ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Особняк Н.В.Кузнецовой, 1895-1897 гг., архитектор Ф.О.Шехтель

(Нет голосов)
Дом фабриканта М.С.Кузнецова на Проспекте мира № 43 (перед Олимпийским комплексом, надстроен) – пример драматичного отношения советского строительства к памятникам прошлого/
+ -

Дом фабриканта М.С.Кузнецова на Проспекте мира № 43 (перед Олимпийским комплексом, надстроен) – пример драматичного отношения советского строительства к памятникам прошлого, когда в целях экономии надстраивали несколькими этажами не только доходные дома XIX – начала XX вв., но и городские коттеджи этого времени, выстроенные с избыточным запасом прочности. В результате ремонтно-реставрационных работ в здании, обезображенном в советский период, удалось частично восстановить элементы фасадов и интерьеров одного из самых оригинальных сооружений московского модерна начала ХХ в.

В 1870е гг. крупный участок на ул. 1й Мещанской рядом с храмом Св. Митрополита Филиппа заняла семья фабриканта М.С.Кузнецова – короля дулевского фаянса, участок был записан на жену М.С.Кузнецова Н.В.Кузнецову. В 1895 – 1897 гг. здесь был возведен «московский замок» по проекту ведущего архитектора Москвы этого времени, одного из главных мастеров «московских замков» Ф.О.Шехтеля.

Сама традиция активного строительства коттеджей московских фабрикантов конца XIX в. в стилистике европейских замков, по-видимому, стала выражением претензии московского купечества на положение ведущего сословия России этого времени, на своеобразный «аристократизм» заказчиков. Изучение здания показало, что до советских переделок оно напоминало более раннее, лучше сохранившееся и более известное произведение этого мастера – усадьбу С.Т. и З.Г.Морозовых на Спиридоновке (Дом приемов МИД). Первоначально здание представляло собой динамичную композицию, сглаженную советскими надстройками и пристройками, вдоль трассы ул. 1й Мещанской выделялся основной объем, к которому с юга эффектно примыкал чудом сохранившийся входной тамбур под балконом над готическими стрельчатыми арками, подражавший средневековым кафедрам европейских соборов. Оформление этой входной зоны включало мощные круглые столбы с пышными капителями (средневековая вариация на тему коринфского ордера; знатокам архитектуры столбы на фасаде дома Кузнецова должны напомнить столб в оформлении парадной лестницы в коттедже зятя М.П.Кузнецова – С.П.Рябушинского на ул. Малой Никитской – сейчас – Музей А.М.Горького). Продолжением этого открытого тамбура внутри здания стал единственный сохранившийся исторический интерьер – холл со средневековой аркадой на таких же «романских» столбах.

К сожалению, здание в основном утратило пышное оформление парадных интерьеров. Естественно, М.С.Кузнецов постарался использовать свой новый особняк для рекламы своего производства, и по желанию заказчика Ф.О.Шехтель очень широко использовал фаянсовые декоративные детали в оформлении парадных интерьеров этого здания. Частично отдельные предметы оформления дома М.С.Кузнецова сохранены в фондах Государственного Исторического музея.
В здании проведен комплекс
ремонтно-реставрационных работ/

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

Переулок Васнецова, д. 13

Дом построен в 1893—1894 годах архитектором В. Н. Башкировым (по другим указаниям М. В. Приемышевым) по рисункам В. М. Васнецова. С 1953 года в нём находится музей, посвящённый творчеству художника В. М. Васнецова, проживавшего в нём вплоть до смерти (с 1894 по 1926 годы).

3.3
Дома
Здание Московского уездного Совета

Здание Московского уездного Совета

Садовая-Сухаревская улица, д.11

Здание Московского уездного Совета располагалось в Доме московской уездной земской управы на Сухаревской-Садовой  – так эта улица называлась более ста лет назад.  Это были два органа местного самоуправления, которые работали в Москве один до революции 1917 г. другой после.

(Нет голосов)
Территории
Садовая-Сухаревская улица

Садовая-Сухаревская улица

«Восемь с половиной» впервые показали именно здесь.

(Нет голосов)
Дома
Дом Кирхгоф

Дом Кирхгоф

Мещанская улица, дом 1/17, стр.2

Многоэтажный доходный дом построен по проекту арх. Н.Ларионова в 1875 г.

3.44
Дома
Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Жилой дом для сотрудников НКВД и артистов Большого театра

Ул. Садовая-Сухаревская, д. 8/12

Жилой дом в стиле "сталинский ампир" (арх. А. Алхазов, Б. Мирович). Сейчас тут проживает уже третье поколение жильцов и несколько семей старожилов, кто еще помнит как заселялся дом  в далеком 1940 году.

3.4
Дома
Ансамбль Мариинского приюта Братолюбивого общества снабжения в Москве неимущих квартирами

Ансамбль Мариинского приюта Братолюбивого общества снабжения в Москве неимущих квартирами

Протопоповский пер., д. 19, стр. 6, 10, 12, 13

«Братолюбивое общество снабжения в Москве неимущих квартирами» появилось в середине 19 века. Всего по всей Москве было разбросано более 50 его домов. На Плющихе, Моховой, Грузинском валу, Госпитальной улице, Электрическом и в Протопоповском переулках.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом поэта А.Н. Майкова

Жилой дом поэта А.Н. Майкова

Ул. Большая Спасская, д. 19а., стр. 1

Среди известных владельцев был славист, гофмейстер высочайшего двора, действительный статский советник, камергер Аполлон Александрович Майков

3.25
Музеи
Дом-музей В. М. Васнецова

Дом-музей В. М. Васнецова

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова.

Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея.

27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог.

Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года.

В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника.

В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея.

29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству.

Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников.

Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника.

Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов.

В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами.

В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

(Нет голосов)
Дома
Детская больница св. Ольги

Детская больница св. Ольги

Орлово-Давыдовский пер., д. 2А

Детей, пришедших на прием, было принято кормить завтраками. Больные дети, наблюдавшиеся амбулаторно, получали бесплатные лекарства

3.59
Дома
Здание Набилковской богадельни

Здание Набилковской богадельни

Протопоповский пер., д. 25, стр. 1

Может быть, вдохновившись примером своего бывшего барина, опекавшего Странноприимный дом, Набилковы тоже решили оставить о себе добрую память и создать благотворительное учреждение.

2.93
Дома
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

2-й Крестовский пер., д. 17, стр.1

Намоленный храм, не закрывавшийся в советские годы и хранящий бесценные реликвии

3.23
Дома
Дома бесплатных квартир, нач. XX в., арх. И.П.Машков 1890 г. – 1898 г. – 1910 г.

Дома бесплатных квартир, нач. XX в., арх. И.П.Машков 1890 г. – 1898 г. – 1910 г.

Протопоповский пер., д. 19, стр. 1, 5, 8

Протопоповский переулок перпендикулярно отходит на восток от трассы Проспекта мира в середине отрезка от Садового кольца до 3-го автокольца (площадь «Кресты» - площадь Рижского вокзала) и соединяет начальные отрезки основной и дублирующей трасс начала Ярославского шоссе – собственно Проспекта мира

(Нет голосов)