный по эскизам Михаила Врубеля, «Микула Селянинович и Вольга Святославович». В основу сюжета камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы: Вольга был наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы исходила от самой земли русской. В доме на Садовой-Самотечной камин был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики, соединенные между собой металлической проволокой, крепились к стене на известково-цементном растворе. В 1959 году, при передаче здания в ведение посольства Ливана, новым хозяевам показалось, что врубелевский камин не вписывается во вновь отделанные интерьеры. Сотрудникам Третьяковской галереи было предложено срочно забрать «ненужное» произведение искусства. Оперативно забрать камин в Третьяковку не удалось, и в музей было доставлено несколько сотен обломков, представляющих собой фрагменты майолики, спаянные с кусками цементно-известкового раствора, а часть фрагментов была или полностью разбита, или с множественными травмами поливы. С 1986 по 1994 гг. камин был отреставрирован в мастерской Грабаря практически из ничего, а в 1995 году он с успехом демонстрировался в Лондоне на выставке, посвященной С.П. Дягилеву.

А много раньше, в начале двадцатых, в особняке Каштанова обосновался «друг СССР», американец Арманд Хаммер. Он появился в голодной Москве осенью 1921 года — начинающий бизнесмен и врач, сын миллионера Юлиуса Хаммера. О деятельности семьи Хаммеров в советской России написано много, но дом Каштанова хранит романтическую историю любви американца Арманда Хаммера и русской певицы ялтинского кафешантана, исполнительницы цыганских романсов Ольги Вадиной (1900-1970), в девичестве фон Рут, дочери генерала царской армии Вадима Николаевича Рута, воспитанницы Смольного института, а по некоторым сведениям – агента ОГПУ. У Ольги были светлые волосы, античный профиль и глубокий грудной голос. Популярный и сегодня романс «Все, что было» его авторы Павел Герман и Дмитрий Покрасс посвятили «любимой Олечке». Блестяще образованная, экстравагантная, порой до эксцентричности, она моментально покорила сердце молодого заокеанского миллионера. На приеме в американском посольстве Хаммер представил ее как баронессу фон Рут. Она и стала хозяйкой каштановского особняка. Известная слабость Арманда Хаммера к русскому антиквариату и неограниченные возможности, предоставленные советским правительством, позволили в короткий срок превратить особняк на Садовой-Самотечной в первоклассный музей. Особняк буквально ломился от предметов личного обихода династии Романовых. Любовь к мебели и предметам интерьера царских особ объяснялась довольно банально. В Америке в тот период господствовала мода на «русский стиль» — миллионеры строили виллы по чертежам известных русских дворцово-парковых ансамблей. А вот наполнять их настоящей русской мебелью помогали братья Арманд и Виктор Хаммеры. К счастью, после отъезда четы Хаммеров в Америку их владение отошло Главному управлению по обслуживанию дипломатического корпуса и, таким образом, избежало перспективы превратиться в коммуналку. До настоящего времени в особняке Каштанова находится посольство Ливана, здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Центр современного искусства «Марс»

Центр современного искусства «Марс»

ЦСИ «Марс» – ведущая культурно-выставочная площадка страны, ориентированная на представление различных проектов с использованием новых технологий, позволяющих вовлекать зрителя в интерактивную среду и действующих сразу на все органы чувств. Здесь регулярно проходят образовательные мероприятия для детей и взрослых, фестивали в области цифрового искусства и новых медиа с участием как российских, так и зарубежных художников, фестивали электронной музыки, спектакли и прочие события городского и международного масштаба. Основан 1988 году в формате независимой галереи современного искусства. С 2017 года руководитель Центра – Игорь Грязнов.

(Нет голосов)
Дома
Типография "Красный пролетарий"

Типография "Красный пролетарий"

Краснопролетарская ул., д. 16, стр. 1

Именно по названию комплекса в 1929 году переименовывают и саму улицу. Вместо Пименовской она становится Краснопролетарской.

3.48
Дома
Дом братьев Фонвизиных

Дом братьев Фонвизиных

Рождественский бул., д. 12/8

Здесь по приглашению своей покровительницы Н.Ф. фон Мекк останавливался П.И. Чайковский.

3.66
Дома
Типография  «Утро России»

Типография «Утро России»

Большой Путинковский пер., д. 5

Надпись под барельефом этого здания гласит: «Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят».

3.79
Дома
Легендарная эстрада сада «Эрмитаж»

Легендарная эстрада сада «Эрмитаж»

ул. Каретный Ряд, 3

Открытая летняя сцена Сада "Эрмитаж", на которой проходят концерты еще с середины XIX века.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Всем Влюбленным в Саду «Эрмитаж»

Памятник Всем Влюбленным в Саду «Эрмитаж»

Каретный ряд, д.3 (Сад «Эрмитаж»)

Памятник установлен одной радиостанцией после празднования Дня Святого Валентина в саду Эрмитаж.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Бахрушиных на Тверской

Доходный дом Бахрушиных на Тверской

Тверская ул., д. 12, стр. 1

Пятиэтажный доходный дом с магазинами на первых двух этажах построен Товариществом «А. Бахрушина сыновья», архитектором Карлом Гиппиусом в 1900-1901 годах.

3.64
Памятники
Фонтан в Саду «Эрмитаж»

Фонтан в Саду «Эрмитаж»

улица Каретный Ряд,вл 3 (Сад «Эрмитаж»)

В "теневой" части сада «Эрмитаж» расположен небольшой фонтан.

(Нет голосов)
Дома
Кинотеатр "Форум"

Кинотеатр "Форум"

Ул. Садовая-Сухаревская, д.14

Кинотеатр "Форум" построен в 1914 г. по проекту известного архитектора Ф.Кольбе  в стиле неоклассицизма. В конце 1960-х годов здесь прошел первый в СССР публичный показ фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной».

3.68
Дома
Доходный дом А.Г. Гагарина

Доходный дом А.Г. Гагарина

Варсонофьевский пер., д. 8

В этот или соседний дом Остап Бендер отправился к Эллочке-Людоедке за двумя стульями «из дворца».

3.01
Территории
Рождественский бульвар

Рождественский бульвар

Перовская картина «Тройка» написана именно здесь.

(Нет голосов)
Памятники
Поклонный крест памяти преподобной Евфросинии, великой княгини Евдокии Московской

Поклонный крест памяти преподобной Евфросинии, великой княгини Евдокии Московской

Рождественский б-р (напротив д. 12)

Евдокия Дмитриевна была известна своей благотворительностью.

(Нет голосов)