ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом синодальных композиторов

(Нет голосов)
В 1897 г. на задней границе участка архитектор В.Д. Шер выстраивает четырехэтажный дом с квартирами для преподавателей Синодального училища.
+ -

История усадьбы на Большой Никитской, где со стороны бывшего сада на границе участка в Среднем Кисловском переулке стоит этот четырехэтажный дом кирпичного стиля, прослеживается с 1710 г. Тогда это большое владение принадлежало дворянам Колычевым. Это старинный боярский род, к которому, в частности, принадлежал святой митрополит Филипп, обличитель опричнины, замученный на Соловках при Иване Грозном. В 1802 г. по Большой Никитской был выстроен трехэтажный главный дом с колонным портиком, по бокам – два флигеля, въезд во владение устроен через арку между домом и правым флигелем. Усадьба вносится в альбом партикулярных строений М. Ф. Казакова.
    Род Колычевых пресекся в начале XIX в., но еще раньше усадьба перешла в руки их родственников, князей Горчаковых. У них в 1856 г. усадьба покупается Синодальной конторой для размещения тут Синодального хора и Московского синодального училища церковного пения.
    Синодальный хор был создан в Москве в начале XVIII в. Он пел в кремлевских соборах во время служб. Сначала в его состав входили только певцы-мужчины, но с 1767 г. в хор были официально введены детские голоса. А если дети, то их надо учить, и была образована школа для подготовки хористов кремлевских соборов. Сначала это было 4-классное заведение по типу епархиальных училищ, но с 1886 г. началось серьезное реформирование училища, чтобы оно могло давать мальчикам, поступавшим в хор в 7-8-летнем возрасте, образование, близкое гимназическому, а по музыкальным предметам ‒ к консерваторскому курсу. Особое внимание уделялось изучению церковного пения и регентского дела.
Возглавить училище и реформировать его пригласили известного музыковеда, палеографа, хорового дирижера и педагога из Казани С. В. Смоленского, автора новой     методики преподавания церковного пения. Благодаря ему в училище пришли многие его талантливые ученики, в их числе А. Д. Кастальский, в том же переломном 1886 г. принятый в училище как преподаватель фортепиано и помощник регента Синодального хора. Основной их целью стало создание церковно-музыкального центра, призванного заниматься восстановлением, изданием, обработкой и исполнением древних церковных распевов.
В начале 1890-х гг. синодальный архитектор В. Д. Шер, двоюродный брат Достоевского, перепланировал главный дом и пристроил к нему перпендикулярно во дворе трехэтажный корпус с квартирами для директора и инспектора училища и концертно-репетиционным залом (ныне Рахманиновский зал консерватории), акустика которого повторяла акустику Успенского собора Кремля. А в 1897 г. он выстраивает по задней границе владения (Средний Кисловский переулок, д. 4, стр. 2) вместо прежнего двухэтажного флигеля четырехэтажный дом с квартирами для преподавателей. Дом составляет со всем комплексом органичное целое. Был устроен переход через второй этаж из дома в залы, чтобы преподаватели могли удобно ходить туда из своих квартир.
На верхнем этаже располагается квартира директора училища. А всего в доме 13 квартир, расположенных вокруг четырехмаршевой лестницы, освещенной световым фонарем. Четыре на первом этаже, по три – на остальных. Комнаты объединены в анфиладу, кухня и подсобные помещения примыкают к черной лестнице, окна кухонь выходят на лестничную площадку.
Первыми в доме поселились С. В. Смоленский, А. Д. Кастальский и П. Г. Чесноков. Чуть позже – композитор А. В. Никольский и хоровой дирижер Н. М. Данилов. В 1912-м одну из квартир занял Н. С. Голованов, известный советский дирижер, а в то время выпускник училища синодальных певчих.
После революции училище присоединили к консерватории, дом этот так и остался жилым, до 2009 г. в нем даже жил потомок одного из преподавателей Синодального училища.
В 2009 г. жильцов стали выселять, а у консерватории появились планы во дворе под Рахманиновским залом и «домом синодальных композиторов» построить многоуровневый подземный гараж, перекрыть сам двор, а вместо дома сделать библиотеку. Но жильцы сплотились, создали ТСЖ и заявили дом на охрану. Эта борьба за сохранение дома сплотила все градозащитные силы Москвы. И теперь он стоит на охране как федеральный ОКН.
По новому плану реконструкции в бывшем жилом доме будет библиотека, внешние стены дома сохранятся, читальный зал пристроят извне, внутри будет перепланировка с сохранением парадной лестницы и одной мемориальной квартиры ‒ А. Кастальского.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Доходный дом А.К.Ечкина

Доходный дом А.К.Ечкина

ул. Арбат, 23

Этот дом построен в 1903 году по проекту Никиты Герасимовича Лазарева.  В оформлении дома 23 архитектор применил модный стиль модерн. Тонко выполнена лепнина низкого рельефа, интересны кованые решётки на фасаде и овальные, сложной кривизны, тройные окна мансарды.

3.33
Дома
Дом, в котором зимой 1903-1904 гг. жил поэт А. А. Блок

Дом, в котором зимой 1903-1904 гг. жил поэт А. А. Блок

Спиридоновка ул., д. 6

Этот небольшой двухэтажный доходный дом прославил знаменитый поэт Серебряного века А. Блок. Он прожил тут с молодой женой Л. Менделеевой две недели в январе 1904 г.

3.56
Дома
Благовещенская башня

Благовещенская башня

Кремлевская стена

Одна из рядовых квадратных башен южной стены. Расположена между Тайницкой и Свибловой (Водовзводной) башнями. Ее название связано с легендой о чудотворной иконе “Благовещения”, когда-то располагавшейся на башне.

3.35
Дома
 Жилой дом общества «Оргаметалл»

Жилой дом общества «Оргаметалл»

Большой Козихинский пер., д. 15, с. 2

Общество «Оргаметалл» было создано в 1924 г. в структуре Наркоммаша, когда был взят курс на индустриализацию страны и внедрение научной организации труда

3.28
Дома
Дом Карзинкина

Дом Карзинкина

Столешников пер., д. 9

Дом «злостного бонапартиста» танцмейстера Ламираля, а позже — знаменитого «дяди Гиляя», гостями которого были Чехов, Куприн, Бунин, Левитан, Шаляпин и многие другие.

3.7
Дома
Медведниковская гимназия

Медведниковская гимназия

Староконюшенный пер., д. 18

Здесь до постройки собственного здания находился Московский археологический институт. Снимался к/ф «Розыгрыш».

3.68
Дома
Городская усадьба И.Т. Рахманова, Н.Л. Бухвостова, С.С. Сулимы, купцов Котовых, 1-я половина XVIII - середина XIX вв. (с 1870-х гг. Софийский механический завод Акционерного общества Г. Листа)

Городская усадьба И.Т. Рахманова, Н.Л. Бухвостова, С.С. Сулимы, купцов Котовых, 1-я половина XVIII - середина XIX вв. (с 1870-х гг. Софийский механический завод Акционерного общества Г. Листа)

Болотная наб., д. 14, стр. 14

Во время пожара 1812 года главный дом не сгорел, но прочие постройки сильно пострадали от огня.

(Нет голосов)
Территории
Манежная площадь

Манежная площадь

Почти полвека площадь служила парковкой для автобусов.

(Нет голосов)
Дома
Церковь «Большое Вознесение»

Церковь «Большое Вознесение»

ул. Б. Никитская, д. 36, стр. 1

В одном из приделов недостроенной церкви Вознесения Господня венчался А.С. Пушкин.

3.27
Дома
Теремной дворец

Теремной дворец

Дворцовая площадь

Дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

2.94
Музеи
Центр Гиляровского

Центр Гиляровского

Центр Гиляровского — филиал музейного объединения «Музей Москвы», основанный в 2017 году к 162-летию со дня рождения беллетриста Владимира Гиляровского и 121-летию Музея Москвы. Центр представляет собой открытое выставочное пространство без постоянной экспозиции, в котором помимо временных выставок проходят кинопоказы, а также работает лекторий. Музей расположен в двухэтажном флигеле городской усадьбы XVIII века, история которой прослеживается с 1811 года. В начале XIX века французский балетмейстер Жан Ламираль приобрёл участок в Столешниковом переулке с большим домом в 27 комнат. В 1820-х годах право на владение перешло к действительному тайному советнику 1-го класса Павлу Гагарину, а затем — Егору Леве. Последний разделил участок на две части, оставив себе нынешнее владение № 7. Участок № 9 купил Дмитрий Никифоров, а затем — Иван Карзинкин. Под его началом усадьбы была кардинально перестроена под доходный дом в эклектическом стиле. Проект здания разрабатывался архитектором Василием Карнеевым. После революции 1917 года в доме были созданы коммунальные квартиры. С 1886 по 1935 год в квартире № 10 на третьем этаже проживал писатель и журналист Владимир Гиляровский. У него в гостях бывали знаменитые деятели культуры того времени: Антон Чехов и Александр Куприн, Иван Бунин и Николай Телешов, Исаак Левитан и Фёдор Шаляпин. При жизни Гиляровского во флигеле доходного дома работал трактир, однако доподлинно неизвестно, бывал ли там писатель. Здание флигеля перешло во владение Музея Москвы в начале 2000-х годов.

(Нет голосов)