ENG

Садовая-Сухаревская улица

+ -

Длина этой улицы, соединяющей Самотечную площадь с Сухаревской площадью, довольно невелика и составляет всего 480 метров. Ее восточная граница — начало Сухаревской площади (у улицы Щепкина) — ныне совершенно не заметна, фактически улица и площадь составляют одну магистраль. Ранее же улица отличалась от площади наличием с обеих сторон палисадников.

Еще полвека назад мы сказали бы, что левая сторона Садовой-Сухаревской начинается от Самотечного проезда. Теперь не так: к московской Олимпиаде 1980 года на месте тесного и невзрачного проезда пролегла новая широкая улица, названная Олимпийским проспектом. Она ведет к Сущевскому Валу.

В начале Садовой-Сухаревской улицы ощущается подъем — здесь был крутой восточный берег реки Неглинной. Квартал по левой стороне стоит на высоком Троицком холме, который хорошо заметен с Олимпийского проспекта. Уклон улицы был смягчен еще при ее реконструкции в 1936 году, когда здесь срезали слой грунта толщиной от 1,5 до

3 метров. Тогда же исчезли владения №1 и №3.

Сегодня по нечетной стороне Садовая-Сухаревская начинается с дома 5, дом Правдиной. Именно здесь снимался эпизод из фильма "Место встречи изменить нельзя", когда Глеб Жеглов засовывал кошелек в карман Кирпичу: "Косылёк, косылёк! Какой косылёк?"

Еще одно примечательное здание – дом под номером 8/12. Он строился для сотрудников НКВД и артистов Большого театра, сейчас тут проживает уже третье поколение жильцов и несколько семей старожилов, тех, кто еще помнит как заселялся дом в далеком 1940 году. В этом доме в разные годы жили певицы Большого театра: народная артистка СССР Вера Давыдова, заслуженная артистка РСФСР Мария Звездина; недавно скончавшийся известный адвокат Семен Ария, лауреат Золотой медали имени Ф.Н. Плевако. Клиентами С. Арии были Андрей Сахаров, Роман Кармен, Петр Якир, Ролан Быков, Наталья Фатеева, Василий Ливанов, Александр Минкин, Борис Березовский и другие.

А под номером 14 находится кинотеатр «Форум». Кинотеатр построен в 1914 году по проекту известного архитектора Ф. Кольбе в стиле неоклассицизма. В конце 1960-х годов здесь прошел первый в СССР публичный показ фильма Федерико Феллини «Восемь с половиной».

Татьяна Воронцова
Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Тургеневская библиотека

Тургеневская библиотека

Бобров пер., д. 6, стр. 1

Пространство этого дома удивительно и подобно лабиринту. Убедиться в этом может каждый горожанин.

Рейтинг: 3.61
Территории
Ботанический сад МГУ на Проспекте мира

Ботанический сад МГУ на Проспекте мира

Аптекарский огород был основан по указу Петра I в 1706 году для выращивания лекарственных трав.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Баевых

Усадьба Баевых

Мира просп., д. 52

К концу XIX столетия владение на месте современного дома 52 на 1-й Мещанской улице перешло купеческому семейству Баевых.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря

Церковь Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря

Петровка ул., д. 28, стр. 10

Церковь Петра Митрополита – самый древний храм Высоко-Петровского монастыря.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Соколова

Доходный дом Соколова

Ул. Петровка, д. 21

Массивные чугунные ворота проездной арки дома сохранились с момента постройки

Рейтинг: 5
Территории
Петровский бульвар

Петровский бульвар

Первоначально этот бульвар был березовым.

(Нет голосов)
Музеи
Центр Гиляровского

Центр Гиляровского

Новый филиал Музея Москвы. Открытие состоялось 8 декабря 2017 г. и было приурочено ко дню рождения Владимира Гиляровского, а также к 121-летию Музея Москвы.

В Центре Гиляровского проходят выставки и события. Это место для всех, музейный центр, где главным является человек, житель сегодняшнего динамичного мегаполиса. Московские архитекторы, художники, краеведы, урбанисты, разные городские сообщества будут не просто посетителями музея, а соавторами проектов.

Выставки, экскурсии с выходом в пространство города, театральные постановки, лекции и мастер-классы, мастерские для детей и подростков, книжный магазин-читальня, коворкинг, школа городской журналистики, кинозал – у нового музейно-выставочного центра много идей. Главное – в этом историческом особняке в самом сердце города все время будет происходить что-то интересное.

(Нет голосов)
Дома
МУЖВЗ 66

МУЖВЗ 66

Мясницкая ул., д. 21, стр. 8

Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) – одно из лучших художественных учебных заведений дореволюционной России, кузница кадров самых известных   московских художников и архитекторов.

(Нет голосов)
Территории
Улица Петровка

Улица Петровка

В 1920-1940-е годы улица лишилась целого ряда выдающихся построек.

(Нет голосов)
Дома
Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь

Петровка ул., д. 28

Собор, давший название монастырю, сохраняется неизменным почти 500 лет.

Рейтинг: 3.38
Музеи
Московский музей народной графики

Московский музей народной графики

Предысторией основания Московского музея народной графики было создание Мастерской народной графики «Советский лубок». Инициатором ее создания в 1982 г., в Москве, и руководителем стал художник-график, монументалист, выпускник Московского полиграфического института, ученик  А. Д. Гончарова, член Союза художников СССР, а затем СХ РФ с 1967г.,  Виктор Петрович Пензин.  Именно Мастерская стала основной базовой платформой, на «фундаменте» которой и переданной Пензиным В.П.  личной коллекции графических произведений, а также работ художников – членов Мастерской, в 1989 г. в Москве, был образован первый и единственный в России Музей народной графики. В.П. Пензин был назначен его директором.  Долгожданное торжественное открытие музея состоялось лишь три года спустя, 22 мая 1992 года, в день Св. Николая, в здании дома № 10 по переулку Малый Головин, что близ Сретенки.    
Му­зей расположен в историческом месте Москвы, и месторасположение музея неслучайно. Музей является хранителем истории названия улиц города, связанных с производством и реализацией этого вида народного искусства.
Это Печатников переулок - Печатная слобода, где жили не только печатники, но и резчики лубочных картинок. Бытование этого ремесла дало название одной из центральных улиц Москвы – Лубянке, а также соседней с ней площади. Церковь «Успения Богородицы в Печатниках», построенная на средства от продажи лубков, сохранила название производства, как и церковь «Св. Живоначальная Троица в Листах», на ограде которой еще в XVIII – XIX вв., вывешивались для продажи народные лубки.
Это и Сухаревская площадь, где располагался знаменитый рынок, куда возами привозили лубки продавать.  
Музей уникален: он специализируется на сборе народных графических произведений, а также предпринимает попытки сохранения и актуализации нематериального культурного наследия; является хранителем более чем четырехвековой истории жанра народного искусства – русского лубка и продолжателем традиций, быта, ремесел русского народа; способствует возрождению народных промыслов -  а потому занимает особое место в музейном мире Москвы.  
Лубок - русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства, который появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова «Апостол», 1564 г. Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как кар­тинка-азбука, картинка-рассказ. Рассказ в картинках с пояснительным тек­стом характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в славянских странах он завоевал народные симпатии, развился и утвердился как традицион­ный вид искусства и в этом качестве вышел на международную арену.  На протяжении веков лубок, напутствовал, разъяснял, высмеивал людские пороки. Картинки служили народу и своеобразной энциклопедией, и газетой, и сатирическим листком, и книгой, и забавой, неизменно вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. ММНГ ведет активную собирательную, культурно-просветительную, экспозиционную, выставочную деятельность, как в залах музея, так и по регионам страны.  За годы своего существования Музей провел около 600 выставок, среди них 33 – в зарубежных странах: (Австралия, Мексика, Эквадор, Перу, Колумбия, Тунис, Англия, Италия, Болгария, Югославия, Испа­ния, Франция и др.) Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. Музей принимает деятельное участие в славянском движении, способствуя сплочению братских народов России, Беларуси и Украины (Международная выставка, г. Белгород, 2002 г). В Музее народной графики работает детская художественная школа «Яркие краски лубка – XXI век». Проводится регулярно интерактивный мастер-класс «Сударушка» для дошкольного и школьного возраста, где дети рисуют, печатают и раскрашивают луб­ки, играют, поют. Музей по приглашению других городов и стран выезжает со своими экспонатами. В частности, им была организована экспозиция на Международной выставке «Искусство в действии» в Оксфорде (Англия, 1997 г.); на международном фестиваля искусств, в Монпелье (Франция, 2001 г.); выставка религиозного лубка в городах: Веллетри, Сачиле, Феррара (Италия, 1993-1995 гг.); на 10-м Международном фестивале фольклора в Испании, в 1989 г., (12 городов Галисии) и мн. др. Дни культуры Москвы в Югославии (Белград, 1997 г.) и Кабардино-Балкарии (Нальчик, 1996 г). Музей народной графики включен в двухтомное издание «Музеи мира», который опубликован в Лейпциге (Германия), где среди 33-х тысяч музеев мира из 195 стран, он числится за номером 16000797.  16 апреля 2003 г. Музей, распоряжением Правительства Москвы, получил статус Московского государственного музея народной графики.

Русский лубок
 В 1627 г. лубок дебютировал в Киеве как религиозный. Белорусский мастер Василий Корень с 1678 года, поселившись в Мещанской слободе в Москве, создал 36 листов рассказа о сотворении мира, получившего название "Библия для бедных" (1692-1696). "Бедными" именовались те, кто не умел читать и писать. Тематика лубка расширялась, становилась не только религиоз­ной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к ры­царским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно, лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Будущий прототип современных СМИ, он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи ("Как мыши кота хоронили"). Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость.  

Краткое описание коллекции музея  
Музей народной графики собирает, хранит, изучает и популяризирует очень важные свидетельства человеческой памяти, обладающие всеми свойствами музейного предмета в превосходной степени. Коллекция Музея народной графики насчитывает 1 144 музейных предмета. Начало фондовой коллекции музея положили предметы музейного значения, подаренные музею его основателем В.П. Пензиным и художниками, членами Мастерской народной графики, все наработки которой под руководством В.П. Пензина и легли в основу создания Музея народной графики.  
Коллекции музея складывались с 80-х гг. XX в. в результате целенаправленной собирательской и творческой деятельности В. П. Пензина, а также творческих усилий многих художников, членов Мастерской народной графики, насчитывающей более 120 имен современных художников со всего бывшего СССР. Были восстановлены канонические печатные формы по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня, духовный лубок, сатирический лубок, исторический лубок, бытовой, песенный лубок и др., отпечатанные в соответствии с традициями мастеров XVIII века. Воссозданный альбом «Библия для бедных» Василия Кореня, ранние гравюры XVII-XVIII вв., Литографский лубок XIX в, реконструированные лубки XVII-XVIII вв. различной тематики и современные гравюры авторов – членов Мастерской народной графики включены в коллекцию графики музея. Музей посвящен народной графике, что является основой его коллекции, однако в фонде Музея присутствует не только лубок, но  и оригинальная графика (рисунки), и эстампная графика.   Музей обладает коллекцией современного лубка на антиалкогольную тему. В свое время, в 1989 году творческим коллективом «Мастерской народной графики» была создана выставка «Всем миром против пьянства», которая была ответом на указанное постановление ЦК КПСС. Небольшая часть произведений хранится в запасниках и экспонировалась, это коллекция работ, посвященных семье русского царя Николая II – династии Романовых. Генеалогии Рюриковичей посвящен календарь, изданный Музеем на основе лубочного раритета – «Великие князья и цари российские», изд. 1870г.

(Нет голосов)
Дома
Дом, конец XVIII в. – начало XIX в. Архитектор Е.С. Назаров

Дом, конец XVIII в. – начало XIX в. Архитектор Е.С. Назаров

Проспект Мира, д. 50

Готовность Набилковых жертвовать свои капиталы на общее благо, по мнению окружающих, объяснялась их бездетностью.

(Нет голосов)