ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Палаты Зиновьевых-Юсуповых

Большой Афанасьевский переулок, д. 24
объект культурного наследия регионального значения
3.58
На Большом Афанасьевском переулке, д. 24 расположен жилой дом XVII–XVIII века Зиновьевых–Юсуповых. Дом связан также с историей семьи Толстых. В 2012 году полуразрушенный дом был талантливо отреставрирован.
  • Палаты Зиновьевых-Юсуповых
+ -

Еще недавно про этот уникальный старинный дом 24 в Большом Афанасьевском переулке было известно немного. Но факт, что его фасад выдается за красную линию переулка говорит о том, что стоит он тут очень давно и имеет долгую историю.

Более ста лет (1649–1755 год) домом владел род Зиновьевых. Стольник П.П. Зиновьев выстроил каменные палаты на своем участке в 1680–1690-х годах. Известно, что в 1685 году Зиновьев получал ссуду на каменное строительство. Именно этим периодом датируют дом реставраторы. Дом состоит из двух небольших объемов 1680-х годов и средины XVIII века, позже объединенных и надстроенных вторым этажом.

Из рода Зиновьевых, владельцев этого дома, была жена петровского гардемарина и московского губернатора князя Бориса Юсупова Ирина Михайловна. И князь, заботясь о своей престарелой теще, устроил тут домовую церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери.

В 1776 году палаты принадлежат уже прадеду Льва Николаевича Толстого графу Андрею Ивановичу. Внук первого графа в роду Толстых Петра Андреевича, деятельнейшего сотрудника Петра I, не сделал блестящей карьеры. Служил секунд-майором в Казанском гарнизоне, потом членом Главной дворцовой канцелярии.

Последним владельцем этого дома был брат жены Льва Толстого Александр Андреевич Берс — действительный статский советник, Орловский вице-губернатор, женатый на грузинской княжне из рода Эристовых. Он жил тут после того, как вышел в отставку. Работал в Московском Земельном Банке и умер в 1918 году. О нем много вспоминала в своих записках "Моя жизнь дома и в Ясной Поляне" его сестра Т.А. Кузминская.

В XIX веке дом перестроили в ампирный особняк с мезонином. В 1860-е годы он был переделан в формах модной тогда эклектики, а к концу столетия был надстроен третий этаж и декор фасадов еще раз изменен. Так что пока в наше уже время над домом не стали работать реставраторы в нем не возможно было узнать палаты XVII века.

В 2000-х годах дом сначала лишился своего доходного соседа, за который он держался. Потом снесли все хозяйственные постройки во дворе, после чего вокруг дома построили новый жилой комплекс. Много лет дом стоял без крыши, почти совсем разрушенный. Дом был вызван «из небытия» усилиями неравнодушной общественности, активистами движения Архнадзор. В 2002 г. ЗАО "Ластея-АРТ", построившее на участке рядом с палатами жилой комплекс, получило в собственность и дом Зиновьевых — Юсуповых.

В  2003—2006  гг. были проведены противоаварийные работы: демонтирован поздний третий этаж и  пристройки со  стороны двора, укреплены фундаменты. 

В 2010—2012 гг. на объекте проведены комплексные ремонтно-реставрационные работы по  проекту РБО ЦТРК "Преображенское", архитектор Т.С. Борисова. Здание было воссоздано в  облике середины XVIII в. с характерной высокой крышей, некоторой асимметричностью фасадов и  высоким крыльцом XVII в. Настоящим открытием стало выявление сохранившегося окна  XVII  в. первого этажа дворового фасада. Находка позволила восстановить первоначальный облик всех окон первого этажа дворового фасада.  Мастера сделали невозможное — они воссоздали дом таким, в каком жили Зиновьевы-Юсуповы в XVII–XVIII веке. Группа реставраторов во главе с Т.С. Борисовой получила первый приз на конкурсе "Московская реставрация" в 2012 году в номинации "За лучший проект реставрации".

На данный момент в здании располагается Музей Международного нумизматического клуба.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Узнай Москву   7 октября 2013 13:58

    На заднем плане современный жилой комплекс. Вон про него есть пара слов в последнем абзаце. Как водится, элитный:)

  • Адриан Крупчанский   17 сентября 2013 18:48

    А что за ужас на заднем плане?

  • Anastasiya Pyzhova   17 сентября 2013 18:48

    Это современная постройка

  • Адриан Крупчанский   17 сентября 2013 18:47

    А что за ужас на заднем плане?

Интересное рядом

Дома
Церковь Воскресения на Успенском вражке

Церковь Воскресения на Успенском вражке

Брюсов пер., д. 15/2, стр. 3

Церковь пережила множество пожаров, и все же никогда не закрывалась, даже в советское время.

3.44
Дома
Дом Кропоткина

Дом Кропоткина

Кропоткинский пер., д. 26

Глядя на уютный дворик посольства Палестины, трудно представить, что здесь родился теоретик анархизма.

3.33
Памятники
Памятник Б. Окуджаве

Памятник Б. Окуджаве

Улица Арбат, 45.

В доме № 43 на Арбате поэт жил долгое время. Поэтому именно на этой улице было решено установить памятник всенародно любимому барду.

(Нет голосов)
Дома
Дом Талызина

Дом Талызина

Воздвиженка ул., д. 5/25

Здесь был один из культурных салонов Москвы. Его посещали братья Вяземские, Пушкин, Денис Давыдов.

3.77
Дома
Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Дом, в котором в 1825–32 гг. жил и работал художник В.А. Тропинин

Ул. Волхонка, д. 11, стр. 6

Именно сюда, в мастерскую художника Тропинина, зимой 1826–27 годов приходил позировать Пушкин.

3.56
Дома
Дом Бройдо

Дом Бройдо

Денежный пер., дом 7, стр. 1

Двухэтажный особняк был построен в 1910-1912 годах по проекту архитектора А.Н. Зелигсона. 

3.52
Дома
Дом, в котором в 1851-1883 гг. жил известный общественный деятель, писатель-славянофил А. И. Кошелев, в доме действовал общественно-литературный салон

Дом, в котором в 1851-1883 гг. жил известный общественный деятель, писатель-славянофил А. И. Кошелев, в доме действовал общественно-литературный салон

Поварская ул., д. 31/29, стр. 2

Именно про этот дом писатели С. П. Жихарев и С. Н. Глинка писали как о первом гостеприимном доме Москвы: «Нечего сказать, тихий бал: вся Поварская, в буквальном смысле, запружена была экипажами, которые по обеим сторонам улицы тянулись до самых Арбатских ворот.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба С.П.Берга

Городская усадьба С.П.Берга

Денежный пер., д. 5, стр. 1

Городская усадьба Берга, великолепный особняк, ныне принадлежащий итальянскому посольству, был выстроен в Денежном переулке в конце XIX века. Владение было приобретено текстильным промышленником и миллионером С.П.Бергом у известного писателя, владельца богатейшей библиотеки, Михаила Николаевича Загоскина.

3.52
Дома
Дом Д.А. Ровинского

Дом Д.А. Ровинского

Трубниковский пер., д. 32

В 1860 году деревянный дом  с мезонином в Трубниковском переулке покупает известный юрист, коллекционер и библиофил Д.А. Ровинский.

3.3
Дома
Дом Разумовского - Шереметева

Дом Разумовского - Шереметева

ул. Воздвиженка, дом 8/1, стр. 1

Исследователи  не имеют единого мнения ни о точной дате постройки, ни об имени архитектора.

3.64
Музеи
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Отдел личных коллекций

В экспозиции отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей, начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические.

Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.

Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова, такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем.

Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея – известного ученого, деятеля культуры XX в. И. С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями.

Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ – начала XX века С. В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П. М. Третьякова; коллекция русской живописи конца ХIХ – начала ХХ века ленинградского профессора А. Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века полковника ветеринарной службы Е. С. Степанова.

Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера. Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р. Фалька, В. Шухаева, Н. Гончаровой, Д. Краснопевцева и других художников.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Мстиславу Ростроповичу

Памятник Мстиславу Ростроповичу

пересечение пер. — Брюсова и Елисеевского

Мстислав Леопольдович Ростропович (1927—2007) — советский и российский виолончелист, пианист и дирижер, общественный деятель, защитник прав человека и духовной свободы, педагог.

(Нет голосов)