ENG

Не забудьте про мобильные приложения.

В поисках Белого города. Окрестности Покровки ХVII в.

Попробуем перенестись в прошлое на три с лишним века назад и представить, как выглядела территория Белого города в окрестностях Покровки. Здесь сохранилось множество архитектурных памятников, свидетельствующих о расцвете Московского царства ХVII в., и мы будем искать следы только этой эпохи. Материалы и исследовательские задания для детской группы можно скачать здесь.
3.44
площадь Мясницкие Ворота - Сверчков переулок, д.8 стр. 3
8 домов 2 часа 3 км
АНО Социально-культурный центр «Вестники»
Социально-культурный центр «Вестники» объединяет детей и подростков для реализации их устремлений в позитивных, социально значимых делах. Цель организации – создать пространство и возможности для общения детей и их совместной живой творческой деятельности. Команда наших педагогов создает дружелюбную атмосферу, открывающую возможность каждому ребенку проявить самые лучшие свои качества и развить свои таланты. Лучшее вложение в будущее - это вложение в развитие наших детей!
+ -
Территория, заполненная посадами, селами и слободами между центром (Кремль и Китай-город) и линией современного Бульварного кольца уже при Иване Грозном была окружена деревянными укреплениями, на земляном валу. В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей сжег все деревянные посады за пределами каменных стен Китай-города. Набег татар показал необходимость строительства третьего пояса городских укреплений. Всего в Москве их было четыре – Кремль, Китай-город, Белый город и Земляной город (Скородом). В 1585-1591 гг. по приказу царя Федора Иоановича правительством Бориса Годунова на месте сгоревших деревянных укреплений была возведена выбеленная кирпичная крепостная стена, от которой и пошло название «Белый город». Строительством стены руководил выдающийся зодчий Федор Конь, позже возводивший Смоленский кремль.

Белогородская стена так же, как и Кремлевская, была увенчана зубцами и «ласточкиными хвостами». Стена длинной 9,5 км, высотой около 10 метров, толщиной 4,5-6 метров состояла из 28 прясел (часть крепостной стены между башнями) и 27 башен. Башни были прямоугольными в плане с несколькими боевыми ярусами и шатровыми завершениями. Десять башен имели ворота для проезда, в том числе Мясницкая и Покровская.
После окончания Северной войны (1700-1721) стена Белого города окончательно потеряла свое значение, с ворот сняли охрану и перестали запирать на ночь. Москвичи стали потихоньку разбирать стены для своих нужд. По приказу Екатерины II стены самой величественной крепости «за излишностию, ветхостию и неудобностию» были разобраны. Мощнейшее крепостное сооружение исчезло с карты города, но оно не могло исчезнуть без следа. То и дело мы встречает странные названия небольших площадей – Пречистенские ворота, Никитские ворота, Тверские, Сретенские, Мясницкие, Покровские... Когда-то здесь действительно были ворота проездных башен Белогородской стены, да и само бульварное кольцо идет по контуру крепостной стены Белого Города. Кроме многочисленных «ворот» о Белом городе напоминает и Белгородский проезд.

Наш маршрут начинается от площади Мясницких ворот, в которые когда-то проходила Мясницкая улица. Двигаясь по Чистопрудному бульвару, мы идем вдоль воображаемой стены Белого города. Сразу за стеной сподвижник Петра I Алксандр Меньшиков построил палаты и церковь Архангела Гавриила. Высокая башня этой церкви до сих пор хорошо видна с Чистых прудов. В народе ее прозвали Меншиковой башней. Интересно сравнить два великолепных сооружения – колокольню Ивана Великого (последний ярус 1600) и Меньшикову башню (1707). Первое на протяжении всего ХVII в. было самым высоким зданием в Москве Появление Меншиковой башни с высоким шпилем в стиле Петровского барокко, которое заимствовало всё больше черт из европейской архитектуры, превосходящей по высоте «Ивана Великого» стало вызовом Петра самобытной русской традиции.

Продолжение Чистопрудного бульвара до Покровки и площадью-то назвать сложно, но тем не менее она хранит в своем названии память о Покровских воротах в стене Белого города. Напротив расположена Хохловская площадь, переходящая в Покровский бульвар. Здесь можно увидеть открытый белокаменный фундамент – единственный сохранившийся фрагмент стены Белого города. Амфитеатр вокруг музеефицированного археологического объекта – удобное место для вступительного слова о каменном зодчестве и расцвете Русского царства во вт. пол. ХVII в.

К середине ХVII в. Русь второй раз за свою историю достигла уровня современной ей европейской цивилизации. Об этом развитии говорит даже городской мусор, он не менее, чем слой западных городов насыщен изразцами, монетами, ранним стеклом. Наступление цивилизации прекрасно выражено и в каменном зодчестве. Появляется Приказ каменных дел. Возводятся десятки храмов, крепостей, каменных зданий.
В ХVII в. появляется все больше каменных жилых домов, на Руси их называли палатами (лат. palatium — дворец, чертог). Не следует путать палаты с хоромами, которые были деревянными. Власти всячески призывали горожан строить каменные дома, считая это лучшим средством против пожаров. В 1633 г. вышел царский указ: «... кто будет ставить палаты каменные.... от Государя и отца его Великого Государя Святейшего Патриарха будет милостивое слово». К концу столетия власти переходят к другим мерам. Царский указ 1683 г. объявлял: «У которых у вас дворы по большим улицам, к городовой стене к Китаю и к Белому городу, и которые ныне погорели, и тем людям указал Великий Государь делать каменное строение; а на то строение пожаловал Великий Государь, велел вам дать кирпичу из приказу Большого дворца по полтора рубля за тысячу, в долг, а деньги в Свою Государеву казну взять погодно в десять лет».

Несмотря на это вплоть до конца столетия Москва оставалась в основном деревянным городом. Вызвано это было двумя причинами: во-первых строить из камня и кирпича было дорого, а, во-вторых, русские люди справедливо считали, что жить в деревянных домах полезнее для здоровья. Поэтому дома большинства зажиточных горожан были каменно-деревянными. На первом или первом и втором каменных этажах ставили деревянные второй и третий. Целиком каменными были только дворцы.

С Покровского бульвара мы пройдем на территорию Белого города и окажемся под защитой воображаемой крепостной стены в тихом Хохловском переулке. Это живописное место назвали «Хохловкой», когда здесь стало селиться много выходцев из Украины. Повернув налево во двор дома 18, стр. 4, мы сможем дворами выйти к Палатам дьяка Украинцева в Хохловском переулке, д. 7. Попытаемся распознать в них древнейший памятник эпохи, не останавливаясь подробно на дальнейшей судьбе здания. В этом же переулке мы встретим храм Святой Троицы в Хохлах, построенный практически на рубеже веков в стиле «московского барокко». Постараемся отличить первоначальный объем архитектурного памятника от более поздних перестроек.

Далее наш путь лежит через уютные дворики Покровки в Колпачный переулок. В углу огромного церковного двора нас ждут палаты из числа самых древних в городе. Это так называемые палаты Мазепы. Подробное знакомство со строительством каменных жилых домов на Руси стоит начать именно здесь. Дошедшее до нас здание тяготеет к московскому барокко кон. ХVII в., нижнее помещение без окон, выступающее в переулок, относится к XVI в. Это белокаменный сводчатый объём, такие строения могли себе позволить лишь самые богатые бояре. Благодаря реставрации конца 1980-х годов, теперь легко прослеживаются характерные особенности здания. Это большая толщина стен, малые размеры окон, их ритм в зависимости от состава помещений, резные наличники (витые столбики, полуколонки, килевидные завершения), сводчатые потолки, выносные крыльца (следы примыкания их можно обнаружить), карнизы, парные полуколонки, парадная часть здания во внутреннем дворе, уличный фасад выходящий за красную линию переулка.

Колпачный переулок приведет нас на улицу Покровка, которой дал название Покровский великокняжеский монастырь известный с кон. ХV в. Остановимся напротив небольшого сквера. Маленький домик слева в три окна явно когда-то был втиснут между двумя строениями и шире быть не мог. Слова «перед нами легендарный шедевр архитектуры кон. ХVII в., знаменитая церковь Успения на Покровке» вызовут недоумение. К сожалению, теперь мы можем видеть только ее фотографию, на которой узнаем и строение под номером 5 по улице Покровка – это бывший Дом причта Успенской церкви. В 1936 г. церковь, прозванная «восьмым чудом света», была снесена. Следы ее былого величия нашли отражение в культуре. Баженов и Сумароков поставили ее выше храма Василия Блаженного в своем слове на заложении Кремлевского дворца, Наполеон по московскому преданию спас от огня. Достоевский выходил здесь из экипажа, чтобы пройти мимо храма пешком. Дмитрий Сергеевич Лихачёв посвятил се6я древнерусской культуре, увидев церковь Успения на Покровке в Москве. Перед сносом реставраторы успели лишь сделать обмеры, несколько деталей декора сохранились в Музее архитектуры. Недавно выяснилось, что у дома причта и храма была общая стена. Сохранились кладка ХVII в., белокаменные карнизы, уникальные резные узоры. Все это было открыто, реставрировано и теперь украшает интерьер кафе. Администрация с удовольствием принимает любознательных посетителей, провожает их на второй этаж, чтобы полюбоваться декором утраченного шедевра.

Потаповский переулок назван так по имени зодчего, создателя церкви Успения на Покровке. Следуя через него в проеме между домами 10 и 12 можно заметить еще одно свидетельство эпохи расцвета Московского царства. Это уникальный памятник древнерусской гражданской архитектуры, построенный купцом Иваном Сверчковым на основе более древних палат на белокаменном подклете рубежа XVI—XVII вв.. Современный вид Сверчковых палат это результат реставрации 1970-х годов. Стесанный в ХVIII в. декор был восстановлен, где только возможно. Палаты Сверчкова наглядно демонстрируют стиль русского узорочья – стиль первых Романовых. Юные исследователи уже сами смогут найти характерные признаки русских палат – несколько видов резных наличников, сдвоенные полуколонки, карнизы, догадаться, где могли быть наружные крыльца по следам их примыкания на западном и северном фасадах, предположить, где были подсобные помещения, а где парадные залы и жилые покои.

В окрестностях Сверчковых палат можно встретить еще несколько памятников эпохи Московского царства. Большинство из них долгое время были скрыты под более поздними наслоениями и открыты реставраторами недавно. По уже известным характерным признакам мы сможем прочитать эти «послания» Древней Москвы. Это палаты в Архангельском переулке (Архангельский пер. 5); усадьба Н. Н. Приклонской (Архангельский пер. д.10, стр. 2); палаты в Армянском переулке (Армянский пер. 3-5, стр. 10), где сейчас обосновался Музей «Огни Москвы»; недавно открытые реставраторами палаты в правой части усадьбы Лазаревых (Армянский пер. 2, стр. 2).
  • 1

    Площадь Мясницкие Ворота

    Площадь названа по находившимся здесь Мясницким (Фроловским) воротам в стене Белого города. В них когда-то проходила Мясницкая улица.    

    Пройдем по Чистопрудному бульвару и остановимся напротив высокой башни церкви Архангела Гавриила, которая хорошо видна с Чистых прудов.
  • 2

    Церковь Федора Тирона и Архангела Гавриила

    Церковь Архангела Гавриила известна с 1551 г. как деревянный приходской храм для мясников, населявших местную слободу. В 1657 году церковь упоминается уже как каменная. В кон. XVII в. значительную территорию рядом с храмом выкупил сподвижник Петра I – А.Д. Меншиков и построил церковь заново. Строительство  завершено в   1707г.  Архитектор Иван Зарудный, создававший новую церковь, работал в стилистике петровского барокко, которое заимствовало всё больше черт из европейской храмовой архитектуры. ...Подробнее

    Продолжим движение по Чистопрудному бульвару до Хохловской площади.
  • 3

    Остатки укреплений «Белого города»

    Объект археологического наследия «Остатки укреплений Белого города», был выявлен в 2007 г. во время проведения строительных работ. Открытый белокаменный фундамент – единственный сохранившийся фрагмент стены Белого города. Кладка основания стены раскрыта на протяжении 70 метров в длину и до 1,5 в глубину. ...Подробнее

    С Покровского бульвара свернем направо в Хохловский переулок. Повернув налево во двор дома 18, стр. 4. пройдем дворами к зданию по адресу Хохловский переулок, д. 7.
  • 4

    Палаты дьяка Украинцева

    Древние палаты ХVI в. построены по заказу дьяка Емельяна Игнатьевича Украинцева. Их план представлял собой букву «Г» (выстроен глаголем), а жилые помещения были разделены на традиционные в то время мужскую и женскую половины. Прислуга и хозяйственные службы, в т. ч. кухня и погреба, находились на первом уровне, а на втором располагались жилые комнаты. ...Подробнее

    Пройдем направо по Хохловскому переулку до его изгиба к храму Св. Троицы в Хохлах.
  • 5

    Церковь Святой Троицы в Хохлах

    В 1657 г. вместо крайне обветшавшей деревянной церквушки был выстроен каменный храм, к сожалению, не сохранившийся. Закладка существующей каменной церкви произведена в 1696 г. Стиль храма - «московское барокко».

    Перейдем на противоположную сторону переулка и пройдем во двор. Пешеходная дорожка ведет в соседний Колпачный переулок.
  • 6

    Палаты XVII в. (т.н. «Палаты Мазепы»)

    В основе здания – древняя белокаменная палата XVI в. включенная в более поздний кирпичный объем, появившийся в середине 1670-х годов. Позже, в конце XVII столетия, был возведен второй этаж, богато декорированный по дворовому фасаду: наличники с «разорванными» фронтонами, сдвоенные полуколонки, поребрик. До наших дней сохранились части старинной отопительной системы: отверстия печей, внутристенные дымоходы, «душники» для подачи теплого воздуха. ...Подробнее

    Снова вернемся в Колпачный переулок, повернем налево и дойдем до улицы Покровка. Снова повернем налево и остановимся напротив д. 5
  • 7

    Дом причта церкви Успения на Покровке

    В 1696-1699 гг. на средства московского купца И. М. Сверчкова мастером Петром Потаповым была выстроена новая церковь. У этого храма было 13 глав. Колокольня, которая соединялась с церковью папертью, была столь величественной, что её можно было принять за самостоятельную шатровую церковь, «иже под колоколы».  В 1936 г.  церковь, прозванная «восьмым чудом света», была снесена. ...Подробнее

    Перейдем Покровку и зайдем в кафе, которое находится в бывшем Доме причта Успенской церкви. Далее по Покровке налево, еще раз налево в Потаповский переулок и еще раз налево во двор дома № 12.
  • 8

    Палаты Сверчковых

    «Палаты гостя Сверчкова» – это уникальный для Москвы памятник древнерусской гражданской архитектуры, построенный купцом Иваном Сверчковым на основе палат на белокаменном подклете рубежа XVI—XVII вв. Внешне небольшой дом имеет довольно сложную планировку со множеством комнат, коридоров и лестниц. Декорирован в стиле узорочье – в стиле первых Романовых. Современный вид Сверчковых палат это результат реставрации 1970-х годов.. ...Подробнее

    Наша прогулка подошла к концу.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Дом Лукутиных

Дом Лукутиных

Земляной вал, д. 39, стр. 2

Живаго, хозяева дома начала ХХ века, славились своими гончими, за которыми приезжали со всей страны.

3.09
Дома
Церковь Косьмы и Дамиана

Церковь Косьмы и Дамиана

Маросейка ул., д. 14/2 стр. 3

Храм этот хотели снести, но устроили в нем склад и пивную.

3.83
Музеи
Галерея «Солянка»

Галерея «Солянка»

Галерея «Солянка» изучает и показывает современные художественные практики: всевозможные формы перформанса (включая близкие этому жанру разновидности современного танца), фильмы художников, саунд-арт, инсталляции, анимацию и кинетическую скульптуру.

В галерее были показаны работы знаковых авторов современного искусства со всего мира: Марины Абрамович, Дейчена Шье, Вито Аккончи, Вали Экспорт и группы Gelitin в перформансе; Франсиса Алюса, Сигалит Ландау и AES+F в видеоарте; Андрея Тарковского, Сергея Параджанова и Тонино Гуэрры в кино; Юрия Норштейна, Хаяо Миядзаки и Збигнева Рыбчински в анимации.

Особое внимание «Солянка» уделяет образовательным программам, включая исследовательские и научно-популярные проекты и события.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Осипу Мандельштаму

Памятник Осипу Мандельштаму

Забелина ул., д. 5 (сквер)

"Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей, Запихай меня лучше, как шапку, в рукав..."

3.19
Памятники
Памятник российской интеллигенции

Памятник российской интеллигенции

Земляной вал, д. 57, стр. 6

"Пронзенный Пегас" появился здесь 29 июня 2004 года

2.87
Дома
Дом Обрабстроя

Дом Обрабстроя

Басманный туп., дом 10/12

Девятиэтажная часть дома Обрабстроя — самая высокая жилая постройка эпохи конструктивизма.

3.44
Дома
Чайный магазин и кондитерская

Чайный магазин и кондитерская

Ул. Покровка, д. 1/13, стр. 1

Строение 1, расположенное на углу с Армянским переулком, – пример «точечной застройки» начала ХХ в.

3.1
Дома
Церковь Петра и Павла на Басманной

Церковь Петра и Павла на Басманной

Новая Басманная ул., д.11

Из-за шпиля церковь настолько не похожа на традиционный православный храм, что её можно принять за лютеранскую кирху.

3.23
Дома
Дом Г.Г. Гогеля – С.И. Плещеева

Дом Г.Г. Гогеля – С.И. Плещеева

Новая Басманная ул., д. 12 стр. 2а

Усадьба дошла до нас в практически нетронутом виде: были только растесаны окна второго этажа и разобрана лестница. Дом включен в "Альбомы Казакова"

3.25
Дома
Усадьба Лаврентьева

Усадьба Лаврентьева

Сверчков пер., д. 4

Одно время здесь снимала квартиру известная поэтесса Евдокия Петровна Ростопчина.

3.66
Дома
Дом Стахеева

Дом Стахеева

Новая Басманная ул., д. 14, стр. 1

Особняк Стахеевых построен в стиле "неогрек". После революции здесь разместилось учреждение, что сохранило от переделки прекрасные интерьеры здания.

3.68
Территории
Улица Забелина

Улица Забелина

До 1961 года улица носила название Б. Ивановский переулок, по расположенному здесь Ивановскому монастырю.

(Нет голосов)